Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕСПОКОЙСТВА И ТРЕВОЖНОСТИ У НАСТАВНИКОВ И НЕ НАСТАВНИКОВ В БИЗНЕСЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(259)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шубина Г.Ш. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕСПОКОЙСТВА И ТРЕВОЖНОСТИ У НАСТАВНИКОВ И НЕ НАСТАВНИКОВ В БИЗНЕСЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 36(259). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/259/131714 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕСПОКОЙСТВА И ТРЕВОЖНОСТИ У НАСТАВНИКОВ И НЕ НАСТАВНИКОВ В БИЗНЕСЕ

Шубина Гузель Шагитовна
магистрант, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

Важную роль в развитии собственного дела для человека играет институт наставничества. Согласно замыслу данного института, наставник ведет предпринимателей от концепции бизнеса до разработки продукта и роста бизнеса. В этом плане наставничество выступает как система передачи профессионального опыта и знаний. Следует отметить, что не каждый предприниматель может быть наставником. И, следовательно, у наставника есть определенные профессионально важные качества.

Профессионально важные качества (ПВК), согласно В. Д. Шадрикову [1] – это индивидуальные качества субъекта, которые включены в процесс профессиональной деятельности и оказывают влияние на результативность ее выполнения по следующим параметрам: производительность труда, его качество и надежность.

Для выявления структуры взаимосвязей компонентов профессионально важных качеств наставников и не наставников в бизнесе, было проведено исследование. В данной статье представлены результаты исследования по компоненту – уровень тревожности и беспокойства.

Эмпирическое исследование профессионально важных качеств наставника было проведено в период с декабря 2022 года по июль 2023 года на базе Фонда поддержки и развития бизнеса "Фабрика предпринимательства".

В исследовании приняли участие 24 человека. 50% (12) предпринимателей, которые являются наставниками и 50% (12) предпринимателей, которые наставниками не являются.

Возраст испытуемых. В исследовании приняли участие 24 человека в возрасте от 30 до 54 лет, средний возраст по выборке составил 36 лет.

Пол испытуемых. В состав выборки вошли 2 мужчин (8%) и 22 женщины (92%). 100% респондентов имеют высшее образование.

В исследовании была использована личностная шкала проявлений тревоги Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS) предназначена для измерения проявлений тревожности. Опубликована Дж. Тейлор в 1953 г. Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Выбор пунктов для шкалы «проявления тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги»

Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и др., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Оценка по шкале тревоги:

40–50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25–39 баллов — свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15–24 балла — о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5–14 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0–4 балла — о низком уровне тревоги.

Оценка уровня беспокойства и тревожности у респондентов двух групп. Для этого были разобраны данные, полученные по методике Дж. Тейлора, которые представлены в виде графика (рис. 1).

 

Рисунок 1. Результаты уровня беспокойства и тревожности у респондентов двух групп

 

Анализ показывает, что наставники, как правило, имеют низкий уровень беспокойства и тревожности. Они обычно не ощущают угрозы своей самооценке или престижу в большинстве ситуаций, за исключением существенных. Наставники сохраняют спокойствие и считают, что нет причин беспокоиться о своей жизни, репутации или поведении. Они вряд ли будут испытывать конфликты или эмоциональные всплески.

С другой стороны, респонденты, не являющиеся наставниками, часто вспыльчивы, раздражительны и готовы к конфликту, даже когда в этом нет необходимости. У них неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы. Их высокий уровень тревожности особенно проявляется, когда их компетентность, престиж, самооценка или отношение подвергаются сомнению. Они склонны к срывам и конфликтам, когда сталкиваются с критикой или сомнениями. Установление высоких требований к очень тревожным людям может привести к задержкам или препятствовать их способности достичь желаемых результатов.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов уровня беспокойства и тревожности у респондентов двух групп (ср.знач.)

Шкалы

Результат

наставников

Результат не наставников

U-критерий Манна-Уитни

Тревожность

6,6

16,3

16,5 р £ 0,001

 

Таким образом, в ходе исследования была проанализирована шкала «тревожность закрытость» (U=16,5 при p<0,001) обнаружены существенные различия между результатами наставников и не наставников.  Это означает, что наблюдаемая разница между двумя группами вряд ли возникла случайно. В результате можно предположить, что такой компонент профессионально важных качеств как уровень тревожности и беспокойства может быть использован как критерий отбора на роль наставника. Также возможно выдвинуть гипотезу, что опыт работы наставником или не наставником вероятно влияет на уровень тревожности и беспокойства людей. Для проверки гипотез, выдвинутых по результатам исследования необходимо провести дополнительные исследования.

 

Список литературы:
1. Шадриков Владимир Дмитриевич, Введение в психологию: эмоции и чувства [Текст] / В. Д. Шадриков. - Москва : Логос, 2002. - 153,