Статья:

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шабарин Н.И. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 31(210). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/210/117721 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шабарин Никита Игоревич
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, РФ, г. Орёл
Фроликов Дмитрий Викторович
научный руководитель, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, РФ, г. Орёл

 

В современном мире, в том числе и в России, обнаруживается резкое увеличение числа детей подросткового возраста, имеющих различные отклонения от общепринятых социальных норм. Подростки более восприимчивы к социальным и психологическим стрессам, следовательно, именно они чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма. Проблема отклоняющегося поведения подростков - одна их важнейших психолого-педагогических проблем.

«Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённом обществе в определённую ступень их развития. Отрицательное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций.»[1, с. 15] Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая подразумевается как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социум к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Многие исследователи выделяют две большие группы причин девиантного поведения: социальные и физиологические.

К первой  группе социальных причин относятся:

  • неполноценные семьи – в данном случае не формируется образец поведения с противоположным полом, что в будущем влияет на взаимоотношения со сверстниками и обществом в целом. Кроме того, в семье, где есть только один из родителей, в большинстве случаев присутствует тоталитарное воспитание, которое выражается в полном контроле, жизни своего ребенка, а также в отсутствии свободы выбора;
  • недостаточное внимание педагогов, неспособность установить контакт с ребенком становится причиной плохой успеваемости, конфликтов с классом, учителями;
  • конфликтные или асоциальные семьи – семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; семьи во взаимоотношении которых между родителями непонимание, дефицит любви, доминирующее поведение одного из родителей, проявление насилия; семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку. Конфликты между родителями приводят к упущениям в воспитательном процессе и отстраненности ребенка, а антиобщественное поведение родителей или алкоголизм и наркомания становятся примером к действию. Ребенок в первую очередь усваивает те  нормы, которые приняты в его семье.

Второй группой причин являются медико-биологические факторы:

  • наследственные признаки интеллектуальной недостаточности, предрасположенность к зависимостям от алкоголя или наркотиков, аномальные черты характера;
  • патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей;
  • особенности полового созревания. Под воздействием гормонального всплеска в организме происходит созревание некоторых отделов головного мозга и формирование ряда психических функций высшего типа, в результате которых у ребенка происходит обострение черт характера и появление асоциальных поступков;

При всей относительности определения «девиантное поведение» за ним скрываются различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах.

Делинквентное поведение. Система поступков, нарушающих правила общественного порядка. Оно проявляется в форме прогулов уроков, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над младшими и слабыми, вымогания денег. Зачастую можно встретить мошенничество, спекуляцию, кражи. Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению делинквентного поведения несовершеннолетних должна сводиться к решению следующих задач:

  • выявление неблагоприятных факторов семейного, школьного воспитания и оздоровление их;
  • пресечение и устранение действий антиобщественного влияния  на подростка;
  • коррекция отклоняющегося поведения.

Бродяжничество. Первые побеги из дома происходят в страхе наказания или как реакции протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Из всех причин, способствующих уходу подростков из дома, главным является нездоровая семейная обстановка, плохие взаимоотношения с родителями. Также способствуют уходу из дома давление со стороны учителей, проблемы и неудачи в школе. Обычно свой первый побег подросток совершает из-за какой-либо серьёзной ссоры или же психической травмы. Вскоре, такая форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность, проблему, отвечает именно уходом из дома. Побег в данном случае это реакция протеста, когда родители не уделяют нужного внимания, или же завышают свои требования. Протест на то, что подростку навязывают образ жизни.

Наркомания – это один из видов девиантного  поведения подростков, которое ведет к самым худшим последствиям, если вовремя не выявить проблему и не предпринять никаких действий. Подросток, который стал наркоманом, является потерянным для общества, так как начинает деградировать и терять интерес ко всему происходящему вокруг него. Подростки-наркоманы совершают действия преступного характера, связанные с приобретением наркотиков, а также их распространением. Для того, чтобы уменьшить риск приобщения подростка к наркотикам необходимо начинать антинаркотическое воспитание с младшего школьного возраста, планировать антинаркотические мероприятия с учетом психологических особенностей различных возрастных групп школьников,  полноценно организовать досуг детей после школы, а также во время каникул.

Аддиктивное (зависимое) поведение - стремление изменить своё психическое состояние путем приёма каких-либо психоактивных веществ, или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается положительными эмоциями и вскоре начинает управлять жизнью подростка. Зависимость для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Наиболее распространенная вредная привычка среди подростков  – это курение. К нему они приобщаются из-за стремления быть похожими на своих сверстников. Опасаясь родителей, подросток начинает курить втайне от них. Чтобы купить сигареты, он начинает просить деньги у родителей под предлогом приобрести что-то новое. Эмоциональный фон, различные беседы на запретные темы способствуют укреплению привычки, хотя на начальном этапе курение вызывает неприятные ощущения. По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются, курят в присутствии родителей, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых. Алкоголь или наркотик играет роль эффективного психологического щита. Для самозащиты подростки с зависимым типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

К аддиктивным формам девиантного поведения также можно отнести проституцию, которая характеризуется материальным вознаграждением за вступления в отношения сексуального характера. Очень часто в категорию проституток попадают выпускники детских домов. Причины этого обусловлены отсутствием начального профессионального образования, куда могли бы пойти учиться дети с низким образовательным уровнем, высоким уровнем безработицы, практическим отсутствием мест работы для несовершеннолетних. Все это вынуждает бывших воспитанников искать другие средства для существования. Как показывает социально-педагогическая практика, если подросток не получает должного одобрения социально приемлемыми способами, то происходит подмена социальных норм антисоциальными. Авторитетом для детей вместо родителей и педагогов становится плохая компания, которая вовлекает подростков в противоправные действия.

Крайней фазой проявления девиантности является суицид. Эта форма девиантного поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни или же это просто способ привлечь к себе внимание. «Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.» [2, с. 12] Подросткам характерно внутреннее суицидальное поведение, включающее в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки, служащие средством демонстрации и привлечения внимания к своей персоне, и завершенные суициды. У подростков суицид это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Таким образом, зависимая часть личности полностью определяет поведение человека.

Рассматривая девиантное поведение подростков необходимо учитывать, что его формирование зачастую зависит от среды. Такой средой является социум, однако ближайшим окружением подростка является семья, его референтная группа. Необходимо учитывать тот факт, что наибольшее воздействие на подростка оказывает его семья, какие социальные нормы там приняты.

Для того, чтобы вовремя начать работу над отклоняющимся поведением подростка, необходимо очень внимательно относиться ко всем негативным проявлениям в его поведении. В первую очередь, чтобы достичь положительного результата, необходима  заинтересованность всех участников процесса, как подростка, так и родителей. Очень важны профилактические меры, такие как, беседы, вовлечение подростков в волонтерскую деятельность, участие в различных акциях, программах. Немаловажным  фактором в профилактике отклоняющегося поведения подростков, является государственная  молодежная политика, которая направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны.

 

Список литературы:
1. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.:ТЦ Сфера, 2001.– 160 с.
2. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М. : Академия, 2006. – 288 с.
3. Кудрявцев, В.Н. Социальные отклонения  / В.Н. Кудрявцев. - М.: Юрид. Лит., 2012. - 368 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2012. - 263с.