Статья:

Изучение эмпирических основ психологической диагностики детей с шизофренией

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ахмедова А.М., Гаджиева Д.П. Изучение эмпирических основ психологической диагностики детей с шизофренией // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63263 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение эмпирических основ психологической диагностики детей с шизофренией

Ахмедова Асият Магомедтагировна
магистрант Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала
Гаджиева Джамиля Пайзутдиновна
канд. психол. наук, доцент Дагестанского Государственного Педагогического Университета РФ, г. Махачкала

 

STUDY OF EMPIRICAL BASES OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF CHILDREN WITH SCHIZOPHRENIA

 

Jamil Hajiyeva

Candidate of psychological Sciences, associate Professor of Dagestan State Pedagogical University, Russia, Makhachkala

Asiyat Akhmedova

Graduate student of Dagestan state Pedagogical University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. Диагностическое обследование и лечение пациентов осуществляется при неуклонном соблюдении их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Диагностическое исследование включает: объективный анамнез полученный в результате расспроса родителей и лиц, знающих характер пациента и его поведение в повседневной жизни,

анализ медицинской документации, субъективный анамнез (если получение сведений представляется возможным в силу когнитивных способностей ребенка или подростка); использование специально разработанных оценочных шкал, предназначенных для балльной оценки;

проведение клинического (психопатологического), физикального, инструментальных и функциональных методов исследования, привлечения врачей-консультантов других специальностей (невролога, терапевта, окулиста и др.); экспериментально-психологическое (патопсихологическое) исследование, состоящее из разнообразных методик, выбор которых зависит от задач исследования и вопросов, поставленных перед психиатром;

консультация нейропсихолога с определением нейропсихологического статуса;

при наличии осложняющих расстройств в виде специфических нарушений развития речи и школьных навыков – консультация логопеда, дефектолога.

Вывод. Проведенное эмпирическое исследование детей, больных шизофренией, доказало правильность выдвинутых гипотез: у детей, больных шизофренией, действительно снижен уровень смысловой обработки информации как на образном, так и на вербальном уровнях. Дефицитарность образного уровня кодирования проявляется в отсутствии основных смыслоразличительных частей предмета, недостаточной полноте образа, стереотипных, разорванных, искаженных образах; снижение уровня вербального кодирования проявляется в неспособности больных шизофренией детей актуализировать адекватное эмоциональное событие, как причину эмоционального состояния, задаваемого вербальным кодом.

Abstract. Diagnostic examination and treatment of patients is carried out in strict observance of their constitutional rights to liberty and security of person, dignity, privacy, personal and family privacy, other rights and freedoms of man and citizen according to the universally recognized principles and norms of international law and in accordance with the Constitution of the Russian Federation.

Diagnostic examination includes:

objective anamnesis obtained as a result of questioning parents and persons who know the character of the patient and his behavior in everyday life,

analysis of medical records, subjective anamnesis (if obtaining information is possible due to the cognitive abilities of a child or teenager); use of specially designed evaluation scales designed for scoring;

carrying out clinical (psychopathological), physical, instrumental and functional methods of research, involving medical consultants of other specialties (neurologist, therapist, oculist, etc.); experimental psychological (pathopsychological) research, consisting of a variety of techniques, the choice of which depends on the objectives of the study and the questions posed to the psychiatrist;

the consultation of a neuropsychologist with the definition of neuropsychological status;  in the presence of complicating disorders in the form of specific disorders of speech development and school skills-consultation of a speech therapist, defectologist.

Conclusion. The conducted empirical study of children with schizophrenia proved the correctness of the hypotheses put forward: children with schizophrenia really reduced the level of semantic processing of information both on the figurative and verbal levels. The deficiency of the figurative level of coding is manifested in the absence of the main semantic parts of the subject, insufficient completeness of the image, stereotypical, torn, distorted images; the decrease in the level of verbal coding is manifested in the inability of schizophrenic children to actualize an adequate emotional event as the cause of the emotional state set by the verbal code.

