Статья:

Особенности развития социально ответственного поведения у детей группы риска

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Миляева К.А. Особенности развития социально ответственного поведения у детей группы риска // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 24(160). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/95653 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития социально ответственного поведения у детей группы риска

Миляева Кристина Александровна
студент, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития такого явления, как ответственность у детей, попавших в группу риска, процесс формирования социально ответственности как привычной модели поведения.

 

Ключевые слова: ответственность, социально ответственное поведение, дети группы риска.

 

Основываясь на мнения ученых, можно сказать, что социальная ответственность – это универсальная характеристика личности, которая начинает свое формирование еще в подростковом возрасте, а развивается на протяжении всей жизни человека. Но необходимо отметить, что ее основы появляются еще с самого раннего детства. Если у ребенка вовремя происходит формирование базового доверия к миру, он получает положительные реакции, эмоциональное одобрения от родителей касаемо своих действий, тогда задатки социальной ответственности начинают формироваться. Ее проявление значительно увеличивается с достижением ребенком дошкольного возраста. Он все чаще и чаще попадает в различные ситуации выбора, и ему требуется проявлять свою инициативность. В этом возрасте у ребенка складывается простое понимание того, чем «хорошо» отличается от «плохо». В межличностных отношениях ответственность проявляется лучше всего. Среди сверстников ребенок учится принимать решения самостоятельно, отвечать за свои действия или, наоборот, бездействия. Если перейти к младшему школьному возрасту, то там ответственно продолжает формироваться уже по средствам учебной деятельности. Ребенок понимает, что от его отношения к учебе будет зависеть все: реакция родителей и значимых взрослых, успеваемость, мотивированность. Так, с возрастом, ребенок понимает, что количество его обязанностей только увеличивается, он несет ответственность перед большим количеством людей. Тут уже речь идет не только о сверстниках, но и взрослых людях, поэтому необходимо внимательнее подходить к выбору модели поведения в социуме. Все эти процессы формируют только одну сферу – сферу лично ответственности. Однако, анализирую психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что другой вид ответственности – социальный – начинает формироваться, проявляться и закрепляться только в подростковом возрасте. Что же такое социальная ответственность? Под этим определением понимается осознанные мысли формирующейся  личности на счет своих собственных решений и действий. Подросток задумывается о том, что все его решения должны принести пользу не только ему самому, но и другим окружающим его людям.

В целом оценивая ситуацию, подростковый возраст можно назвать одним из сложнейших периодов в развитии человека и формировании личности. По мнению Кона И. С., подростковый возраст – это переход от детства, где ребенок полностью зависит от родителей к «самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека». Вся сложность перехода этого этапа состоит в том, что за такое непродолжительный отрезок времени происходит масса изменений различного характера. Эти изменения происходят и на физиологическом, и на психологическом, и на личностном уровне.

Кон И. С, Муздыбаев К. и др. утверждают, что признаком благополучного перехода ребенка в период взрослости является зрелая личность. А социальная ответственность в первую очередь выступает главным определяющим показателем зрелости. Можно сделать вывод, что социальная ответственность является показателем сознательного выбора своих действий. Так же она характеризуется избирательностью в поступках и взаимоотношениях с другими людьми, где необходимо учитывать потребности и желания других людей, их мнение в целом. Необходимо брать во внимание и обстоятельства, в которых подростку приходится принимать важные обдуманные решения, которые понесут за собой различные последствия. Новообразования в каждом возрастном периоде являются механизмами, которые помогают формироваться ответственности. Ни для кого не секрет, что ребенок в период взросления сталкивается с полным изменением его качеств. М.М. Безруких, В. Д. Сонькин говорили о том, как происходит физиологическая перестройка человека, соответствую строению организма взрослого человека. Все это подталкивает к смене манеры общения, поведения. Подросток меняется внутри и стремится изменить себя снаружи, дополняя свой облик новыми различными деталями. Обращая особое внимание на свой социальный статус среди сверстников, он хочет подобающе выглядеть, чтобы его повышать.  Именно это приводит подростка к смелым экспериментам со своим внешним видом, что позволяет получить полную целостную картину того, каким себя хочет видеть подросток, будучи взрослым человеком. Все это непосредственно связано с формированием ответственности, ведь подросток может изъявить желание дополнить свой внешний образ различными манерами и моделями поведения, физически готового бороться за справедливость. В итоге, базовой характеристикой сформированности социальной ответственность считается полное понимание и стремление стать человеком, проявляющим социально безопасное поведение. Подросток, приобщаясь к миру взрослых, можно сказать, заново открывает для себя все те знания, которые он приобрел ранее, его познавательный интерес к окружающему миру резко возрастает. Знания, которые подросток переосмысливает, начинают соединяться с практическими действиями, и тогда уже подросток понимает, насколько его действия являются социально значимыми. Итогом этого служит дальнейшее повышение интереса к приобретению новых знаний, расширяются его познавательные границы, возрастает потребность в рефлексии. Опять же, обратившись к исследованиям Кона И. С. можно сказать, что  «переход от детства к взрослости предполагает приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм, навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполняя общественные функции, и несет вытекающую отсюда социальную ответственность» Исходя из этого, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте социальная ответственность входит в их сферу интересов. Они формируют наиболее точное и обширное понимание характеристики ответственности, стремятся узнать, чем их понимание отличается от точки зрения взрослых. Аналитическое осмысление понятия происходит постепенно, сначала подростки формируют его из простых самостоятельных выводов. Фельдштейн Д. И. в своих работах выявил, что последним этапом формирования социальной ответственности у подростков служит переход от простого сложившегося объема знаний к их практическому применению.

