ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние на успешность учебной деятельности школьников такой индивидуальной особенности человека как темперамент. Исследование, описанное в работе, направлено на выявление зависимости оценок школьников от их типа темперамента. Проведённое исследование углубляет знания о влиянии типа темперамента как одной из составляющих структуры личности на успешность индивидуальной учебной деятельности школьника, что может помочь повысить эффективность обучения современных школьников.
Ключевые слова: темперамент; психолого-педагогическая деятельность; учебная деятельность; образовательный процесс; эффективность обучения.
Одной из важнейших индивидуальных особенностей человека является темперамент. Свойства темперамента могут оказывать воздействие не только на поведение и чувства человека, но и на характер его интеллектуальной деятельности, качество и быстроту речи и т.д. [1]. Повышение эффективности обучения является важным фактором в психолого-педагогической деятельности. Умение педагога вовлечь учащихся в активную учебную деятельность на уроке и вне школы имеет большое значение для успешности образовательного процесса. Именно поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и уметь правильно определять тактику работы с каждым из них [2]. Я полагаю, что изучение типа темперамента как одной из составляющих структуры личности и его влияние на успешность индивидуальной учебной деятельности школьника поможет повысить эффективность обучения современных школьников. В этой статье будет рассмотрено влияние типа темперамента школьника на успешность его индивидуальной учебной деятельности. Я думаю, что темперамент является одной из важнейших составляющих личность школьника частей, воздействующей на его успеваемость. Вследствие того, что реакции человека на внешние обстоятельства обуславливает именно темперамент, он в значительной мере влияет на формирование характера человека и его индивидуальность, являясь так называемым связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Таким образом, учёт педагогом типа темперамента будет способствовать наилучшему пониманию учащимися учебного материала, а также росту интереса учеников к учёбе, ведь темперамент – это биологический фундамент, на котором происходит формирование личности как социального существа [4]. Таким образом, в данной работе я ставила цель: выявить, действительно ли тип темперамента оказывает влияние на успешность учебной деятельности.
Чтобы проверить свою гипотезу, я провела исследование среди учеников 11 классов МОУ СОШ им. А. В. Каляпина с. Пригородное Сердобского района Пензенской области. В исследовании приняло участие 13 человек. Учащимся был роздан опросник на определение типа темперамента, а затем была проведена беседа с классным руководителем, чтобы выяснить, на какие оценки учатся опрошенные школьники. Исследование проводилось по тестовым вопросам личностного опросника Ганса Айзенка по определению типа темперамента, EPI (Eysenck Personality Inventory) / юношеский. Его личностный опросник – это классическая методика, предложенная в 1963 году на основе двух его предшествующих тестов. Интерпретация результатов использует психологические характеристики, которые расположены в системе координат. Рассматривается степень выраженности того или иного свойства, на основе чего определяются классические типы темперамента: сангвиник (стабильный и экстравертированный), флегматик (стабильный и интровертированный), меланхолик (нестабильный и интровертированный), холерик (нестабильный и экстравертированный). В результате тестирования выяснилось, что в классе 8 холерических типов – 62%, 2 сангвинических типа – 15%, 3 меланхолических типа – 23%.
Затем я провела беседу с классным руководителем опрошенных школьников и выяснила, на какие оценки учатся ребята. Далее мной был выявлен средний балл каждого ученика по всем школьным предметам. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты беседы с классным руководителем об успеваемости учащихся
№ п/п |
Тип темперамента учащегося |
Средняя оценка по предметам |
1. |
Холерический тип темперамента |
4,2 |
2. |
Холерический тип темперамента |
5 |
3. |
Холерический тип темперамента |
4,4 |
4. |
Холерический тип темперамента |
3,9 |
5. |
Холерический тип темперамента |
4,2 |
6. |
Холерический тип темперамента |
4,1 |
7. |
Холерический тип темперамента |
3,8 |
8. |
Холерический тип темперамента |
3,5 |
9. |
Сангвинический тип темперамента |
4,9 |
10. |
Сангвинический тип темперамента |
4,4 |
11. |
Меланхолический тип темперамента |
3 |
12. |
Меланхолический тип темперамента |
4,5 |
13. |
Меланхолический тип темперамента |
4,5 |
Данные, представленные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы.
Всего один холерик учится на оценку 5 (12%), одинаковое количество ребят учатся на четвёрки и тройки (37-38%). И у одного школьника оценки колеблются между тройкой и четвёркой (13%). На основании этого нужно отметить, что определённой тенденции зависимости оценок и холерического типа не наблюдается. Школьники учатся на разные оценки, но преобладающими являются тройки и четвёрки. Если говорить о меланхоликах, то следует сказать, что у них оценки несколько хуже. В основном они учатся на тройки – 2 человека (67%).
У сангвиников оценки лучше. Они колеблются между четвёрками и пятёрками. Следовательно, типы темперамента, обладающие эмоциональной устойчивостью, учатся лучше, чем нестабильные типы. Но это нельзя назвать точной зависимостью, ведь у каждого типа наблюдаются совершенно разные оценки. Из этого следует, что темперамент не является преобладающим фактором, влияющим на успешность учебной деятельности. На успеваемость каждого ребёнка влияет не только тип темперамента, но и различные другие факторы, такие как индивидуальное отношение к учёбе, характер, ближайшее окружение, дополнительные занятия и многое другое.