 

Ключевые слова: семантический код, смысловая обработка,  психокоррекционная работа, психотерапевтическая работа.

Keywords: semantic code, semantic processing, psycho-correction work, psychotherapeutic work.

 

Полученные данные доказали эффективность предложенного диагностического комплекса опросниковых и проективных методик: с его помощью можно проводить дифференциальную диагностику детской шизофрении. В качестве диагностических критериев детской шизофрении, помимообщепринятых (нарушения мышления по типу искажения логики, разноплановости, нецеленаправленности; содержательная и эмоциональная неадекватность ассоциативной продукции), можно использовать и следующие: сниженный уровень смысловой обработки информации (семантического кодирования); значительное отклонение паттерна поведенческих реакций от группового стандарта; необычность и вычурность рисунков.

Приведенные в работе результаты свидетельствуют о большей дефицитарности образного кода семантического кодирования у больных шизофренией. Показана специфика нарушения образного уровня кодирования при шизофрении. Процесс смысловой переработки информации не идентичен у психически здоровых детей и больных шизофренией. В результате выполнения исследования нам удалось показать, что усложнение системы кодирования в эмоциональной сфере приводит к более выраженным и разнообразным эмоциональным нарушениям, по сравнению с нарушениями в познавательной сфере при шизофрении. В познавательных процессах нарушение процесса семантического кодирования поступающей информации у детей, больных шизофренией, обусловливает дефицитарность и искажение образа объекта, а в эмоциональной сфере — нарушение опознания и обозначения экспрессивных выражений, нарушение идентификации эмоциональных состояний, нарушение атрибутивных процессов, опосредствующих эмоции.

Теоретический анализ выявил важную роль сохранности семантического кодирования в реализации процесса смысловой переработки информации. Семантическое кодирование включает три вида так называемых семантических кода - образный код (интеграция данных восприятия), вербальный код (словесное обозначение воспринятого) и эмоциональный код (отражение личностного смысла воспринятого).

Нарушение процесса смысловой переработки информации в звене семантического кодирования у детей, больных шизофренией, обусловливает уравнивание смысловых и сенсорных аспектов ситуации или объектов, непродуктивные расширения объема информации, круга свойств и отношений, включаемых в процесс мышления, повышенную неопределенность отражаемых ситуаций. Ю.Ф. Поляков указывал, что "для больных шизофренией, в связи с ухудшением избирательности системы привлекаемых из памяти сведений (используемых в процессах восприятия), окружающая среда, события внешнего мира в информационном поле оказываются более неопределенными, более многозначными, чем для здоровых людей». Выявленные особенности детей, больных шизофренией, делают трудными для них быструю и точную переработку поступающей информации, свободное обращение со зрительным полем, а, следовательно, затрудняют адаптацию в целом, особенно в ситуациях, плотно насыщенных информацией. Полученные данные об ограниченных возможностях и нарушениях переработки информации необходимо учитывать при организации психокоррекционной и психотерапевтической работы с детьми, страдающими шизофренией.

Кроме того, при проведении длительной реабилитационной терапии детей, страдающих шизофренией, нужно учитывать, что, с одной стороны, чрезмерная социальная стимуляция может спровоцировать рецидив, а с другой - недостаточная социальная стимуляция приводит к развитию так называемых вторичных минус-симптомов, затрудняющих дальнейшую социальную интеграцию.

Поэтому психообразовательные мероприятия, тренинг социальных навыков, коммуникативный тренинг, проблемно-ориентированный тренинг и когнитивная терапия должны как можно раньше, еще во время стационарного лечения, комбинироваться в рамках мультимодальной терапии со специфическими психотерапевтическими методами и фармакотерапией».

 

Список литературы:
1. Керре, Н. О. Детская шизофрения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 1. — С. 374—377.
2. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.
3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. 
4. Пилявская О. И. Детская шизофрения // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области — 2016. — № 2 (13). — С. 99—102.