Статья:

Исследование влияния ценностных ориентаций на гражданскую и этническую идентичность студентов

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Ушакова К.Н. Исследование влияния ценностных ориентаций на гражданскую и этническую идентичность студентов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование влияния ценностных ориентаций на гражданскую и этническую идентичность студентов

Ушакова Ксения Николаевна
студент 4 курса, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», РФ, г. Чита
Дагбаева Соелма Батомункуевна
научный руководитель, д-р психол. наук, доц. кафедры психологии образования, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», РФ, г. Чита

 

В статье особое место уделяется проблеме гражданской и этнической идентичности студентов. Представлены результаты эмпирического исследования влияния ценностных ориентаций на гражданскую и этническую идентичность студентов.

В настоящее время в обществе особое внимание уделяется проблеме гражданской и этнической идентичности и рассматривается эта проблема как одна из наиболее важных, и актуальных на данный момент [3]. Рассматривая проблему формирования гражданской и этнической идентичности студентов, можно говорить об упадке идентичности граждан РФ. При этом, Россия является поликультурной страной в которой отдельное внимание уделяется развитию этнокультурных особенностей и традиций её народов. Считается, что именно полиэтничная среда, с одной стороны, является мощным стимулом формирования толерантного и уважительного отношения к представителям других этнокультурных групп, а с другой стороны, вызывает опасность формирования нетерпимости и ксенофобии в молодежной среде [1;2;4].

В связи с выше изложенным нами была поставлена цель: исследовать влияние ценностных ориентаций на гражданскую и этническую идентичность студентов. Мы предположили, что в структуре ценностных ориентаций студенческой молодежи имеются межкультурные различия и существует взаимосвязь ценностных ориентаций и гражданской, этнической идентичности.

В соответствии c задачами исследования нами был осуществлен теоретический анализ проблемы гражданской и этнической идентичности ценностных ориентаций студентов, изучены основные понятия.

Нами было осуществлено эмпирическое исследование особенностей гражданской и этнической идентичности студентов. Исследовательскую деятельность мы проводили в Читинской государственной медицинской академии и Забайкальском государственном университете г.Чита. Для проведения исследования была взята группа из 200 человек, из них 156 девушек и 44 юноша двух культур (русская и бурятская). Возраст респондентов – от 17 до 26 лет. Среди них студенты 1, 2, 4 курсов, направлений: лечебное дело, психология образования.

Для исследования гражданской и этнической идентичности студентов нами был использован метод тестирования с применением комплекса следующих методик: ценностный опросник Ш. Шварца, методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), методика измерения выраженности гражданской идентичности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко).

Обратимся к результатам, полученным при диагностике исследования гражданской и этнической идентичности студентов. Рассмотрим показатели ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов студентов русской, бурятской культуры, полученные с помощью методики «Ценностный опросник Ш. Шварца». Результаты по методике представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1.

Результаты исследования ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов студентов русской культуры по методике «Ценностный опросник Ш. Шварца»

Ценности

Ценности на уровне нормативных идеалов

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов

Конформность

5,69

2,78

Традиции

6,20

2,75

Доброта

5,88

3,29

Универсализм

5,88

3,50

Самостоятельность

5,81

3,13

Стимуляция

6,07

3,51

Гедонизм

6,17

3,56

Достижения

6,31

3,59

Власть

6,00

3,67

Безопасность

5,63

3,09

 

Анализ полученных данных показал, что наиболее предпочитаемыми ценностями на уровне нормативных идеалов студентов русской культуры явились «Достижения» (6,31), «Традиции» (6,20), «Гедонизм» (6,17), на уровне индивидуальных приоритетов «Власть» (3,67), «Достижения» (3,59), «Гедонизм» (3,56).

Наименее предпочитаемыми выступили такие ценности на уровне нор­мативных идеалов, как «Самостоятельность» (5,81), «Конформность» (5,69), «Безопасность» (5,63), на уровне индивидуальных приоритетов «Конформность» (2,78), «Традиции» (2,75), «Безопасность» (3,09).

В таблице 2 представлены данные полученные нами на выборке студентов бурятской культуры.

Таблица 2.

Результаты исследования ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов студентов бурятской культуры «Ценностный опросник Ш. Шварца»

Ценности

Ценности на уровне нормативных идеалов

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов

Конформность

6,06

3,04

Традиции

6,15

3,42

Доброта

5,82

3,00

Универсализм

6,52

3,26

Самостоятельность

5,99

3,00

Стимуляция

6,83

3,21

Гедонизм

6,15

3,62

Достижения

6,23

3,47

Власть

6,30

4,00

Безопасность

6,36

3,21

 

По результатам, представленным в таблице 2 видно, что наиболее предпочитаемыми ценностями на уровне нормативных идеалов у студентов бурятской культуры явились «Стимуляция» (6,83), «Универсализм» (6,52), «Безопасность» (6,36), на уровне индивидуальных приоритетов такие ценности, как «Власть» (4,00), «Гедонизм» (3,62), «Достижения» (3,47).

