Статья:

СВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Борисевич А.А. СВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(215). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(215).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Борисевич Алина Андреевна
студент Школы Искусств и Гуманитарных Наук Дальневосточного Федерального Университета, РФ, г. Владивосток

 

RELATIONSHIP OF PROCRASTINATION LEVEL ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS OF THE FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

 

Alina Borisevich

Student of the School of Arts and Humanities Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. академическая прокрастинация является актуальной проблемой для современных студентов. В данном исследовании авторы ставят цель исследовать связь между феноменом прокрастинации и уровнем академической успеваемости студентов.

Abstract. Academic procrastination is an urgent problem for modern students. In this study, the authors aim to investigate the relationship between the phenomenon of procrastination and the level of academic performance of students.

 

Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, академическая успеваемость, общая прокрастинация.

Keywords: procrastination, academic procrastination, academic performance, general procrastination.

 

«Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня». Как часто мы слышим это выражение, но не придаём большого значения. Но в современном мире у каждого человека множество задач, дедлайнов и ответственности. И из-за насыщенного списка дел многие люди, причем независимо от возраста, сферы деятельности или других факторов, сталкиваются с таким явлением как синдром откладывания или прокрастинация. Он заключается в том, чтобы откладывать дела первой важности на потом, замещая их или бесполезными, не такими важными делами, или же отсутствием деятельности.

Тема прокрастинации важна, потому что она связана с нашим психологическим и эмоциональным благополучием. Прокрастинация – это откладывание важных дел и задач на потом, неспособность справляться с ними вовремя, что может привести к стрессу, тревоге, ухудшению настроения и производительности. Прокрастинация также может стать причиной неудач в карьере и личной жизни.

В настоящее время существует множество толкований прокрастинации, однако нет единого и всеобщего понимания этого явления. При определении термина авторы и ученые-исследователи обычно выделяют две основные составляющие: откладывание реализации того или иного намерения и наличие, в связи с этим, чувства психологического дискомфорта.

Российские и зарубежные исследователи понимают феномен прокрастинации абсолютно по-разному. Например, П. Стил, Н. Милграм считают, что добровольное откладывание дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки. [8, c. 92]

Дж. Бурка и Л. Юэн понимают данный феномен как стратегию защиты индивида от низкой самооценки. [2]

А. Эллис и Б. Кнаус считают, что прокрастинация – это эмоциональное расстройство, корни которого лежат в иррациональном мышлении. [10]

Д. Ирвинг Л. Янис и Л. Манн определяют прокрастинацию как неэффективная копинг-стратегию. [11, c. 488]

Дж. Эйнсли, как представитель поведенческого подхода, определяет прокрастинацию «основным человеческим побуждением» тех, кто привык выбирать краткосрочную работу, за которую обязательно будет какое-то вознаграждение. [9, c. 463]

В. Ковылин, Е. П. Ильин, Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко и ряд других отечественных исследователей определяют прокрастинацию как лень, хотя характеризует ее как тенденцию постоянно откладывать неприятные вещи «на потом» несмотря на то, что это приведет к определенным проблемам и осложнениям. [5, c. 224] [6, c. 22] [7, c. 421]

Я. И. Варвичева: «психологические механизмы, стоящие за ленью и прокрастинацией, во многом сходны», но к особенностям прокрастинации прибавляет осознанность процесса. [3, c. 121]

Л. И. Дементий отмечает прокрастинацию как слабость или отсутствие формирования потенциального регулятора личности, выражающуюся в неспособности контролировать ситуацию. [4, c. 4]

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи уровня прокрастинации и академической успеваемости студентов. Гипотеза исследования состоит в том, что у студентов с низким уровнем выраженности прокрастинации академическая успеваемость выше, чем у студентов с высоким уровнем прокрастинации.

Для проверки гипотезы были использованы психодиагностические методы:

  • авторская анкета, с помощью которой были собраны необходимые социально-демографические данные об испытуемых, а также информация об академической успеваемости, в частности балл аттестата о среднем образовании и рейтинг академической успеваемости в ВУЗе.
  • шкала академической прокрастинации, PASS (адаптация М. В. Зверевой), предназначена для оценки прокрастинации в области учебной деятельности по трем параметрам: частота, причины, личностные характеристики. Методика ориентирована на студентов в возрасте 18–25 лет.
  • методика выявления прокрастинации Tuckman (адаптация Т. Л. Крюковой), направленная на оценку тенденций к прокрастинации у студентов.