Опираясь на конкретные возрастные рамки, он отмечал, что с одиннадцати до пятнадцати лет подросток полностью осознает свою собственную ответственность за происходящее. Так же он в состоянии предположить возможные последствия не только своих поступков, но и поступков других окружающих людей. Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод: важнейшей характеристикой подросткового возраста является переход от общего знания, сложившейся от окружающего мира картины, к личностному знанию, основанном еще и на своем опыте дополнительно.  Это и способствует активному развитию социальной ответственности как личностной черты. Этому способствует психологическое новообразование, которое свойственно подростковому возрасту – увеличившаяся сфера общения, пополняющаяся не только сверстниками, но и взрослыми людьми. При знакомстве и взаимодействии с другими, более опытными людьми, подростков начинает сначала сравнивать свои представления и взгляды об ответственностью. Затем, все более глубоко общаясь с другими, он начинает оценивать самого себя, свою значимость, давать себе социальную характеристику. В дальнейшем, при хорошем развитии, между подростком и взрослыми людьми постепенно складывается новый вид отношений: партнерство.  Все эти факторы: осознание себя, своего места, стремление к освоению знаний, чувство собственной значимости, позволяют подростку чувствовать себя взрослым человеком, у которого социальная ответственность достигает нового уровня развития. Обратимся к исследованиям А. Н. Леонтьева. Он выделяет несколько составляющих характеристик общественно полезной деятельности.

Именно она обуславливает потребность подростка в самовыражении через полезные дела и значимые обдуманные поступки, то есть в проявлении социальной ответственности. Первым компонентом является чувство личной ответственности за дела, которые были поручены взрослыми, то есть как подросток покажет себя в обществе. Второй компонент – это само социально значимое и полезное дело, которое является содержанием общественно полезной деятельности. И, наконец, третьим компонентом служит ее структура, которое строится на основе определенных поставленных целей. Нужно отметить, что становление социальной ответственности проходит гораздо интенсивнее, когда подросток вступает в партнерские отношения, будь то волонтерство, социально значимые проекты, деятельность общественных организаций и тд. На основе этого можно говорить о том, что именно в подростковом возрасте стремительно развивается деятельностно-рефлексивная характеристика социальной ответственности. Так же не нужно упускать из внимания эмоциональное восприятие подростка.  Ведь чем ярче и интенсивнее эмоции и переживания подростка, тем серьезнее отношение к собственным поступкам, а значит к сформировавшейся ответственности в целом. Эмоциональная отдача позволяет подростку понять, насколько большую роль играет ответственность в коммуникациях с другими людьми. Именно этим объясняется появление таких качеств личности, как воля, упорство, настойчивость. Подросток уже способен ставить цели, планировать свои действия, опираясь на их возможный исход, осуществлять запланированное и рефлексировать, ощущать личную ответственность за действия. Поэтому можно сделать вывод, что подростковый возраст является синситивным для формирования и закрепления социального поведения. Итак, можно что сказать, что ответственность – это то положение, при котором человек отдает полный отчет себе, своим действиям, сознает, какие могут быть последствия от этих действий. Человек с развитым чувством ответственности осознает и принимает в первую очередь себя как инициатора всех изменений, которые происходят в его собственной жизни. В то же время, он полностью готов отвечать за все последствия, к которым изменения могут привести. Необходимо отметить, что детям из группы риска сложнее всего отвечать за свои поступке по причине того, что у них слабо развито это чувство ответственности или не развито вовсе.

