Статья:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АДРЕСНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Скибан В.В. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АДРЕСНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102801 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АДРЕСНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Скибан Владимир Владимирович
магистрант, ФГБОУ ВО Астраханский Государственный Университет, РФ, г. Астрахань

 

Актуальность темы эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса заключается в том, что малый и средний бизнес составляет пятую часть ВВП Российской Федерации (в 2018 году его доля составляла 20,4%, в 2019 году – 20,8%, а в 2020 году- 20,2% от экономики страны) [10].

При этом, Президент РФ в марте 2018 года в своем обращении к Федеральному собранию порекомендовал увеличить долю данного субъекта хозяйствования до 40% к 2025 году. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике страны неразрывно связано с формированием благоприятных условий хозяйствования, что сопряжено с определенными финансовыми затратами.

Оценка эффективностифинансовых расходов на осуществление адресных мер поддержки малого бизнеса является неотъемлемой частью Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.».

В современной научной литературе вопросы оценки эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса занимают важное значение.

Среди авторов, исследующих проблематику данного вопроса, стоит отметить Александрина Ю.Н. По его мнению:

«Объективность оценки эффективности государственного стимулирования малого бизнеса усилится, если к ней привлечь общественные организации, ВЦИОМ, независимые консалтинговые и аудиторские фирмы, специализированные НИИ, ассоциации бизнес-инкубаторов и технопарков, региональные фонды поддержки МСП, а самое главное - самих предпринимателей» [1].

В трудах Р.Б. Гамидуллаева разработана методика оценки эффективности государственной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства [2].

Ю. В. Кузнецов и Н. В. Быкова в своей работе для повышения оценки эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса предлагают следующее: «использовать такие показатели, как количество предприятий, воспользовавшихся поддержкой и действующих на территории региона, прирост налоговых поступлений, обусловленный поддержкой; долю инновационных предприятий в общем объеме предприятий, воспользовавшихся поддержкой» [3].

А.В. Полянин, Ю.П. Соболева и В.В. Тарновский, рассматривая вопрос оценки эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, разработали индексный метод для оценкиизменения показателей результативности государственной поддержки в динамике. Данный метод использует как страновые статистические данные, так и показатели международных рейтингов [7].

Итак, переходя к теме исследования, стоит отметить, что вопросы развития малого бизнеса в Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти – Министерство экономического развития [6]. Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разработанному Минэкономразвития РФ, утверждены меры по обеспечению устойчивости развития экономики, в том числе по поддержке малого бизнеса.

Данные меры отражены в таблице 1.

Таблица 1

Федеральные меры по поддержке малого предпринимательства [8]

Группа мероприятий

Мероприятия для поддержки малого предпринимательства

Поддержка бизнеса

- полное списание налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года в отраслях, наиболее пострадавших в период пандемии;

- отсрочка налоговых платежей (за исключением НДС) за 2021 год;

- размер страховых взносов уменьшен с 30% до 15%, для работников, чьи выплаты превышают МРОТ;

- введена программа льготного кредитования;

- субъекты МСП временно освобождены от уплаты арендных платежей за использование федерального имущества;

- введены прямые безвозмездные субсидии на выплату заработных плат из расчета 12 130 рублей на 1 работника МСП;

- осуществляется коммерческая поддержка арендодателям, предоставляющим льготы по аренде МСП

 

Субъекты РФ, в том числе исполнительные органы государственной власти Астраханской области, разрабатывая мероприятия по поддержке малого бизнеса в Астраханской области, обязаны исходить из мероприятий, разработанных федеральными органами государственной власти.

В частности, на территории Астраханской области данные вопросы регулируются Министерством экономического развития Астраханской области. Помимо Министерства, в систему оказания комплексной услуги малому и среднему предпринимательству (МСП) входят и иные инфраструктурные центры (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Инфраструктурные центры по поддержке МСП в Астраханской области [9]

 

Финансирование мероприятий по поддержке МСП в Астраханской области осуществляется в рамках Государственной программы «Экономическое развитие Астраханской области». Структура финансирования по мероприятия и целевым программам представлена в таблице 2.

Таблица 2

Финансирование ГП «Экономическое развитие Астраханской области» [5]

Статья финансирования

Региональный бюджет

Федеральный бюджет

Внебюджетные источники

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию (2019 - 2024 гг.)

11022,51

0,3%

356394,50

8,9%

 

0,0%

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства  (2019 - 2024 гг.)

20178,77

0,5%

652446,90

16,3%

 

0,0%

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (2015 –2024 гг.)

287811,76

7,2%

240758,54

6,0%

64783,58

1,6%

ЦП "Обеспечение эффективного управления социально-экономическим развитием Астраханской области" (2015 – 2024 гг.)

1949930,46

48,8%

43405,05

1,1%

 

0,0%

Прочее

110850,75

2,8%

257591,36

6,4%

1750,00

0,0%

ИТОГО

2379794,25

59,5%

1550596,35

38,8%

66533,58

1,7%

Всего по ГП «Экономическое развитие Астраханской области»

3996924,18

 

Из таблицы видно, что финансирование ГП «Экономическое развитие Астраханской области» осуществляется из трех источников:

- из регионального бюджета Астраханской области в объеме 2379794,25 тысяч рублей или 59,5% от всего бюджета финансирования;

- из федерального бюджета в объеме 1550596,35 тысяч рублей или 38,8% от всего бюджета финансирования;

- из средств внебюджетных источников в объеме 66533,58 тысяч рублей или 1,7% от всего бюджета финансирования;

Наибольшее финансирование осуществляется по такому мероприятию как Целевая программа «Обеспечение эффективного управления социально-экономическим развитием Астраханской области» (49,9% от всего финансирования, их них бюджет Астраханской области 48,8%, а федеральный бюджет 1,1%).

