Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Долотова Ю.Р. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 36(215). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/215/118583 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Долотова Юлия Романовна
магистрант кафедры «Психология здоровья» Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти
Седова Ирина Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье рассматривается положение о том, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее подходящими являются активные коррекционные методы работы, в частности сказкотерапия. Обосновывается тот факт, что сказкотерапия представляет собой активный метод, который благоприятно влияет на развитие личности, развитие творческих способностей и расширения сознания дошкольника и позволяет улучшить уровень эмоционально-волевого развития.

 

Ключевые слова: психология; педагогика; сказкотерапия; профилактическая программа; эмоции; воля; регуляция.

 

Происходящие в современном обществе социально-экономические перемены, рост социальной напряженности, разобщенности людей, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, повышением агрессивности, утратой чувства такта, сопереживания и сердечности.

К сожалению, всё чаще психологи и педагогические работники сталкиваются с детьми с нарушениями психоэмоционального развития – излишне резкими, агрессивными, грубыми, эмоциально-нестабильными, тревожными. Количество детей с подобными нарушениями неуклонно растет, причем прослеживается тенденция к их омоложению [5, c. 20].

Помимо того, что у современных дошкольников есть ряд внутренних переживаний, обусловленных возрастными изменениями личностного развития, они зачастую находятся под давлением и влиянием разнообразных внешних факторов, которые воздействуют на личностно-эмоциональное развитие дошкольника.

Особой характеристикой старшего дошкольного возраста является тот факт, что в психическом развитии этого возрастного периода преобладает эмоциональная сфера. Психоэмоциональное развитие у ребенка старшего дошкольного возраста происходит путем формирования высших психических функций, поведения, личности в целом.

Учитывая данные обстоятельства, психологами и педагогами были разработаны соответствующие методики, которые позволяют взрослому человеку более естественным образом беседовать с ребенком, находить контакт с его меняющейся личностью [2, c. 20]. К данным методикам относится, в том числе и сказкотерапия, которая большинством психологов признана эффективной, и на сегодняшний день является одной из наиболее популярных.

Сказкотерапия вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, в том числе детей старшего дошкольного возраста [1, c. 84]. Данное обстоятельство обуславливает эффективность и успешность использования данной методики в профилактических программах.

Интенсивность и разнообразность связей человека с внешним миром позволяет возможностям человека максимально реализоваться. Жизненный путь современного человека полон изменений и новых ощущений. Первые годы жизни каждого человека сопровождаются новизной ощущений, знакомством с миром, новыми чувствами. Во многом от того, как проходят первые годы жизни ребенка, зависит его мировоззрение и дальнейшая жизнь.

Знакомство ребенка с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых реакций для адаптации. Гармонично развитая личность чувствует себя уверенной в любую новой обстановке, её не пугают неожиданные ситуации, она легко находит контакт с самыми разнообразными людьми, комфортно ощущает себя даже в незнакомой среде.

Многолетние наблюдения психологов за детьми и результаты анализа результатов наблюдения позволяют предположить, что наиболее часто гармоничному развитию детей препятствует эмоциональная нестабильность [6, c. 21].

Эмоции представляют собой внутренние психологические процессы человека, его субъективное отношение и оценку чему-либо. Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые, в свою очередь, оказывают позитивное воздействие на ребенка, активизируют его психоэмоциальные процессы, способствуют положительному восприятию внешнего мира. Отрицательные эмоции, напротив, заставляют ребенка ощущать себя подавленным, напряженным, более остро реагировать на жизненные обстоятельства, ухудшают его способность адекватно воспринимать окружающий мир.

С эмоциями человека непосредственно связаны его волевые качества и внимание. Чаще всего именно эмоции направляют наше внимание на тот или иной объект, а объект, на который направлено наше внимание, приобретает особую значимость.

Не вызывает сомнения тот факт, что взрослому человеку значительно легче, чем ребенку, в какой-то момент отказаться от эмоций и в той или иной ситуации руководствоваться здравым смыслом. Данное обстоятельство связано с тем, что у взрослых людей преобладает произвольное внимание – сознательно направляемое и регулируемое внимание, относительно независимое от эмоционального состояния. У детей же, напротив, преобладает непроизвольное внимание, т.е. неуправляемое разумом, а управляемое эмоциями.

Таким образом, произвольное внимание выступает важным фактором для управления собой, своей психоэмоциональной сферой. Именно поэтому развитие произвольного внимания является столько важным и актуальным для современного ребенка. В процессе активизации произвольного внимания одновременно формируются и волевые качества [4, c. 59].

Как уже было отмечено ранее, волевые качества, как и внимание, являются непосредственной частью эмоциональной сферы человека. Как правило, детям сложно контролировать своё эмоциональное состояние, и оно проявляется через голос, жесты, мимику, поведение. Зачастую даже по едва заметным эмоциональным проявлениям легко определить настроение и чувства ребенка [3, c. 43]. Однако поведение ребенка не всегда поддается логичному объяснению, поскольку зависит от многих факторов, и нередко вообще невозможно определить, что послужило причиной того или иного поведения и эмоции.

Стоит особо подчеркнуть, что психические процессы человека настолько взаимосвязаны, что не всегда можно с определенной долей уверенности определить, что оказало первичное влияние: внимание на волю или воля на внимание; восприятие ли порождает мысль или мысль заставляет воспринимать мир соответствующим образом. Очевидно лишь то, что оказывая воздействие на одну область, тем самым воздействие идет на всю психоэмоциональную сферу. И именно сказкотерапия, представляющая собой процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, становится таким способом воздействия.

 

Список литературы:
1. Амбросьева Н.Н. Сказкотерапия для детей / Н.Н. Амбросьева. – М.: Планета, 2022. – 272 с.
2. Бородич И.Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе / И. Ю. Бородич. – Барановичи: Ба РИО БарГУ, 2007. – 113 с.
3. Зобков В.А. Психология понимания в сказкотерапии / В.А. Зобков. – М.: Юрайт, 2022. – 155 с.
4. Кошелева А.Д., Запорожец А.В., Неверович Я.З. Эмоциональное развитие дошкольника / А.Д. Кошелева. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
5. Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет / Т.Д. Пашкевич. – М.: Учитель, 2015. – 65 с.
6. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2005. – 80 с.