Сейчас особенно актуальна задача формирования чувства социальной ответственности у детей группы риска. Если обширно посмотреть на эту ситуацию, в группу риска дети попадают из-за самых разных жизненных обстоятельств. Во-первых, это могут быть врожденные особенности, нарушения здоровья разной тяжести. Во-вторых, разнообразные условия семейного воспитания, трудные жизненные ситуации. В-третьих, фактором риска может служить несвоевременная психологическая помощь, педагогическая или психологическая запущенность, разнообразные нарушения в развитии.

Если дети попали в эту группу в силу определенных тяжелых жизненных обстоятельств, соответственно, они в дальнейшем больше других детей подвержены проблемам с коммуникацией как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, с адаптацией в группах, коллективах, школьном классе. Из этого вытекает еще одна проблема – школьная дезадаптация. Она будет проявляться в неподобающем поведении учеников, так как они не будут заинтересованы в учебном процессе. Ребенок в целом не в состоянии приспособиться к школьной жизни, адаптироваться и привыкнуть к новому ритму жизни. В учебной деятельности такой ученик не сможет достигнуть успехов, опять же, из-за неразвитого чувства ответственности. Он не сможет самостоятельно выполнять задания как в школе, так и дома. Отсутствие межличностных контактов с одноклассниками и нежелание участвовать в школьной жизни в целом подтолкнет таких детей к попыткам самовыражения и привлечения к себе внимания неподобающими способами: нарушение дисциплины, агрессивное поведение в отношении одноклассников, конфликты с учителями. Понимая, что никаких успехов в школе не добиться, подростки и вовсе бросают ее. К сожалению, почти у всех детей из этой категории формируются склонности к девиантному поведению. А ведь количество неуспевающих школьников растет с каждым годом. Это может происходить из-за интенсивных школьных нагрузок, перегруженности самих школьных программ, неопытности и неквалифицированности педагогов.

Нельзя забывать про еще один фактор неуспеваемости школьников – социально-психологическое давление. Со стороны учителей в адрес ребенка поступает много нелестных слов, происходит навешивание ярлыков, его преследуют постоянные издевательства одноклассников. Подростку будет очень сложно, почти невозможно обучаться в подобном коллективе, в котором со стороны учителей идет подкрепление неуверенности в себе и своих силах и возможностях. Следовательно, ситуация неуспеха повторяется день за днем до того времени, пока познавательная потребность, мотивация к получению знания и потребность в социальной активности в целом не исчезают. У педагогов зачастую нет веры в способности своих слабоуспевающих учеников, а непрерывный контроль без повышения мотивации у детей из групп риска крайне неэффективен.  В конце концов, неизбежна ситуация, когда на подобных учениках в образовательных организациях просто «ставят крест», тем самым уничтожая возможности для раскрытия внутреннего потенциала ученика.

Придя к выводу, что такие дети, входящие в группу риска, не проявляют никакого интереса к общественной деятельности, они нехотя посещают всевозможные заведения дополнительного образования, будь то кружки или секции, не занимаются общественно полезными делами. Именно потому возможностей для развития ответственности просто не остается.  Так как важным условием развития социального ответственного поведения является обогащение и накопление социального опыта. Ведь социальная ответственность воспитывается при целенаправленном формировании отношения обучающихся к данному качеству как к ценности. При этом важным условием является обогащение их социального опыта, создание благоприятных условий для самоорганизации, самореализации, самоактуализации; реализации творческого или учебного  потенциала; развития собственной позиции воспитанников.

Задача общества заключается в том, чтобы привлечь детей группы риска и слабоуспевающих учеников к какой-либо социальной активности, заинтересовать их, тем самым  формируя социальную ответственность.

Ответственность включает в себя очень много составляющих компонентов, таких как честность, готовность отвечать за свои действия, принципиальность, справедливость. Но при условии, если  человека плохо развиты или не развиты совсем такие черты, как сопереживание, понимание, умение поставить себя на место другого человека, то названные выше качества, являющиеся компонентами ответственности, могут не реализоваться. Наряду с этими качествами, у человека должны проявляться и другие, связанные с волей: усердие, трудолюбие, настойчивость, выдержка. Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность должна проявляться в характере, чувствах человека, его мировоззрении, убеждениях, и, наконец, в поведении.