Наименее предпочитаемыми ценностями у студентов бурятской культуры на уровне нормативных идеалов выступили «Доброта» (5,82), «Самостоятельность» (5,99), «Конформность» (6,06), на уровне индивидуальных приоритетов так же наименее предпочитаемыми ценностями «Доброта» (3,00), «Самостоятельность» (3,00), «Конформность» (3,04).

Таким образом, проведенный анализ показал различия и сходства в ценностных ориентациях студентов русской и бурятской культуры. Согласно данным (таблицы 1, 2) у студентов имеются сходства в выборе ценностей, которыми они руководствуются в своей жизни, а именно «Власть», «Достижения», «Гедонизм».

В соответствии с поставленными задачами, мы провели корреляционный анализ. В таблице 3,4,5,6 представлена взаимосвязь компонентов гражданской, этнической идентичности и ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов по Шварцу у студентов русской и бурятской культуры.

Таблица 3.

Взаимосвязь компонентов гражданской и этнической идентичности и ценностей на уровне нормативных идеалов по Шварцу у студентов русской культуры

Идентичность

 

 

Ценности

Гражданская

Этническая

1

2

Этнонигилизм

Этнич. индифферентность

Норма

Этноэгоизм

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

Конформность

-0.10

0.05

-0.13

0.11

0.02

-0.07

0.00

0.14

Традиции

0.01

-0.01

-0.10

0.03

-0.02

-0.01

0.03

0.06

Доброта

-0.14

-0.12

-0.08

0.16

0.02

-0.10

0.01

0.01

Универсализм

-0.01

0.04

-0.17

0.09

-0.05

-0.10

-0.01

0.07

Самостоятельность

0.05

-0.04

-0.05

0.09

0.01

0.03

-0.07

0.04

Стимуляция

-0.04

0.09

-0.03

0.15

-0.06

0.11

0.01

0.03

Гедонизм

0.01

-0.14

-0.10

0.01

0.04

0.00

-0.11

0.09

Достижения

0.09

-0.03

-0.05

0.08

0.10

0.00

-0.07

0.00

Власть

0.16

0.12

-0.10

-0.04

0.02

0.09

0.02

0.09

Безопасность

0.11

0.13

-0.18*

-0.03

-0.05

-0.10

0.01

0.12

Примечание: «*» значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,05; «**» высокая значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,01

Как видно из таблицы присутствует отрицательная корреляция между этнонигилизмом и ценностью «Безопасность» (p≤0,05)

 

Таблица 4.

Взаимосвязь компонентов гражданской и этнической идентичности и ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по Шварцу у студентов русской культуры

Идентичность

 

 

Ценности

Гражданская

Этническая

1

2

Этнонигилизм

Этнич. индифферентность

Норма

Этноэгоизм

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

Конформность

0.09

-0.07

-0.10

-0.24*

0.06

0.08

0.01

0.09

Традиции

-0.01

-0.06

-0.07

-0.04

-0.01

-0.00

0.01

0.20*

Доброта

0.03

0.09

-0.23*

-0.12

0.04

-0.14

0.00

0.03

Универсализм

-0.05

0.01

-0.19*

0.01

-0.05

-0.10

-0.08

-0.02

Самостоятельность

0.00

0.07

-0.14

-0.09

0.07

0.05

0.02

-0.06

Стимуляция

-0.08

0.12

-0.08

0.07

-0.02

0.03

0.04

-0.09

Гедонизм

-0.07

0.01

-0.09

0.05

0.02

-0.04

-0.02

-0.04

Достижения

0.10

0.24**

-0.21*

-0.13

0.07

0.02

0.13

0.02

Власть

0.09

0.15

-0.13

-0.08

0.19*

-0.05

-0.01

-0.05

Безопасность

0.07

0.04

-0.11

0.00

0.04

0.01

0.01

0.02

Примечание: «*» значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,05;

«**» высокая значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,01

 

Согласно данным таблице 4 видно, что присутствует значимая взаимосвязь между типом этнической идентичности норма и ценностью «Власть» (р≤0,05); этнофанатизмом и ценностью «Традиции» (р≤0,05). Преобладает значимая корреляция между гражданской идентичностью и ценностью «Достижения» (р≤0,01). Отрицательная корреляция между этнонигилизмом и ценностями «Достижения», «Доброта» «Универсализм» (р≤0,05); этнической индифферентностью и ценностью «Конформность» (р≤0,05).

