Статья:

ИНТЕРЕС К СПОРТУ И УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Царан-Будник О.В. ИНТЕРЕС К СПОРТУ И УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 36(215). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/215/118781 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕРЕС К СПОРТУ И УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ

Царан-Будник Оксана Васильевна
магистрант Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти
Кулагина Ирина Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук,доцент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье представлен обзор современных исследований по проблеме интереса к спорту и уровня агрессивности. Показаны предпосылки формирования интереса к спортивной деятельности. Рассматривается понятие агрессивности, сущность ее проявления в спорте.

 

Ключевые слова: спорт, интерес к спорту, агрессивность, особенности личности, потребности.

 

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в отечественной психологии спорта наблюдается повышение интереса к проявлению агрессии, которая вполне закономерно влияет на все сферы личности. Современные требования к спортивной подготовке стали более жесткими. От спортсменов требуется не только показать высокие спортивные результаты, но и мобилизовать свои внутренние психологические ресурсы волю, мотивацию, эмоциональную уравновешенность. Часто агрессивность является результатов неспособности спортсмена справится с чрезмерными нагрузками. С другой стороны, спорт является тем пространством, где молодой человек может освободиться от негативных эмоций и агрессивности. Ряд исследователей посвятили свои работы проблеме агрессивности в спортивной деятельности. Проблемой изучения агрессивности спортсменов занимались Н.И. Байкова, Т.В. Бондарчук, М.Г. Гасанпур, М.М. Кашапов, Ж.А. Кижнерова, К.С. Куриленко, Н.В. Луткова, А.С. Парфенов, Н.А. Серебренникова, А.С. Строганова, К.Н. Фирсов и др. Интерес – это важнейшая составляющая мотивации занятий спортом. Для того чтобы, физкультурная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес, заинтересованность человека. Интерес к спорту изучали Б. Кретти, О. Уэйнберг, А.В. Коробков, В.К. Сафонов, Е.Э. Червякова, З.Н. Черных и др.  Проблема взаимосвязи интереса к спорту и уровня агрессивности студентов современной психологии слабо изучена. В основном, исследования в исследованиях изучается уровень агрессивности у подростков, что связано с их возрастными особенностями. Ранняя взрослость период чаще всего не попадает в поле научного поиска современных авторов. Кроме того, недостаточно показана агрессивность в ранней взрослости в контексте их интереса к спорту. Мотивационный аспект занятий спорта недостаточно изучен.

Результаты исследований

Интерес отражает избирательное отношение человека к объекту или деятельности, которая обладает высокой значимостью и эмоциональной привлекательностью. По мнению З.Г. Черных, «когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Это главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес - познакомиться с ним» [1, с. 80]. Именно интерес лежит в основе формирования мотивации к занятиям спорта. При этом, мотивы занятий спорта могут быть весьма разнообразны. Например, Е.П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт могут быть: стремление к самосовершенствованию, потребность в самовыражении и самоутверждении, социальные установки [2, с. 26]. Молодые люди реализовать свою потребность в самоутверждении могут различными способами. Чаще всего этим средством выступает агрессивность. По мнению З.Н. Платоновой, «агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное» [3, с. 83].

Спорт можно рассматривать как форму социальной активности, где молодой человек реализует свои агрессивные тенденции, потребность в самоутверждении через стремление к победе в борьбе с самим собой и соперниками [4]. Роль агрессивности в спортивной деятельности носит неоднозначный характер. С одной стороны, занятия спортом могут стать способом освобождения агрессии социально приемлемым способом. С другой стороны, это может усилить склонность к большей агрессии в повседневной жизни и усилить черты характера, необходимые в спортивных состязаниях [5].

В спорте существуют два вида агрессии: враждебная и инструментальная. Так, М.Г. Гасанпур полагает, что враждебная агрессивность позволяет получить положительный результат при нанесении ущерба своего сопернику, показать свое превосходство. В случае инструментальной агрессии целью спортсмена является получение одобрения от других [6]. На агрессивность спортсмена могут влиять возраст, личностные особенности, вид спорта, квалификация. По мнению Н.В. Лутковой, некоторый уровень агрессивности требуется спортсмену для того, что обеспечивать его высокую эффективность его соревновательной деятельности. В таком аспекте агрессивность выступает как конструктивное средство для достижения целей. При этом она обычно связана с высоким уровнем притязаний, без которого трудно победить. Проявление агрессивности позволяет спортсмену отстаивать свое «Я», поддерживать высокую самооценку, регулировать свою деятельность, сохранять свою конкурентную позицию [7].