Если обратиться к исследованиям К. А. Калимово, можно выделить такие показатели ответсвенности подростка: полного осознания необходимости выполнения своих зада и поручений, правильная направленность действий, направленных на успешное выполнение задач, умение доводить начатое до конца,  позитивное здоровое эмоциональное отношение к заданиям, осознание ответственности за его действия, от которых зависят другие люди.

По мнению М. В. Матюхиной и С. Г. Яриковой, основными критерями проявления ответственности в учебной деятельности выступают: умения выполнять требования, доводить их до завершения сразу, умение првильно планировать свои действия, выстраивать логические цепочки по достижению поставленных целей, умение проявлять самостоятельность, давать собственную оценку своего поведения и поведения сверстников, проявления позитивного отношения к обучению, получение удовлетворения от добросовестно выполненных задач.

Что касается обучения, ответственный ученик сам понимает социальные ценности обучения, проявляет здоровую критичность в оценке своего отношения к нему, собственного поведения, своих личностных качеств. Он сам умеет признавать свои ошибки, правильно объяснить причины их возникновения. Подводя итоги, можно сказать, что подростковый возраст один из самых важных периодов для развития социальной ответственности и включению ее в систему ценностей. Основным видом деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Это важно для нормального психического развития. Детям необходимо иметь близких друзей, с которыми он может разделить свои интересы, поделиться какими-либо переживаниями. Ведь, стараясь вырваться из-под опеки родителей, он не может поделиться с ними самым сокровенным. Именно в этот отрезок времени начинает происходить становление личности. Подросток самопределяется, находит себя, у него проявляются должным образом ценностные характеристики социальной ответственности, несмотря на то, что в иерархии ценностей у подростков она стоит далеко не на первом месте и не осознается им. У обучающихся происходит сравнивание себя с другими людьми, они примеряют на себя разные социальные роли. Однако, нельзя сказать, что этот период развития обязательно должен пройти спокойным образом. Именно из-за того, что этот возраст является синсетивным, он очень противоречив и тем самым опасен. В период подросткового возраста возникает ряд определенных проблем. Главным образом, в нем заключены риски, которые могут мешать становлению социально ответственного поведения.  Специалист в области социальной ответственности Ф. Райс говорит, что «общество посылает очень неоднозначные требования к уровню социальной ответственности подростка». Он выделяет семь значительных изменений окружающей среды, которые могут серьезно повлиять на жизнь современного молодого поколения: продление общепринятого подросткового возраста, Интернет, часто меняющийся и обновляющийся рынок труда, необходимость траты большого количества времени на обучение, разнообразные виды семей, сексуальная революция и значительный прирост преступности. Подросток, понимая, что в обществе происходит отсрочка общепринятого возраста взросления, не обращает должного внимания на то, что ему необходимо накапливать свой социальный опыт, опыт взаимодействия и коммуникации с людьми. Он  думает, что проблемы коснуться его только в далеком будущем и не пришло еще то время, когда он должен проявлять себя, демонстрировать свои навыки социально ответственного поведения. Напротив же, очень часто дети и подростки неожиданно сталкиваются с обстоятельствами, вынуждающие их об этом задуматься. Увеличение ситуаций опасности в школе, семье, межполовых отношениях, наоборот, заставляет подростка актуализирует чувство социальной ответственности. В конечном итоге, социальная ответственность становится неустойчивой, зависящей от определенной ситуации.

