ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению эффективности профориентационного компьютерного тестирования для профессионального самоопределения личности. Выделяются плюсы и минусы компьютерной профдиагностики.
Ключевые слова: Самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, компьютерная профдиагностика.
Профессиональное самоопределение представляется одним из важных решений в жизни любого человека. Самоопределение обуславливает не только выбор специальности и развитие в ней, но и жизненный путь, общественное окружение, а также уровень благосостояния и, как следствие, социальное и психологическое благополучие. В современных условиях профессиональное самоопределение делается актуальным для различных возрастов и на разных стадиях жизнедеятельности человека. Впрочем, особенную авторитетность, вопрос профессионального самоопределения приобретает у старшеклассников.
Согласно национальной психологической энциклопедии [1], самоопределение – это выбор человеком порядка ценностей, норм морали, конфигурации поведения, образа жизни, которые делают его развитой, независимой личностью. Профессиональное самоопределение — это процесс вырабатывания личностью своего отношения к профессионально- трудовой сфере и порядок её самореализации. А система научно аргументированных мероприятий, ориентированных к на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономических условий на рынке труда, оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве – называется профессиональной ориентацией. Процесс профессионального самоопределения содержит несколько компонентов: профессиональное информирование, тестирование, консультирование, психологическая поддержка и профотбор. Данные составляющие не только способствуют, сознательному самоопределению, но и помогают объединять свои способности для современного рынка труда. В современных условиях процесс профессионального самоопределения уместно реализовывать путем введения передовых методов и технологий профдиагностки. Одним из таких методов – является профессиональное компьютерное тестирование.
Компьютерная диагностика – это направление исследований, сопряженное с применением информационных технологий при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также создании и применением компьютерных тестов. Главной целью данного направления является формирование психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных диагностических методик, а также разработка совершенно е новых вариантов исследований и методов работы с экспериментально- психологической базой. Следовательно, исследования в области компьютерной психодиагностики нацелены на решение практических задач, а именно, на обеспечение психологов высококачественным психодиагностическим инструментам, организовываемым на базе новых информационных технологий. Для специалистов, опыт работы с компьютерными версиями профдиагностических методик позволяет определить положительные эффекты:
- Быстрая скорость обработки информации и получения итогов тестирования;
- Сосредоточение на разрешение только профессиональных задач, вследствие избавления от шаблонных операций;
- Правильность регистрации итогов и исключение ошибок обработки начальных данных;
- Проведение глобальных психодиагностических исследовательских работ в сжатые строки;
- Эталонирование условий психодиагностического эксперимента за счет единообразного проведения инструктажа;
- Возможность для испытуемого быть более честным и естественным в течение исследования вследствие конфиденциальности тестирования;
- Применение времени как управляемого, так и диагностического параметра теста;
- Возможность регулярно копить и сохранять не только сведения об испытуемом, но и сами результаты тестирования.
Недочеты компьютеризации методик:
- Надлежит изменению тестовых общепризнанных мер;
- Возможно психологическое препятствие во взаимодействии с компьютером;
- Искажение формулировки;
- Ограниченность во времени;
- Отдельные тесты не переводятся в компьютерный режим.
Следовательно, можно сделать следующий вывод, профессиональное самоопределение актуально для современности и должно соответствовать современным требованиям. Компьютеризация психодиагностических методик, существенно улучшает работу психологов, делает её более быстрой и систематизированной, однако также она имеет свои недостатки, которые стоит учитывать при компьютеризации методик диагностирования.