ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АДРЕСНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АДРЕСНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Актуальность темы эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса заключается в том, что малый и средний бизнес составляет пятую часть ВВП Российской Федерации (в 2018 году его доля составляла 20,4%, в 2019 году – 20,8%, а в 2020 году- 20,2% от экономики страны) [10].
При этом, Президент РФ в марте 2018 года в своем обращении к Федеральному собранию порекомендовал увеличить долю данного субъекта хозяйствования до 40% к 2025 году. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике страны неразрывно связано с формированием благоприятных условий хозяйствования, что сопряжено с определенными финансовыми затратами.
Оценка эффективностифинансовых расходов на осуществление адресных мер поддержки малого бизнеса является неотъемлемой частью Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.».
В современной научной литературе вопросы оценки эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса занимают важное значение.
Среди авторов, исследующих проблематику данного вопроса, стоит отметить Александрина Ю.Н. По его мнению:
«Объективность оценки эффективности государственного стимулирования малого бизнеса усилится, если к ней привлечь общественные организации, ВЦИОМ, независимые консалтинговые и аудиторские фирмы, специализированные НИИ, ассоциации бизнес-инкубаторов и технопарков, региональные фонды поддержки МСП, а самое главное - самих предпринимателей» [1].
В трудах Р.Б. Гамидуллаева разработана методика оценки эффективности государственной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства [2].
Ю. В. Кузнецов и Н. В. Быкова в своей работе для повышения оценки эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса предлагают следующее: «использовать такие показатели, как количество предприятий, воспользовавшихся поддержкой и действующих на территории региона, прирост налоговых поступлений, обусловленный поддержкой; долю инновационных предприятий в общем объеме предприятий, воспользовавшихся поддержкой» [3].
А.В. Полянин, Ю.П. Соболева и В.В. Тарновский, рассматривая вопрос оценки эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, разработали индексный метод для оценкиизменения показателей результативности государственной поддержки в динамике. Данный метод использует как страновые статистические данные, так и показатели международных рейтингов [7].
Итак, переходя к теме исследования, стоит отметить, что вопросы развития малого бизнеса в Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти – Министерство экономического развития [6]. Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разработанному Минэкономразвития РФ, утверждены меры по обеспечению устойчивости развития экономики, в том числе по поддержке малого бизнеса.
Данные меры отражены в таблице 1.
Таблица 1
Федеральные меры по поддержке малого предпринимательства [8]
Группа мероприятий |
Мероприятия для поддержки малого предпринимательства |
Поддержка бизнеса |
- полное списание налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года в отраслях, наиболее пострадавших в период пандемии; - отсрочка налоговых платежей (за исключением НДС) за 2021 год; - размер страховых взносов уменьшен с 30% до 15%, для работников, чьи выплаты превышают МРОТ; - введена программа льготного кредитования; - субъекты МСП временно освобождены от уплаты арендных платежей за использование федерального имущества; - введены прямые безвозмездные субсидии на выплату заработных плат из расчета 12 130 рублей на 1 работника МСП; - осуществляется коммерческая поддержка арендодателям, предоставляющим льготы по аренде МСП |
Субъекты РФ, в том числе исполнительные органы государственной власти Астраханской области, разрабатывая мероприятия по поддержке малого бизнеса в Астраханской области, обязаны исходить из мероприятий, разработанных федеральными органами государственной власти.
В частности, на территории Астраханской области данные вопросы регулируются Министерством экономического развития Астраханской области. Помимо Министерства, в систему оказания комплексной услуги малому и среднему предпринимательству (МСП) входят и иные инфраструктурные центры (рисунок 1).
Рисунок 1. Инфраструктурные центры по поддержке МСП в Астраханской области [9]
Финансирование мероприятий по поддержке МСП в Астраханской области осуществляется в рамках Государственной программы «Экономическое развитие Астраханской области». Структура финансирования по мероприятия и целевым программам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Финансирование ГП «Экономическое развитие Астраханской области» [5]
Статья финансирования |
Региональный бюджет |
Федеральный бюджет |
Внебюджетные источники |
|||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию (2019 - 2024 гг.) |
11022,51 |
0,3% |
356394,50 |
8,9% |
|
0,0% |
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства (2019 - 2024 гг.) |
20178,77 |
0,5% |
652446,90 |
16,3% |
|
0,0% |
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (2015 –2024 гг.) |
287811,76 |
7,2% |
240758,54 |
6,0% |
64783,58 |
1,6% |
ЦП "Обеспечение эффективного управления социально-экономическим развитием Астраханской области" (2015 – 2024 гг.) |
1949930,46 |
48,8% |
43405,05 |
1,1% |
|
0,0% |
Прочее |
110850,75 |
2,8% |
257591,36 |
6,4% |
1750,00 |
0,0% |
ИТОГО |
2379794,25 |
59,5% |
1550596,35 |
38,8% |
66533,58 |
1,7% |
Всего по ГП «Экономическое развитие Астраханской области» |
3996924,18 |
Из таблицы видно, что финансирование ГП «Экономическое развитие Астраханской области» осуществляется из трех источников:
- из регионального бюджета Астраханской области в объеме 2379794,25 тысяч рублей или 59,5% от всего бюджета финансирования;
- из федерального бюджета в объеме 1550596,35 тысяч рублей или 38,8% от всего бюджета финансирования;
- из средств внебюджетных источников в объеме 66533,58 тысяч рублей или 1,7% от всего бюджета финансирования;
Наибольшее финансирование осуществляется по такому мероприятию как Целевая программа «Обеспечение эффективного управления социально-экономическим развитием Астраханской области» (49,9% от всего финансирования, их них бюджет Астраханской области 48,8%, а федеральный бюджет 1,1%).