Таблица 5.

Взаимосвязь компонентов гражданской и этнической идентичности и ценностей на уровне нормативных идеалов по Шварцу у студентов бурятской культуры

Идентичность

 

 

Ценности

Гражданская

Этническая

1

2

Этнони гилизм

Этнич. индифферентность

Норма

Этноэгоизм

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

Конформность

0.32**

0.30**

-0.14

0.01

0.24**

-0.04

-0.05

0.13

Традиции

0.14

-0.04

-0.02

-0.15

0.05

0.14

0.08

0.26**

Доброта

0.14

0.00

-0.06

0.08

0.19*

-0.09

0.06

0.14

Универсализм

0.22*

0.05

-0.22*

-0.12

0.05

-0.14

-0.08

0.09

Самостоятельность

0.16

0.00

-0.15

-0.04

0.10

0.06

0.08

0.02

Стимуляция

0.08

0.03

-0.13

0.08

0.19*

0.03

0.04

0.23*

Гедонизм

0.07

0.01

0.07

-0.17

0.04

0.05

0.11

0.27**

Достижения

0.07

-0.02

-0.10

-0.27**

0.07

0.06

0.23*

0.19*

Власть

-0.06

0.03

0.03

-0.17

0.16

-0.02

0.22*

0.37**

Безопасность

0.17

0.22*

-0.27**

-0.05

0.24**

-0.20*

-0.14

0.05

Примечание: «*» значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,05;

«**» высокая значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,01

 

Как видно из таблицы 5 присутствует большее количество взаимосвязей между ценностями и гражданской и этнической идентичности студентов бурятской культуры. Значимая корреляция присутствует между гражданской идентичностью и ценностями «Универсализм», «Безопасность» (р≤0,05); типом этнической идентичности норма и ценностями «Доброта», «Стимуляция» (р≤0,05); этноизоляционизмом и ценностями «Достижения», «Власть» (р≤0,05); этнофанатизмом и ценностями «Стимуляция», «Достижения» (р≤0,05). Высокая значимая корреляция присутствует между гражданской идентичностью и ценностью «Конформность» (р≤0,01); типом этнической идентичности норма и ценностями «Конформность», «Безопасность» (р≤0,01); этнофанатизмом и ценностями «Традиции», «Гедонизм», «Власть» (р≤0,01). Отрицательная взаимосвязь преобладает между этнонигилизмом и ценностями «Универсализм» (p≤0,05), «Безопасность» (p≤0,01); этнической индифферентностью и ценностью «Достижения» (p≤0,01); этноэгоизмом и ценностью «Безопасность» (p≤0,05).

Таблица 6.

Взаимосвязь компонентов гражданской и этнической идентичности и ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по Шварцу у студентов бурятской культуры

Идентичность

 

 

Ценности

Гражданская

Этническая

1

2

Этнонигилизм

Этнич. индифферентность

Норма

Этноэгоизм

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

Конформность

-0.02

0.09

0.20*

-0.18

-0.13

0.12

0.16

0.20*

Традиции

0.01

0.08

0.10

-0.08

0.05

0.07

0.04

0.22*

Доброта

0.06

0.14

-0.13

0.01

0.13

0.13

0.06

0.15

Универсализм

-0.03

0.02

-0.21*

-0.04

0.12

-0.10

-0.12

0.09

Самостоятельность

-0.08

0.04

0.05

-0.04

0.04

-0.05

0.00

0.14

Стимуляция

-0.12

-0.01

-0.12

-0.05

-0.02

0.10

-0.08

0.03

Гедонизм

0.08

-0.04

0.17

-0.16

-0.03

0.07

0.08

0.02

Достижения

-0.05

0.11

0.01

-0.08

0.09

0.09

0.14

0.25**

Власть

-0.09

0.07

0.13

-0.20*

-0.09

0.19*

0.25**

0.14

Безопасность

0.00

0.25**

0.07

-0.04

0.03

0.03

-0.03

0.10

Примечание: «*» значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,05;

«**» высокая значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р≤0,01

 

По полученным результатам таблицы 6 видно, что присутствует значимая взаимосвязь между этнонигилизмом и ценностью «Конформность» (p≤0,05); этноэгоизмом и ценностью «Власть» (p≤0,05); этнофанатизмом и ценностями «Конформность», «Традиции» (p≤0,05). Высокая значимая взаимосвязь преобладает между гражданской идентичностью и ценностью «Безопасность» (р≤0,01); этноизоляционизмом и ценностью «Власть» (р≤0,01); этнофанатизмом и ценностью «Достижения» (р≤0,01). Отрицательная корреляция присутствует между этнической индифферентностью и ценностью «Власть» (p≤0,05).

