Статья:

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Марданова А.А. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 18(285). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/285/148378 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Марданова Аделя Азатовна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университет, РФ, г. Елабуга
Панфилов Алексей Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, Елабуга

 

Аннотация. В статье рассмотрено исследование, которое сосредоточено на недооценке развития универсальных (целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и т. д.) и специфических умений (интеллектуальных, познавательных, трудовых, творческих, игровых), которые способствуют формированию самостоятельности детей как основной черты активности школьника. Цель исследования — выявить особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Методы исследования включают теоретический анализ литературы, анализ, сравнение и обобщение. Развитие самостоятельности происходит в младшем школьном возрасте. Учителя и родители должны создавать условия для выполнения заданий и реализации творческих идей.

 

Ключевые слова: самостоятельность, дети младшего школьного возраста, самоконтроль, школьная зрелость.

 

В младшем школьном возрасте основным направлением становится учебная деятельность [1, c. 25].

Занятия в начальной школе предполагают активную реакцию на непосредственные впечатления. Из-за импульсивности детей в этом возрасте занятия зачастую проходят в быстром темпе и напряженности. Важно не допускать скуки, часто меняя упражнения, сводя к минимуму перерывы и поддерживая внимание детей.

Самостоятельность школьников прослеживается в умении оценить собственную деятельность и работу других детей. Отличительной особенностью проявления самостоятельности школьников является ее организованность. Эти дети проявляют в умении инициативу при выполнении задуманного или порученного взрослым дела.

Самостоятельность — это качество человека, включающее в себя выполнение действий и осуществление самоконтроля. Развитие самостоятельности происходит в младшем школьном возрасте. Первое проявление наблюдается в раннем детстве, когда ребенок начинает тянуться к игрушке.

Развитие самостоятельности – очень важный аспект в становлении личности младшего школьника. Развитие самостоятельности подразумевает проявление инициативы, принятие решений, понимание важности нести ответственность за свои решения. Данный аспект очень важен для становления и развития личности. Поэтому данная проблема очень актуальна в современном мире, поскольку современное общество требует от личности готовности к проявлению себя как творческую и всесторонне развитую.

Задача учителей и родителей - создать условия для выполнения имеющихся заданий и реализации творческих идей [2, c. 13].

Исследование проводилось на базе школы «Университетская» в городе Елабуга. В нём приняли участие ученики 7–8 лет (1–2 классы), всего 20 человек.

Среди участников было 55 % мальчиков и 45 % девочек. В исследовании участвовали 75 % учеников 7 лет и 25 % учеников 8 лет. Далее будут проанализированы результаты исследования.

Методики:

  1. Методика «Внутренняя позиция школьника» (Н. И. Гуткина) — экспериментальная беседа для выявления внутренней позиции школьника.
  2. Методика «Сказка» (Н. И. Гуткина) — определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребёнка.
  3. Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) — диагностика развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольной регуляции деятельности.
  4. Методика изучения уровня развития самостоятельности М. Н. Поляковой «Догадайся, что это за предмет» — выявление представлений о самостоятельности, понимания детьми её значимости и уровня развития познавательной самостоятельности.

По результатам исследования мы получили следующие данные:

Таблица 1.

Анализ результатов исследования

 

 

 

 

 

 

 

Ср.знач.

Методика «Внутренняя позиция школьника» (Н. И. Гуткина)

Методика «Сказка» (Н. И. Гуткина)

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

Методика изучения уровня развития самостоятельности М.Н.Поляковой «Догадайся, что это за предмет»

6,35

6,5

6,55

6,5

 

Таким образом, большинство детей имеют средний уровень внутренней позиции школьника, они ответили на вопросы, но некоторые из них не знали ответы, например, какую роль они хотели бы играть в игре — учителя или ученика; познавательной мотивационной направленности. Также большинство детей имеют средний уровень развития произвольного внимания.

Чтобы ребёнок развивал самостоятельность, взрослые должны оказывать ему поддержку. Взрослый должен оценивать действия ребёнка, когда тот выполняет что-либо самостоятельно.

Самостоятельность — это качество человека, которое включает в себя выполнение действий и самоконтроль. Развитие самостоятельности происходит в младшем школьном возрасте.

Первые проявления самостоятельности можно заметить ещё в раннем детстве, когда ребёнок тянется к игрушкам. Задача педагогов и родителей — создать условия для выполнения учебных заданий и реализации творческих идей.

Таким образом, развитие самостоятельности особенно необходимо в современном мире, поскольку современное общество требует от современного человека готовности к проявлению себя как всесторонне развитую личность.

 

Список литературы:
1. Немов, Р.С. Психология образования: учебник / Р.С. Немов. – Москва: Владос, 2018. – 606 с. – ISBN: 978-5-691-01133-7. 
2. Токарева, Т.Э. Развитие самостоятельности детей в онтогенезе / Т.Э. Токарева, Н.В. Полтавцева – Москва: Просвещение, 2014. – 95 с. https://urait.ru/bcode/445230 (дата обращения: 14.04.2024).