Следующие мероприятия по объему финансирования –«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (16,8% от всего финансирования, их них бюджет Астраханской области 0,5%, а федеральный бюджет 16,3%) и «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства» (14,8% от всего финансирования, их них бюджет Астраханской области 7,2%, а федеральный бюджет 6%).
Первое и третье рассмотренное мероприятие ориентированы на период 2015 – 2024 годов, а мероприятие «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» осуществляется в период с 2019 года по 2024 год включительно.
Ожидаемые конечные результаты Государственной программы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Ожидаемые конечные результаты Государственной программы Экономическое развитие Астраханской области» [5]
Параметр оценки |
Ожидаемое значение |
|
---|---|---|
Доля среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП |
24,1 |
% |
Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих |
89,66 |
ед. |
Количество зарегистрированных ежегодно малых и средних предприятий |
2627 |
ед. |
Количество действующихмикрозаймов, предоставленных начинающим предпринимателям |
53 |
ед. |
Объем финансовой поддержки, предоставленной начинающим предпринимателям |
0,0444 |
млрд. |
Численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей |
110,97 |
тыс. чел. |
Количество зафиксированных самозанятых граждан |
8,068 |
тыс. чел. |
Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением |
13 |
ед. |
Количество сотрудников предприятий, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда под федеральным управлением |
208 |
чел. |
Согласно мониторингу деятельности субъектов малого предпринимательства Астраханской области по итогам 2020 года, на 01.01.2021 в Астраханской области зарегистрировано 28 421 ед. малых и средних (включая микропредприятия) предприятий и 4886 ед. самозанятых граждан. Всего в 2020 году в сфере малого и среднего предпринимательства было занято свыше 94 тыс. человек [4].
Если же рассматривать прогнозные показатели эффективности и результативности государственной программы (таблица4), то видно, что выполнение плана по таким параметрам как «Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением» и «Количество сотрудников предприятий, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда под федеральным управлением» составляет по данным на 2021 год 0%.
Это связано с тем, что данные показатели стали актуальными только в 2021 году и проведение их статистической отчетности планируется с 2022 года.
Таблица 4
Прогнозные показатели эффективности и результативности Государственной программы Экономическое развитие Астраханской области» [5]
Параметр оценки |
% от плана |
|||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Доля среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП |
82% |
92% |
95% |
97% |
86% |
100% |
Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих |
131% |
97% |
97% |
98% |
99% |
100% |
Количество зарегистрированных ежегодно малых и средних предприятий |
139% |
95% |
96% |
97% |
99% |
100% |
Количество действующихмикрозаймов, предоставленных начинающим предпринимателям |
0% |
0% |
83% |
89% |
94% |
100% |
Объем финансовой поддержки, предоставленной начинающим предпринимателям |
0% |
0% |
74% |
83% |
93% |
100% |
Численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей |
87% |
91% |
95% |
97% |
98% |
100% |
Количество зафиксированных самозанятых граждан |
0% |
0% |
64% |
79% |
93% |
100% |
Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением |
0% |
0% |
0% |
15% |
85% |
100% |
Перевыполнение плана наблюдается только в 2019 году по таким показателям как «Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих» (131%) и «Количество зарегистрированных ежегодно малых и средних предприятий» (139%).
Доля выполнения ожидаемых показателей более 90% в 2019 году составляет 25%, в 2020 году –50%, а в 2024 году по прогнозным данным – 100% (рисунок 2).
Рисунок 2. Доля выполнения плана прогнозных показателей, %
Таким образом, следуя данным рисунка 2 видно, что к 2024 году выполнение плана всех прогнозных показателей составит 100%, однако фактические достигнутые показатели могут отличаться.
При этом стоит отметить, что Министерством экономического развития АО в отчетах по мониторингу деятельности субъектов малого предпринимательства Астраханской области по итогам 2020 года не указаны фактически достигнутые показатели эффективности и результативности Государственной программы «Экономическое развитие Астраханской области».
Итак, анализ отчетной документации органов государственной власти по вопросу оценки эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса показал, что в настоящее время отсутствует фактическая статистическая информация, позволяющая оценить текущую эффективность финансовых затрат, а это в свою очередь противоречит Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.
Следовательно, с целью оценки фактической эффективности адресных мер поддержки малого бизнеса в Астраханской области в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг., Министерству экономического развития Астраханской области необходимо ежегодно отслеживать статистические данные по показателям эффективности и результативности Государственной программы «Экономическое развитие Астраханской области», представленным в таблице 3, а также проводить оценку выполнения плановых показателей.
Результаты проведенной оценки должны быть опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития Астраханской области.