Статья:

Социальные страхи студентов медицинского университета

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Тимошкин С.И. Социальные страхи студентов медицинского университета // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 27(120). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/120/76217 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные страхи студентов медицинского университета

Тимошкин Сергей Иванович
студент, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара
Акопов Гарник Владимирович
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедры Общей и социальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Чувства, вызываемые страхом, неприятны, но страх выполняет важные функции в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную [11; 15–17].

Страх предупреждает человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике и мобилизовать ресурсы при встрече или поиске путей избегания. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Страх также способствует защите человека  от чужеродного, неприемлемого влияния извне. Он помогает человеку ощутить границы личностного, безопасного пространства и отношений, в которых сохраняется уверенность в себе, а так же интегрируются внутренние психические ресурсы [16; 17; 30].

Проблемами страха, причинами их возникновения и классификацией в научном контексте занимались такие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, как: В.И. Гарбузов, Ч. Дарвин, У. Джемс, А.И. Захаров, К. Изард, У. Мак-Дугалл, В.А. Миниярова, И.П. Павлов, А.М. Прихожан, П.В. Симонов, С. Томкинс, Г. Эберлейн и др. В научных трудах и исследованиях вышеотмеченных авторов, страх рассматривается с точки зрения необходимого звена в последовательной цепи эволюции человеческого рода.  Они изучили психофизиологические проявления страха, врожденные предпосылки и социально-психологические факторы возникновения различных страхов, выделили структуру страха, а также рассматривали функциональное значение и механизмы его протекания, динамику влияния на висцеральные изменения и особенности условно-рефлекторных связей с другими эмоциональными состояниями и выявили возрастные особенности протекания страха и преобладающие виды страха относительно возрастной границы. Анализ медицинской, психологической и педагогической советской, российской и западной литературы позволил выявить разнонаправленные позиции ученых относительно понимания термина «страх». Однако в одном аспекте позиции психологов и педагогов сходятся – страх имеет определенные детерминанты возникновения и соответствующую типологию [1, с. 127-129].

В зависимости от происхождения и возникновения триггера страха можно выстроить его типологию:

– биологические, возникающие на основе физиологических процессов;

– социальные, имеющие психосоциальное происхождение;

– экзистенциальные страхи, причинами которых являются конкретные жизненные события, психоэмоциональные и травматические ситуации, влияющие на жизнь и существование человека, инстинкт самосохранения;

– реальные страхи, причиной возникновения которых являются реальные объекты (субъекты) и ситуации;

– воображаемые страхи, возникают на основе личностных переживаний человека, психоэмоциональных особенностей;

– конструктивные страхи имеют биологическое происхождение и защитную функцию, необходимую для выживания;

– патологические, невротические и т.п. могут возникать на основе физических (соматических) заболеваний, психоэмоциональных особенностей и социального детерминанта;

– личностные страхи возникают на основе личностных, психоэмоциональных особенностей и переживаний человека;

– ситуативные страхи могут возникнуть в определенной ситуации;

– острые страхи, причиной возникновения которых являются определенные ситуации;

– хронические страхи имеют биологическое происхождение, но часто возникновение и продолжительность страха может зависеть от личностных и психоэмоциональных особенностей;

– техногенные страхи, причинами возникновения которых являются техногенные катастрофы;

– природные страхи, возникающие в связи с природными явлениями и вызывающие оправданные опасения;

– ночные страхи могут возникать из-за симбиоза психофизиологических и социальных детерминантов;

– внушенные страхи, возникают на основе семейного воспитания, поло-ролевых различий, религиозных представлений;

– «профессиональные» страхи, которые могут возникать в процессе выполнения своей или чужой профессиональной деятельности (например, страх врачей и медицинского вмешательства);

– «возрастные» страхи, которые могут возникнуть в определенный возрастной период и т.д. [2, c. 8-11].