Дополняя вышесказанное, нужно сказать, что все-таки в подростковом возрасте еще не сформировались такие черты личности, как рациональность, практичность. Подростков не является экономически независимым. Еще одна сложность формирования ответственности заключается в том, что подростки, оценивая уровень ответственности и занятости взрослых людей, не стремятся быстрее повзрослеть, опасаясь не справиться и оправдать чужие ожидания. Тем самым, не происходит накопление опыта социальной ответственности и ее дальнейшего развития в целом. Также процесс затрудняется из-за многих вещей, которые характерны для поведения в подростковом возрасте. Это может быть жажда признания от других людей, количество проступков, сильные эмоциональные реакции, которые сопровождают и радостные события в жизни, и даже самые незначительные неудачи, появление увлечений, которые не требуют упорного труда, и, как следствие, ответственности в целом. Для подростков часто характерно проявление себя в каких-либо опасных и рискованных действиях, посредством которых они хотят доказать свою самостоятельность и независимость. В конфликтных ситуациях разумные решения принимают далеко не всегда, их действия скорее опираются только на эмоции. Все эти признаки так же не способствуют формированию и укоренению социальной ответственности. Ее понимание искажается. Так же еще одной сложностью в процессе формирования социальной ответственности является установка, которая характерна подростковому возрасту: восприятие мира только в негативном ключе. Все новое, непривычное и неожиданное видится подросткам как отрицательное, недружелюбное. У них нет сформированного состояния готовности при встрече с чем-то новым. Именно эти факторы приводят к тому, что подростки не решаются действовать обдуманно, ответственно, а выбирают модель ухода и избегания трудностей.

Отдельно хочется еще одну очень важную причину, которая влияет на деструктивность социальной ответственности – Интернет. К этой проблеме можно подойти с двух точек зрения. С одной стороны, подростки, использую Интернет как источник дополнительной информации, развивают свою ответственность, самостоятельность, выбирая скорость выполнения своей работы, ее темп и отбор информации в целом. С другой же стороны, никакого ответа за свои действия они не держат, совершая различные действия в Интернете совершенно безнаказанно. Кроме этого, в Интернете формируется определенный «виртуальный» образ, который представляет собой анонимность и полную вседозволенность. Тем самым, границы социальной ответственности размываются, подростком отрицается участие в каких-либо действиях в целом.

Очень часто в поведении подростков обнаруживается ложное проявление социальной ответственности. Оно проявляется в установках, которые заключаются в защите «своих», охране определенной субкультуре, стремлении к автономии и тд. Их социальная ответственность не выходит за рамки их общества и круга общения. Такое проявление ложной социальной ответственности приводит к покрыванию каких-либо проступков сверстников, бунтарству, отстаиванию собственных границ неверным образом и девиантному поведению в целом. Трудные ситуации выбора для подростков чаще всего заканчиваются правонарушениями.  Можно сделать вывод, что, благодаря психологическим и поведенческим особенностям, присущим подростковому возрасту, понимание социальной ответственности может быть ошибочным, ложным, недооцененным или, наоборот, переоцененным. Из-за того, что социальная ответственность в понимании подростков очень неустойчива, противоречива, возникает необходимость разработки специально направленного инструментария для более подробного изучения и наилучшего развития этого процесса.

Уделив внимание особенностям и ведущим сферам личности подростка, сформировались такие критерии, как: когнитивно-аналитический, деятельностно-рефлексивный, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный. Рассмотрим каждый из критериев подробнее. Когнитивно-аналитический критерий представляет собой то количество знаний о социальной ответственности, которые подросток должен освоить. Так же в этот критерий входят объем и глубина знаний о данном явлении. Так же к этому критерию относится осознание подростка своей собственной ответственности. Он понимает, что его решения играют немаловажную роль в каких-либо ситуациях. Деятельностно-рефлексивный представляет собой характеристику, которая описывает степень вовлеченности подростка в социально ответственное поведение в целом: его отношение к ответственности, понимание своей роли субъекта социально ответственного поведения, уровень его осознанности и самостоятельности в принимаемых решениях и осуществляемых действиях, желание участвовать с общественно значимо деятельности. Эмоционально-волевой критерий включает в себя эмоциональные отклики и переживания подростка при выборе модели поведения и действий, принятии решения. Так же заостряется внимание на волевых качествах подростка: какие усилия он прикладывает в ситуациях, требующих проявления его уровня социальной ответственности. Наконец, ценностно-мотивационный критерий показывает непосредственно ценности и ориентиры подростка. Тут раскрывается его отношение к социальной ответственности, уровень ее включенности в иерархию ценностей подростка. Итак, формирование социально ответственного поведения у детей группы риска – актуальная задача. Ведь в группу риска дети могут попасть по вине различных обстоятельств. К тому же, именно период подросткового возраста является очень опасным. В нем заключены серьезные риски для правильного формирования социальной ответственности.

 

Список литературы:
1. Фельдшетйн Д. И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 2007. 240 с. 
2. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 2008. 267 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  М.: Питер, 2006. 712 с.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Деловая книга, 2015. 621 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль. 2006. 335 с.