В исследовании Н.В. Лутковой показан возрастной аспект агрессивности спортсменов. Так, агрессивность у детей 9-12 лет выступает как результат их неспособности к самоконтролю поведения и эмоций на фоне недостаточного опыта борьбы и технического несовершенства. Как правило, она возникает в эмоционально напряженных ситуациях независимо от воли на начальном этапе подготовки. Лишь в 13-14 года у спортсмена появляется способность контролировать свое поведение, понимать и сдерживать при необходимости признаки агрессии. При этом, агрессивность у них чаще всего проявляется на соревнованиях, так как она позволяет противостоять конкурентам, достигнуть желаемой цели [7]. К.Н. Фирсов установил, что с возрастом у спортсменов увеличиваются показатели физической и косвенной агрессивности, раздражительности, подозрительности, вербальной и позитивной агрессивности. Повышение агрессивности связывается с ростом фрустрирующих ситуаций и факторов. При этом, наблюдается тенденция к снижению обидчивости и негативизма. Обидчивость – основной показатель нахождения спортсмена в возрастном кризисе, наличия внутреннего конфликта, недостаточной физической подготовки при выраженном стремлением самореализоваться здесь и сейчас [8].

Т.В. Бондарчук установила, что среди подростков, занимающихся дзюдо и карате, уровень агрессивности выше, чем увлекающиеся плаванием, гандболом, баскетболом. При этом, подростки особенно склонны к раздражению и чувству обиды [9]. В другом исследовании Т.В. Бондарчук показано, что у первокурсников наиболее ярко выкрашена эмоциональная агрессия, которая проявляется в форме враждебности и подозрительности к окружающим, нежелании идти на контакт. В целом, это показатель низкой адаптации к социуму, так как агрессивность не позволяет выстраивать отношения с другими [10]. В работе С.И. Петрова агрессивность рассматривается в качестве способа реагирования на конфликт в спортивной ситуации. Автор установил, что агрессия проявляется у спортсменов в конфликтных ситуациях и обусловлена их личностными особенностями (подозрительностью, эгоизмом, раздражительностью, эмоциональностью, тревожностью, неудовлетворённость жизнью, радикализмом, независимостью от группы. Уровень агрессивности повышается вместе с разрядом. Кроме того, агрессивное поведение сопровождается враждебностью, напряженностью, ощущением появления сил. Также показано, что в конфликтных ситуациях на бессознательном уровне спортсмены реагируют посредством замещения и регрессии, что позволяет реализовать агрессивность на более доступных объектах [11].

В исследовании А.С. Строгановой показано, что уровень агрессивности у успешных спортсменов-подростков выше, чем у неуспешных. При этом, уровень агрессивности у спортсменов контактных и неконтактных видов спорта статистически не различается. В целом, уровень агрессивности напрямую связан со спортивными достижениями [12]. Проявление агрессии в спортивной деятельности напрямую связано не только с индивидуально-личностными особенностями спортсмена и с видом спорта. Существуют особенности агрессивности у спортсменов различной квалификации. По данным Н.А. Серебренниковой, спортсмены высокой квалификации демонстрируют более выраженные цели в жизни, удовлетворенность самореализацией в спортивной деятельности, самоконтроль поведения. Это повышает уверенность в себе, стрессоустойчивость. Спортсмены низкой квалификации более склонны подчиняться в себе, проявляют большую агрессивность [13]. Одним из методов коррекции агрессивности у спортсменов является телесно-ориентированная терапия. В исследовании С.Н. Бацунова на выборке подростков-спортсменов показано, что занятия по общей физической подготовке и рукопашному бою с элементами телесно-ориентированной терапии позволяет снизить уровень агрессивности и враждебности [14]. Н.И. Байкова предложила и реализовала в учебно-тренировочной деятельности специальную педагогическую технологию с целью коррекции агрессивности у подростков-спортсменов. Занятия были направлены, прежде всего, на коррекцию эмоциональной сферы. Формирование эмоциональной устойчивости проходило во время проведения учебно-тренировочных занятиях осуществлялась в несколько этапов: первичная диагностика, организационно—установочный, тренировочный, рефлексивный, вторичная диагностика [15]. Как отмечает И.А. Юров, при коррекции тревожности также широко используются методы психотерапии:

- симптоматическая психотерапия направление на устранение или снижение интенсивности негативных эмоций;

- успокаивающая психотерапии направлена на снижение возбудимости и раздражительности спортсменов в период тяжелых тренировок и соревнований, снижение эмоциональной лабильности;

- отвлекающая психотерапия позволяет переключить внимание спортсмена с негативных факторов на более позитивные;

- рациональная психотерапия помогает разъяснить сущности проявления агрессивности, напряженности, тревоги, причин их возникновения, динамики проявления и возможностей их преодоления [16].

Другой метод коррекции у спортсменов – психологическое консультирование. Агрессивность у студентов могут повышать такие факторы, как: чрезмерные тренировочные нагрузки, повышающие напряжение и раздражительность, низкие достигнутые результаты на соревнованиях, неудовлетворенность какой-либо из сфер жизнедеятельности на фоне приоритета спортивной деятельности. Эти все вопросы может помочь проработать психолог-консультант [16].

Выводы.

Обзор современных исследованиях позволил заключить, что современные спортсмены отличаются повышенной агрессивностью. В спортивной деятельности агрессивность может выступать в качестве способа реагирования на конфликт в спортивной ситуации, средством самореализации. Спорт можно рассматривать как форму социальной активности, где молодой человек реализует свои агрессивные тенденции, потребность в самоутверждении через стремление к победе в борьбе с самим собой и соперниками. На агрессивность спортсмена могут влиять возраст, личностные особенности, вид спорта, квалификация. Среди методов снижения агрессивности ученые предлагают: специальную педагогическую технологию в учебно-тренировочной деятельности, цикл занятий по общей физической подготовке с элементами телесно-ориентированной терапии, методы психотерапии (симптоматическая, успокаивающая, отвлекающая, рациональная, психологическое консультирование.

 

Список литературы:
1. Черных, З.Н. Интерес к физкультурно-спортивной деятельности как составляющая часть профессиональной готовности студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. - № 2. – С. 78-85.
2. Ильин, Е. П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
3. Платонова, З.Н. Проявления агрессии у подростков-спортсменов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2017. - № 2. – С. 82-86.
4. Чикова, О. М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена. – Мн.: ИПП Госэкономплана РБ, 2003. – 230 с.
5. Kostorz, K. Aggression Dimensions Among Athletes Practising Martial Arts and Combat Sports // Front Psychol. 2021; 12: 69-73.
6. Гасанпур, М. Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена //Вектор науки Тольяттинского гос. н-та. – 2011. – № 4. – С. 70-72.
7. Луткова, Н. В. Самооценка спортсменами агрессивного стиля поведения в соревновательной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 10(200). – С. 215-219.
8. Фирсов, К. Н. Возрастные особенности проявления агрессивности у спортсменов игровых командных видах спорта // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 1–6.
1. 9 Бондарчук, Т.В. Коррекция агрессивных проявлений у гандболистов-подростков / Т.В. Бондарчук // Человек. Спорт. Медицина. – 2014. - № 2. – С. 14-18. 
9. Бондарчук, Т. В. Особенности проявления форм агрессивности студентов факультета физической культуры и спорта // Академ. журнал Западной Сибири. - Тюмень: ООО «М-центр», 2008. - С. 89-92. 
10. Петров, С.И. Агрессивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 5. (123). – С. 245–248
11. Строганова, А. С. Агрессивность и успешность у спортсменов-подростков // Психология XXI века. Вызовы нового времени. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 32-37.
12. Серебренникова, Н.А. Особенности проявления агрессии у спортсменов различных видов спорта (баскетбол и волейбол) с разной спортивной квалификацией / Н.А. Серебренникова, Р.К. Бикмухаметов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Том 8, № 3. – С. 126–131.
13. Бацунов, С.Н. Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 124-129.
14. Байкова, Н.И. Преодоление агрессии в спорте // Проблемы современной науки и образования. – 2017. - № 2. – С. 1-14. 
15. Юров, И.А. Агрессивность и формирование спортивной толерантности // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 7-13.