Статья:

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Вовк А.В. ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120626 (дата обращения: 05.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вовк Анастасия Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние на успешность учебной деятельности школьников такой индивидуальной особенности человека как темперамент. Исследование, описанное в работе, направлено на выявление зависимости оценок школьников от их типа темперамента. Проведённое исследование углубляет знания о влиянии типа темперамента как одной из составляющих структуры личности на успешность индивидуальной учебной деятельности школьника, что может помочь повысить эффективность обучения современных школьников.

 

Ключевые слова: темперамент; психолого-педагогическая деятельность; учебная деятельность; образовательный процесс; эффективность обучения.

 

Одной из важнейших индивидуальных особенностей человека является темперамент. Свойства темперамента могут оказывать воздействие не только на поведение и чувства человека, но и на характер его интеллектуальной деятельности, качество и быстроту речи и т.д. [1]. Повышение эффективности обучения является важным фактором в психолого-педагогической деятельности. Умение педагога вовлечь учащихся в активную учебную деятельность на уроке и вне школы имеет большое значение для успешности образовательного процесса. Именно поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и уметь правильно определять тактику работы с каждым из них [2]. Я полагаю, что изучение типа темперамента как одной из составляющих структуры личности и его влияние на успешность индивидуальной учебной деятельности школьника поможет повысить эффективность обучения современных школьников. В этой статье будет рассмотрено влияние типа темперамента школьника на успешность его индивидуальной учебной деятельности. Я думаю, что темперамент является одной из важнейших составляющих личность школьника частей, воздействующей на его успеваемость. Вследствие того, что реакции человека на внешние обстоятельства обуславливает именно темперамент, он в значительной мере влияет на формирование характера человека и его индивидуальность, являясь так называемым связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Таким образом, учёт педагогом типа темперамента будет способствовать наилучшему пониманию учащимися учебного материала, а также росту интереса учеников к учёбе, ведь темперамент – это биологический фундамент, на котором происходит формирование личности как социального существа [4]. Таким образом, в данной работе я ставила цель: выявить, действительно ли тип темперамента оказывает влияние на успешность учебной деятельности.

Чтобы проверить свою гипотезу, я провела исследование среди учеников 11 классов МОУ СОШ им. А. В. Каляпина с. Пригородное Сердобского района Пензенской области. В исследовании приняло участие 13 человек. Учащимся был роздан опросник на определение типа темперамента, а затем была проведена беседа с классным руководителем, чтобы выяснить, на какие оценки учатся опрошенные школьники. Исследование проводилось по тестовым вопросам личностного опросника Ганса Айзенка по определению типа темперамента, EPI (Eysenck Personality Inventory) / юношеский. Его личностный опросник – это классическая методика, предложенная в 1963 году на основе двух его предшествующих тестов. Интерпретация результатов использует психологические характеристики, которые расположены в системе координат. Рассматривается степень выраженности того или иного свойства, на основе чего определяются классические типы темперамента: сангвиник (стабильный и экстравертированный), флегматик (стабильный и интровертированный), меланхолик (нестабильный и интровертированный), холерик (нестабильный и экстравертированный). В результате тестирования выяснилось, что в классе 8 холерических типов – 62%, 2 сангвинических типа – 15%, 3 меланхолических типа – 23%.

Затем я провела беседу с классным руководителем опрошенных школьников и выяснила, на какие оценки учатся ребята. Далее мной был выявлен средний балл каждого ученика по всем школьным предметам. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты беседы с классным руководителем об успеваемости учащихся

№ п/п

Тип темперамента учащегося

Средняя оценка по предметам

1.

Холерический тип темперамента

4,2

2.

Холерический тип темперамента

5

3.

Холерический тип темперамента

4,4

4.

Холерический тип темперамента

3,9

5.

Холерический тип темперамента

4,2

6.

Холерический тип темперамента

4,1

7.

Холерический тип темперамента

3,8

8.

Холерический тип темперамента

3,5

9.

Сангвинический тип темперамента

4,9

10.

Сангвинический тип темперамента

4,4

11.

Меланхолический тип темперамента

3

12.

Меланхолический тип темперамента

4,5

13.

Меланхолический тип темперамента

4,5

 

Данные, представленные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы.

Всего один холерик учится на оценку 5 (12%), одинаковое количество ребят учатся на четвёрки и тройки (37-38%). И у одного школьника оценки колеблются между тройкой  и четвёркой (13%). На основании этого нужно отметить, что определённой тенденции зависимости оценок и холерического типа не наблюдается. Школьники учатся на разные оценки, но преобладающими являются тройки и четвёрки. Если говорить о меланхоликах, то следует сказать, что у них оценки несколько хуже. В основном они учатся на тройки – 2 человека (67%).

У сангвиников оценки лучше. Они колеблются между четвёрками и пятёрками. Следовательно, типы темперамента, обладающие эмоциональной устойчивостью, учатся лучше, чем нестабильные типы. Но это нельзя назвать точной зависимостью, ведь у каждого типа наблюдаются совершенно разные оценки. Из этого следует, что темперамент не является преобладающим фактором, влияющим на успешность учебной деятельности. На успеваемость каждого ребёнка влияет не только тип темперамента, но и различные другие факторы, такие как индивидуальное отношение к учёбе, характер, ближайшее окружение, дополнительные занятия и многое другое.

 

Список литературы:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков.  –  Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2008. – 583 с.
2. Немов, Р. С Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1 / Р. С. Немов.  –  Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
3. Подростковый опросник Г. Айзенка по определению типа темперамента. [Электронный ресурс] // Портал о психологии. / 
Режим доступа: https://allbest.ru/otherreferats/psychology/00123387_0.html 
4. Стариковская, С.. Влияние темперамента на учебную деятельность / С. Стариковская. [Электронный ресурс] // Сайт о психологии. 
Режим доступа: https://ourmind.ru/vliyaniya-temperamenta-na-uchebnuyu-deyatelnost