Теоретическим объектом исследования является феномен прокрастинации.

Эмпирическим объектом исследования являются студенты Дальневосточного федерального университета в возрасте от 18 до 30 лет. В исследовании участвовало 25 человек, из них 8 юношей и 17 девушек. 

По результатам исследования можно сделать вывод, что только у одного из 25 испытуемых высокий уровень общей прокрастинации по методики Tuckman. У большинства уровень общей прокрастинации на низком нормальном уровне.

По результатам шкалы академической прокрастинации PASS у одного человека низкий уровень; у 15 человек, что соответствует 60% опрошенных, средний уровень и у 9 высокий уровень академической прокрастинации. То есть большинство исследуемых студентов склонны откладывать учебные задачи «на потом».

После прохождения методик результаты были проанализированы и проинтерпретированы с помощью метода математической статистики. Эмпирическое распределение переменных «Средний балл аттестата», «РАУ», «Уровень прокрастинации по шкале Такмана» отличаются от нормального (p ≤ 0,05) (таблица 1). Поэтому для нахождения корреляции было решено использовать коэффициент Спирмена (таблица 2).

Таблица 1.

Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова

 

Была проверена связь между уровнем прокрастинации и среднем баллом аттестата о среднем образовании, а также отдельно с рейтингом академической успеваемости в ВУЗе. По результатам статистической проверки корреляция между средним баллом аттестата и уровнем прокрастинации связь не была выявлена (p ≥ 0,05). Между академическим рейтингом в ВУЗе и уровнем прокрастинации также связи выявлено не было (p ≥ 0,05).

Таблица 2.

Коэффициент корреляции Спирмена

 

Из результатов методик математической статистики следует, что уровень общей прокрастинации не влияет на уровень успеваемости студентов.

Анализируя связь между результатом шкалы академической прокрастинации PASS и успеваемостью между средним баллом аттестата связь обнаружена не была (p ≥ 0,05). Между частотой прокрастинации и рейтингом академической успеваемости связь была установлена (p ≤ 0,05, rs = -0,479). Данную связь мы можем оценить как умеренную и обратную, то есть чем выше уровень прокрастинации, тем ниже уровень успеваемости. Для оценки тесноты связи была использована шкала Чедокка (таблица 3).

Таблица 3

Шкала Чедокка

Абсолютное значение rxy

Теснота (сила) корреляционной связи

менее 0.3

слабая

от 0.3 до 0.5

умеренная

от 0.5 до 0.7

заметная

от 0.7 до 0.9

высокая

более 0.9

весьма высокая

 

Из результатов статистических методов гипотеза данного исследования подтверждается лишь частично. Такие данные можно объяснить тем, что респонденты, прошедшие исследование, закончили одиннадцатый класс год и более назад, а шкала PASS показывает уровень академической прокрастинации на данный момент. В процессе перехода из школы в ВУЗ на уровень прокрастинации могли повлиять различные факторы, такие как: смена обстановки, окружение, требования, система оценивания, самостоятельность и другие. То есть данные полученные при проверке связи рейтинга академической успеваемости в ВУЗе и уровня академической прокрастинации PASS можно считать более актуальными.

 

Список литературы:
1. B. W. Tuckman. The development and concurrent validity of the Procrastination Scale // Educational and Psychological Measurement, 1991. 
2. Бурка Дж., Юэн Л. Прокрастинация: почему вы это делаете, что с этим делать. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley, 1983 // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации. URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx 
3. Варвичева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я. И. Варвичева // Вопросы психологии. – 2010. - №3. 
4. Дементий, Л. И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л. И. Дементий, Н.Н. Карловская // Психология обучения. – 2013. – №7. 
5. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер, 2011. 
6. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинация / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: Электронный научный журнал. – 2013.– № 2. 
7. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. // М.: Прайм–Еврознак, 2008.
8. Стил, П. Возбуждение, избегание и принятие решений: существуют ли они? /Личность и индивидуальные различия / Р. Сталь // – 2010. – Т.48 (8). 
9. Эйнсли Дж. Благородное вознаграждение: поведенческая теория импульсивности и импульсный контроль // Психологический вестник. 1975. Том. 82. 
10. Эллис А., Кнаус В. Дж. Преодоление прокрастинации. Нью-Йорк: Signet Books, 1979. // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации. URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx
11. Янис И., Манн Л. Принятие решений. Психологический анализ конфликта, выбора и обязательств. Нью-Йорк, 1979.