Данную типологию страхов можно объединить в две большие группы – внешние и внутренние страхи. Однако для нас наиболее интересным видом, из представленной выше классификации, является изучение социальных страхов.

В отечественной психологической науке термин «социальных страх» появился и начал употребляться в исследованиях и журналах, монографиях, благодаря активному развитию такого раздела психологии, как социальная психология [7, c. 78-80].

По мнению А.В. Абрамовой и Ю.В. Яхункиной, социальные страхи можно рассмотреть с двух позиций. К первой позиции относится характеристика социального страха, как процесса социализации человека в онтогенезе. Вторая позиция термин «социальный страх» трактует как страх, возникающий из-за отношений и объектов (субъектов) социальной сферы.

Важно отметить, что причинами возникновения социального страха могут быть различные факторы и условия.

Анализ отечественных и западных научных публикаций позволил выявить основные детерминанты социального страха. К ним относятся такие факторы и условия, как:

– психоэмоциональные и индивидуальные особенности личности;

– возрастные и гендерные особенности;

– семейные отношения и окружающие;

– культурно-исторические условия жизни;

– социально-экономические условия;

– ценностно-смысловые ориентации.

Существует множество классификаций социальных страхов. Отметим наиболее общую типологию, которая включает в себя три большие группы социальных страхов.

 Первая группа – катастрофическое сознание, в которую входят такие страхи, как:

– страх нарушения общественного порядка;

– страх угрозы всемирной безопасности;

– страх природной катастрофы;

– страх крупной техногенной катастрофы.

Вторая группа – социальная тревожность, которая представлена такими аспектами возникновения и проявления страха, как:

– социально-политический риск;

 – межнациональный конфликт;

– военное столкновение;

– угроза государственной безопасности.

Третья группа – личные опасения, которые представлены следующими видами страхов:

– страх малых групп;

– страх отдельного индивида;

– страх угрозы жизни или здоровью человека и безопасности имущества.

Отметим, что существует специфическая классификация социальных страхов, которая связана с гендерными и поло-возрастными особенностями, ролевыми функциями и с учебной и профессиональной деятельностью.

В современных исследованиях наиболее часто социальные страхи студентов разных вузов, и медицинского университета в частности, представлены в следующей видовой категории:

– страх перед начальством (перед администрацией и преподавателями факультета);

– страх перед экзаменами;

– страх перед преступностью;

– страх бедности;

– страх возможных неблагоприятных изменений в личной жизни;

– страх перед публичными выступлениями;

– страх ответственности.

Ученые в области психологии так же отмечают, что диагностируемая личностная тревожность может повышать вероятность проявления социального страха [5, c. 176-188].

В связи с этим, направлением нашего теоретико-эмпирического исследования стало изучение социальных страхов студентов медицинского университета, а также выявление у них личностной тревожности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе лечебного факультета СамГМУ. Общее количество студентов-респондентов составило - 44 студента, 3 курса, имеющих возрастную границу от 20-ти до 22-х лет.

Для определения социальных страхов и личностной тревожности применялись следующие диагностические методики: «Опросник иерархической структуры актуальных страхов» Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой (ИСАС) [6, c. 56-61] и опросник «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга (адаптированный в русском переводе Ю.Л. Ханиным).

Результаты исследования с помощью методики «Опросник иерархической структуры актуальных страхов» Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой (ИСАС) показали, что менее выраженными социальными страхами у студентов-респондентов являются: страх бедности (36,5 %), страх изменений в личной жизни (35,8%), страх перед публичным выступлением (27,9%) и страх ответственности (24,8%). Наиболее выраженными социальными страхами у студентов-респондентов медицинского университета являются: страх перед экзаменами (59,4%), страх преступности (40%), страх начальства (38,6%). Следовательно, социальный страх студентов перед экзаменами, преподавателями и администрацией факультета на 3-м курсе остается еще весьма актуальным.

