Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Черноусова Д.С. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 25(204). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/204/116235 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Черноусова Дарья Сергеевна
магистрант Челябинского государственного университета, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В данной статье описываются основные результаты исследования профессионального самоопределения старшеклассников. Изучены мотивы выбора профессии (Овчарова Р.В.), уровень профессиональной готовности (Чернявская А.П.), а также профессиональный тип личности (Дж. Голланд).

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, мотивы выбора профессии, готовность к выбору профессии, профессиональный тип личности.

 

Актуальность исследования.

Старшеклассники часто не подготовлены к новым требованиям политической и социально-экономической ситуации. Далеко не все юноши и девушки могут выбрать профессию и связанное с ней дальнейшее обучение. Многие из них тревожны и боятся любого выбора. Старшекласснику трудно ориентироваться в различных профессиях, это не просто. В основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – чаще всего это сведения, полученные от родителей, знакомых, из телепередач. Часто старшеклассники имеют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о своей будущей трудовой деятельности. Нередко из-за этого происходят ошибки в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Л.И. Божович [1] полагает, что подлинное самоопределение, то есть самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, является завершающим этапом развития личности ребенка. С.Н. Чистякова [2] готовность к выбору профессии определяет как «устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых навыков, умений, знаний)», а М.В. Ретивых [3] – как «интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления». Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению – результат целенаправленной подготовки и самоподготовки, одно из проявлений уровня развития личности подростка. Исследование профессионального самоопределения старшеклассников и дальнейшая грамотно выстроенная работа помогут решить вышеописанные проблемы.

Наше эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г. Челябинска.

Выборка составила 72 человека, испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальную группу составили 33 человека, контрольную группу 39 человек.

Целью нашего исследования является определение уровня профессионального самоопределения школьников.

Далее исходя из анализа нормативных документов и источников литературы нами были определены критерии и диагностический инструментарий. В исследовании нами были использованы следующие методики:

Тест Дж. Голланда по определению типа личности. Методика предназначена для определения профессиональной направленности личности. Тест состоит из 42 пар профессий, из которых нужно выбрать одну. Дж. Голланд выделил шесть типов направленности личности: реалистический тип (Р), интеллектуальный тип (И), социальный тип (С), конвенциальный тип (К), предприимчивый тип (П), артистический тип (А).

«Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова. Методика направлена на определение ведущих мотивов при будущем выборе профессии. Опросник состоит из 20 утверждений, которые нужно оценить по 5-бальной шкале. Методика позволяет выделить следующие типы ведущих мотивов: внутренние индивидуально-значимые, внутренние социально-значимые, внешние положительные и внешние отрицательные мотивы.

«Профессиональная готовность» (адаптация А.П. Чернявской). Методика направлена на определение уровня готовности к выбору адекватного профессионального выбора. Испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях их представлений о мире профессий. Если они согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланк листа ответов ставят знак «+», если не согласны – знак «-». Ответить необходимо на все вопросы. Профессиональная готовность рассматривается в данной методике по следующим критериям: автономность, информированность, принятие решений, эмоциональное отношение, планирование.

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью методов математической статистики: описательной статистики, непараметрической статистики (U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок).

Перейдем к рассмотрению результатов по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой (рисунок1).

 

Рисунок 1. Сравнение групп по мотивам выбора профессии

 

Исходя из полученных данных мы видим, что у контрольной (38,5%) и экспериментальной (36,3%) групп преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы, данный тип характеризуется выбором профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, личностными качествами. Данная группа мотивов является наилучшей для профессионального выбора старшеклассников, включает высокую степень осознанности мотивации.

Далее показатели по контрольной и экспериментальной групп расходятся, следующим по преимуществу типом мотивов экспериментальной группы являются внутренние социально-значимые мотивы (27,2%), данный тип мотивов ориентирован на выбор профессии, которая принесет пользу в жизнь общества. В контрольной группе ситуация иная, вышеописанный тип мотивов является третьим по преимуществу (20,5%), вторым по преимуществу являются внешние положительные мотивы (23,1%), в эту группу мотивов входят мотивы, ориентированные на выбор профессии в соответствии с её престижностью, высокой заработной платой, а также важным здесь является пожелания взрослых относительно совершаемого выбора. Отметим также, что внешние положительные мотивы являются третьим по преимуществу типом мотивов в экспериментальной группе.

Последнее место занимают внешние отрицательные мотивы в экспериментальной группе процентное соотношение составило 12,3%, в контрольной – 17,9%. Данные мотивы характеризуются напряженностью, страхом по поводу будущей выбираемой профессией, не совпадением выбора с мнением референтной группы, их давлением. Поскольку мотивы такого типа являются негативными стимулами, выбор не имеет в данном случае положительной эмоциональной окраски и вызывает стресс и тревогу, характеризуется отсутствием внутреннего желания осваивать профессию. Отметим, что даже если данная группа мотивов занимает последнее место, процент испытуемых значителен, считаем необходимым обратить на это внимание.