Таким образом корреляционный анализ подтверждает гипотезу о межкультурных различиях в ценностных ориентациях и гражданской, этнической идентичности.

Далее был проведен сравнительный анализ показателей гражданской и этнической идентичности между заявленными группами (см. таблицы 7,8).

Таблица 7.

Сравнение типов этнической идентичности студентов русской и бурятской культуры по методике «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова)

Типы

Результаты типов этнической идентичности студентов русской культуры

Результаты типов этнической идентичности студентов бурятской культуры

Этнонигилизм

4

3

Этнич.индифферентность

10

11

Норма

14

17

Этноэгоизм

6

5

Этноизоляционизм

5

4

Этнофанатизм

8

8

 

Данные (таблица 7) свидетельствуют о том, что в указанных группах ведущим является позитивный тип этнической идентичности (норма) с тенденцией этнической индифферентности, которая заключается в размывании этнической идентичности.

Таблица 8.

Сравнение показателей гражданской идентичности студентов русской и бурятской культуры по методике измерения выраженности гражданской идентичности (Лебедева Н.М., Татарко А.Н.)

Результаты показателей гражданской идентичности студентов русской культуры

Результаты показателей гражданской идентичности студентов бурятской культуры

4,13

3,81

 

Согласно таблице 8 студенты русской и бурятской культуры всегда ощущают себя представителями своего государства и чувствуют гордость, то что они являются гражданами Российской Федерации.

В целом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1.  Мы выявили, что у студентов русской и бурятской культуры имеются различия в ценностных ориентациях. Установлена взаимосвязь различных параметров гражданской, этнической идентичности и ценностей по Ш. Шварцу.

У студентов русской культуры была выявлена корреляция между ценностями на уровне нормативных идеалов по Шварцу и гражданской и этнической идентичностью. Отрицательная корреляция между этнонигилизмом и ценностью «Безопасность» (p≤0,05). Была обнаружена корреляция между ценностями на уровне индивидуальных приоритетов и гражданской и этнической идентичностью. Взаимосвязь между гражданской идентичностью и ценностью «Достижения» (р≤0,01); типом этнической идентичности норма и ценностью «Власть» (р≤0,05); этнофанатизмом и ценностью «Традиции» (р≤0,05).

В свою очередь, у студентов бурятской культуры были выявлены следующие взаимосвязи между различными параметрами гражданской и этнической идентичностью и ценностями на уровне нормативных идеалов по Шварцу. Присутствует взаимосвязь между гражданской идентичностью и ценностями «Универсализм», «Безопасность» (р≤0,05), «Конформность» (р≤0,01); этнической идентичности норма и ценностями «Доброта», «Стимуляция» (р≤0,05), «Конформность», «Безопасность» (р≤0,01); этноизоляционизмом и ценностями «Достижения», «Власть» (р≤0,05); этнофанатизмом и ценностями «Стимуляция», «Достижения» (р≤0,05), «Традиции», «Гедонизм», «Власть» (р≤0,01). Установлена корреляция между этнической и гражданской идентичностью и ценностями на уровне индивидуальных приоритетов по Шварцу. Взаимосвязь между гражданской идентичностью и ценностью «Безопасность» (р≤0,01); этнонигилизмом и ценностью «Конформность» (p≤0,05); этноэгоизмом и ценностью «Власть» (p≤0,05); этнофанатизмом и ценностями «Конформность», «Традиции» (p≤0,05), «Достижения» (р≤0,01); этноизоляционизмом и ценностью «Власть» (р≤0,01);

2.  Несмотря на выявленные различия существуют инварианты в ценностных ориентациях гражданской и этнической идентичности студентов, а именно студенты русской и бурятской культуры позитивно относятся как к собственному народу, так к другим. Ведущими ценностями у студентов выступают «Власть», «Достижения», «Гедонизм». Студенты всегда ощущают себя представителями своего государства и чувствуют гордость за свою Родину.

 

Список литературы:
1. Дагбаева С.Б. Психолого-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации учащихся средней школы – [Электронный ресурс] – // Автореф. дис. доктора психологических наук. – К., 2015. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01005560822.
2. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость / Россия реформирующаяся; под. ред. Л.М. Дробижевой. Academia, 2015, 244 с.
3. Дружинин В.Н. Современная психология / В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 2011, 688 с.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко; изд.4-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009, 368 с.