Благодаря применению опросника «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга (адаптированного в русском переводе Ю.Л. Ханиным) были выявлены уровни личностной тревожности у студентов медицинского университета.

Отметим результаты Опросника по соответствующий уровням (низкий, средний, высокий).

Низкий уровень личностной тревожности в группе студентов выявлен у 11 студентов (25%). Следовательно, испытуемые этого уровня могут рационально рассматривать возникающие разного рода жизненные ситуации и выстраивать план действия в соответствии с ними.

Средний уровень личностной тревожности был выявлен у 20 студентов (45%), что составляет большую часть группы студентов. Для них тревожность является естественной и обязательной особенностью активности личности, которая позволяет играть мобилизующую и мотивирующую функцию, усиливать чувство ответственности и проявляется в качестве беспокойства за результат выполнения задания.

Высокий уровень личностной тревожности диагностирован у 13 студентов (29,5% испытуемых). У студентов медицинского университета с выраженным высоким уровнем личностной тревожности наблюдается склонность воспринимать социальную окружающую среду в качестве опасной угрозы для его личности и имущества. Следовательно, испытуемые студенты с таким уровнем могут интенсивнее проявлять тревожность в различных ситуациях, а также чаще испытывать тревожность в ситуации, касающейся их оценки внешнего вида, компетентности и престижа.  В итоге большинство студентов в этой диагностируемой группе испытывают умеренную личностную тревожность.

Таким образом, было определено, что проблемами страха, причинами его возникновения и классификацией в научном контексте занимались отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Термин «социальный страх» рассматривается с двух определяющих позиций, как процесс социализации и как страх, возникающий из-за отношений и объектов (субъектов) социальной сферы. Анализ современных исследований, а также теоретико-методологический анализ медицинской, психологической и педагогической научной литературы позволил раскрыть детерминанты возникновения и соответствующую им типологию социальных страхов студентов медицинского университета. Видами социального страха студентов медицинского университета являются: страх перед начальством (перед администрацией и преподавателями факультета); страх перед экзаменами; страх перед преступностью; страх бедности; страх возможных неблагоприятных изменений в личной жизни; страх перед публичными выступлениями; страх ответственности. При этом благодаря результатам качественного и количественного анализа на выборке студентов медицинского университета было выявлено, что наиболее выраженными социальными страхами у студентов-респондентов медицинского университета являются: страх перед экзаменами, страх начальства, страх преступности, а преобладающий уровень личностной тревожности в группе студентов – средний. Так же стоит отметить, что умение справляться с генерированием социальных страхов  путем расслабления эмоционального напряжения, оказывает положительное влияние на студентов, во время обучения вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности как специалиста медицинского звена.

 

Список литературы:
1. Абрамова А. В., Яхункина Ю. В. К вопросу о социальных страхах современной молодежи // Инновационно-технологическое развитие науки. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Уфа, 2017.  С.127-129.
2. Миниярова В. А. Особенности проявления страхов у студентов с различным социально-психологическим типом личности: диссертация ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 147 с.
3. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. / Зрелость. Т. 1. – М.: Вече, АСТ, 2000. С. 287.
4. Шафранская К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиа¬гностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. 1976. С. 176-188.
5. Щербатых Ю. В. Психология страха. – М.: Изд-во Эксмо, 2014.  512 с.
6. Ярушкин Н. Н., Сатонина Н. Н. Социальный страх как регулятор ответственного поведения личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2007. № 1. С. 78 - 84.
7. Гудкова, Е. О. Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза / Е. О. Гудкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62341/ (дата обращения: 21.05.2020).
8. Сагалакова О. А., Д. В. Труевцев. Социальные страхи и социофобии. — Томск: Изд-во том. Ун-та, 2007.
9. Гриднева С. В., Тащёва А. И. Феноменология страхов: психологическая коррекция и профилактика. – Ростов-на-Дону: Изд-во: ФГАОУВО "Южный Федеральный Университет" [С. 11; 15–17.30].