Следующие мероприятия по объему финансирования –«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (16,8% от всего финансирования, их них бюджет Астраханской области 0,5%, а федеральный бюджет 16,3%) и «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства» (14,8% от всего финансирования, их них бюджет Астраханской области 7,2%, а федеральный бюджет 6%).

Первое и третье рассмотренное мероприятие ориентированы на период 2015 – 2024 годов, а мероприятие «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» осуществляется в период с 2019 года по 2024 год включительно.

Ожидаемые конечные результаты Государственной программы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ожидаемые конечные результаты Государственной программы Экономическое развитие Астраханской области» [5]

Параметр оценки

Ожидаемое значение

Доля среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП

24,1

%

Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих

89,66

ед.

Количество зарегистрированных ежегодно малых и средних предприятий

2627

ед.

Количество действующихмикрозаймов, предоставленных начинающим предпринимателям

53

ед.

Объем финансовой поддержки, предоставленной начинающим предпринимателям

0,0444

млрд.

Численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей

110,97

тыс. чел.

Количество зафиксированных самозанятых граждан

8,068

тыс. чел.

Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением

13

ед.

Количество сотрудников предприятий, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда под федеральным управлением

208

чел.

 

Согласно мониторингу деятельности субъектов малого предпринимательства Астраханской области по итогам 2020 года, на 01.01.2021 в Астраханской области зарегистрировано 28 421 ед. малых и средних (включая микропредприятия) предприятий и 4886 ед. самозанятых граждан. Всего в 2020 году в сфере малого и среднего предпринимательства было занято свыше 94 тыс. человек [4].

Если же рассматривать прогнозные показатели эффективности и результативности государственной программы (таблица4), то видно, что выполнение плана по таким параметрам как «Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением» и «Количество сотрудников предприятий, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда под федеральным управлением» составляет по данным на 2021 год 0%.

Это связано с тем, что данные показатели стали актуальными только в 2021 году и проведение их статистической отчетности планируется с 2022 года.

Таблица 4

Прогнозные показатели эффективности и результативности Государственной программы Экономическое развитие Астраханской области» [5]

Параметр оценки

% от плана

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Доля среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП

82%

92%

95%

97%

86%

100%

Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих

131%

97%

97%

98%

99%

100%

Количество зарегистрированных ежегодно малых и средних предприятий

139%

95%

96%

97%

99%

100%

Количество действующихмикрозаймов, предоставленных начинающим предпринимателям

0%

0%

83%

89%

94%

100%

Объем финансовой поддержки, предоставленной начинающим предпринимателям

0%

0%

74%

83%

93%

100%

Численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей

87%

91%

95%

97%

98%

100%

Количество зафиксированных самозанятых граждан

0%

0%

64%

79%

93%

100%

Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением

0%

0%

0%

15%

85%

100%

 

Перевыполнение плана наблюдается только в 2019 году по таким показателям как «Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих» (131%) и «Количество зарегистрированных ежегодно малых и средних предприятий» (139%).

Доля выполнения ожидаемых показателей более 90% в 2019 году составляет 25%, в 2020 году –50%, а в 2024 году по прогнозным данным – 100% (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Доля выполнения плана прогнозных показателей, %

 

Таким образом, следуя данным рисунка 2 видно, что к 2024 году выполнение плана всех прогнозных показателей составит 100%, однако фактические достигнутые показатели могут отличаться.

При этом стоит отметить, что Министерством экономического развития АО в отчетах по мониторингу деятельности субъектов малого предпринимательства Астраханской области по итогам 2020 года не указаны фактически достигнутые показатели эффективности и результативности Государственной программы «Экономическое развитие Астраханской области».

Итак, анализ отчетной документации органов государственной власти по вопросу оценки эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса показал, что в настоящее время отсутствует фактическая статистическая информация, позволяющая оценить текущую эффективность финансовых затрат, а это в свою очередь противоречит Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.

Следовательно, с целью оценки фактической эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса в Астраханской области в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг., Министерству экономического развития Астраханской области необходимо ежегодно отслеживать статистические данные по показателям эффективности и результативности Государственной программы «Экономическое развитие Астраханской области», представленным в таблице 3, а также проводить оценку выполнения плановых показателей.

Результаты проведенной оценки должны быть опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития Астраханской области.

 

Список литературы:
1. Александрин Ю.Н. Оценка качества бизнес-среды малого предпринимательства в регионе: институциональный и методический аспекты // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №4. – С. 46
2. Гамидуллаев Р.Б. Разработка методики оценки эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в РФ // Государственное управление. Электронный вестник. – 2012. – № 32. – С. 4.
3. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в России // Финансы: теория и практика. – 2017. - №21(6). – С.50-59
4. Мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства Астраханской области по итогам 2020 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Астраханской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minec.astrobl.ru/sites/default/files/Мониторинг%202020%20год%20(предварительно)%20(1).pdf
5. Постановление Правительства Астраханской области  №372-П от 10.09.2014 «О государственной программе "Экономическое развитие Астраханской области"» (с изменениями на 26 апреля 2021 года) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области". - N 45,. -  18.09.2014.
6. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (ред. от 04.08.2021) "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" // Надежная правовая поддержка КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77491/e218008433151139e61b192421cb9c8936c26462/
7. Полянин А.В., Соболева Ю.П., Тарновский В.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2020. - №1. – С. 42
8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (разработан Минэкономразвития России) // Надежная правовая поддержка КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363743/
9. Развитие малого и среднего бизнеса // Официальный сайт Министерства экономического развития Астраханской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minec.astrobl.ru/ru/activity/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa
10. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/59206