Далее перейдем к описанию результатов по методике «Профессиональная готовность» (адаптация А.П. Чернявской). Наглядно данные можно увидеть на рисунке 2.

.

Рисунок 2. Сравнение групп по показателям профессиональной готовности

 

Анализируя данные на рисунке 2, можно сделать вывод, что различия между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются по показателям автономность, принятие решений. Показатель автономности характеризуется сепарацией, вычленением себя их мира окружающих, выделением своих собственных целей, независимо от референтной группы и др. Данный показатель является наиболее распространённым среди экспериментальной (33,3%) и контрольной (28,2%) групп, это можно объяснить возрастным периодом испытуемых.

Следующим по преимуществу является показатель эмоциональное отношение, данный показатель характеризуется, не только отношением подростка к различным профессиям (частный случай — к конкретным людям, представителям той или иной профессии), но и к необходимости принятия своего профессионального выбора. В процентном соотношении можно представить следующие результаты 24,2% - экспериментальная группа, 23,07% - контрольная группа.

Показатель планирование занимает третье место в экспериментальной (21,2%) и контрольной (20,5%) группах, данный показатель показывает, насколько старшеклассники задумываются о своем профессиональном плане, интересуются стандартными шагами (выбор профессии, места обучения, соответствующих экзаменов).

Далее перейдем к описанию результатов по тесту Дж. Голланда для определения типа профессиональной личности.

 

Рисунок 3. Сравнение групп по типу профессиональной личности

 

Если рассмотреть данные диагностики по определению типа личности на констатирующем этапе (рисунок 3), можно сделать вывод, что контрольная и экспериментальная группы по процентному соотношению распределены по - разному. Большинство учащихся экспериментальной группы относятся к социальному типу личности 13 человек (39,9 %), в контрольной группе – 12 человек (30,7%). Данный тип личности характеризуется стремлением к взаимодействию с другими людьми, хорошим эмоциональным интеллектом. Наиболее предпочтительные сферы деятельности для данного типа личности: психология, медицина, педагогика.

К артистическому типу личности в экспериментальной группе – 7 человек (21,21%), в контрольной – 15 человек (38,4%) данный тип описывается Дж. Голландом как чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, предпочитает заниматься больше творчеством, чем физическим трудом. Наиболее предпочтительные сферы деятельности для данного типа личности: история, филология, искусство.

Интеллектуальный тип личности составил 5 человек (15,1%) испытуемых экспериментальной группы и 2 человека (5,12%) контрольной группы. Для данного типа личности характерен аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, ориентация на решение творческих интеллектуальных задач. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

Предприимчивый тип характеризуется стремлением к лидерству, руководству, потребностью в признании. Не любит занятия, которые требуют усидчивости. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор. Процент испытуемых экспериментальной группы принадлежащей к данному типу личности составил – 12,12% (4 человека), контрольной группы - 5,12% (2 человека).

К реалистическому типу принадлежат 3 человека из экспериментальной группы (9,09%), из контрольной 4 человека (10,2%). Данный тип личности характеризуется ориентацией на настоящее, предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием, отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном.

К конвенциональному типу личности относится человек, предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный выбор – банковские служащие, бухгалтеры. В экспериментальной группе к данному типу личности относится 1 человек (3,03%), контрольной группе 4 человека (10,2%).

С помощью непараметрического U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок выявили, что эмпирические значения (Uэмп1 = 623, Uэмп2 = 638, Uэмп3 = 523) полученные при проведении методик не входит в зону значимости (рисунок 4), принимается нулевая гипотеза статистически значимые различия выраженности показателей экспериментальной и контрольной группы отсутствуют.

 

Рисунок 4. Ось значимости

 

Таким образом, по результатам проведенных диагностик констатирующего этапа эксперимента можно сделать несколько выводов. По результатам первой методики «Мотивы выбора профессии» Овчарова Р.В. большинство учащихся контрольной и экспериментальной группы выбирают профессию исходя из внутренних индивидуально-значимых мотивов, что является наиболее предпочтительным. Однако также значителен процент испытуемых, которые совершают выбор профессии исходя из внешних отрицательных мотивов.

Также по методике «Профессиональная готовность» (адаптация А.П. Чернявской) низкий процент по показателям информированность, принятие решений.

Следовательно, необходимо в качестве создания условий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 10-х классов рассмотреть следующее:

Проектирование специальной Программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Данная Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников будет направлена на расширение представлений, то есть горизонта знаний обучающихся о возможностях рабочих профессий, деятельностное их применение в реальной жизни, что, в конечном счёте, будет способствовать осознанному и мотивированному профессиональному самоопределению.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. – № 4. – С. 23-35.
2. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. // – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
3. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение // Вестник высшей школы. – 2003. – №4. – С. 45-50. 
4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. // – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.