Актуальные причины проявления аддиктивного поведения подростков и студентов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Актуальные причины проявления аддиктивного поведения подростков и студентов
Аннотация. В статье раскрываются различия в проявлениях аддиктивного поведения у студентов и подростков.
Ключевые слова: зависимость, подросток, юношество, аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение студентов и подростков является одной из актуальных проблем на современном этапе развития образования. Базисная характеристика аддиктивной личности - зависимость [3; 36]. В то время как аддиктивное поведение - явление многофакторное. Оно представляет собой зависимость (группу зависимостей) как отстранение от реального мира путём употребления психотропных веществ (наркотики, алкоголь, табак) или занятием определенной деятельностью (интернет зависимость, игры).
Из всех возрастных категорий подростки больше других подвержены риску аддикции. Это обуславливается их не вполне сформированной способностью к рефлексии, гормональной перестройкой и другими поведенческими и психологическими проявлениями подросткового возраста [3].
Акцент внимания к проблеме виктимности личности подростка усиливается и тем, что последний обладает повышенной уязвимостью к возникновению аддикции. Для виктимных подростков характерна социальная неопытность, сверхчувствительность, низкая самооценка. Значительное влияние на подростка оказывает социокультурная среда семьи и/или школы.
Результаты исследований показывают, что виктимная личность в трудных жизненных ситуациях обращается к зависимостям, позволяющим на короткий срок улучшить эмоциональное состояние, компенсировать эмоциональный дефицит и ощутить безопасность и контроль над ситуацией [4].
Однако основная причина данного поведения касается социального фактора – семьи. К социальным источникам аддиктивного поведения относятся неблагополучные семьи, где один или оба члена семьи страдают такими же аддикциями: алкоголизм, наркомания, ПАВ, азартные игры, любовная зависимость, межличностная, табакокурение. Сюда же можно отнести стили воспитания: чрезмерную опеку, попустительство. Так, например, родители, которые воспитывают своего ребенка в условиях гиперопеки, способствуют формированию у ребенка деструктивных личностных черт, в результате чего могут возникнуть аддиктивные пристрастия. Это объясняется тем, что подросток, воспитанный по типу чрезмерной опеки со стороны родителей, будет избегать сложных жизненных и конфликтных ситуаций, у него не будут до конца сформированы волевые качества. Попустительство родителей может привести к «эмоциональной глухоте» подростка и/или агрессивности из-за повышенных требований и узкого круга дозволенности. В таком случае, ребенок воспитывается в условиях постоянных психических травм и обид, поэтому высока вероятность, что даже однократное знакомство с ПАВ или нехимической формой аддикции может сформировать стойкую зависимость. Таким образом, дисгармоничная семья и неправильный тип воспитания ребенка будут являться главным, решающим фактором в формировании аддиктивного поведения подростков, поскольку у ребенка формируется определенный сценарий поведения, который сохраняется в практически неизменном виде в течение всей жизни [2].
Не менее подвержены риску возникновения аддикции и студенты. Причиной этому могут являться кризис юношества, при котором студент, попадая в новую обстановку (общежитие, вуз, переезд, начало самостоятельной жизни) испытывает сложности с адаптацией. Происходит потеря ощущения безопасности, появляется страх перед реальным и будущим. Всё это ведёт к разного рода аддикциям, как средству защиты от стресса, напряжения и дискомфорта в условиях реальности [2].
В юношестве происходит нехватка социально-экономических ресурсов для удовлетворения своих потребностей как возможная компенсация внутренней неуверенности для вхождения в социальную группу. Поскольку молодежь выбирает простые способы для достижения своих целей, то она мимикрирует в социальные группы посредством подражания, которое может иметь аддиктивное начало. Средства массовой информации и масс-медиа способствуют формированию у юношества новых стратегий для немедленного удовлетворения потребностей. Основным инструментом в этом направлении в СМИ и масс-медиа выступает реклама. Поскольку студент будет иметь одинаковую атрибутику, подписку на музыку и другие маркеры социальной группы, в которую он хочет вступить, то индивид по сути будет сближаться с референтной группой путём интернет-аддикции, шопоголизма.
К числу общих причин развития аддиктивности для данных возрастных категорий относится наличие идолов. Известно, что молодых людей увлекает элемент новизны, который характерен для виртуального мира. Потребляя всемирно доступный контент, подростки и студенты сталкиваются с современными, на сегодня, идолами. Идолы ведут нездоровый образ жизни, чрезмерно публичны, активно воздействуют на личностно-интимную сферу школьников - подростков и студентов. Подростки, девушки и юноши в настоящее время слушают схожую современную музыку, смотрят популярные сериалы, новинки в кино. Большинство артистов, рэп-комьюнити и знаменитых актёров наделены яркими характеристиками «идеального» человека для данных возрастных групп. В аддиктивность чаще всего впадают, потому, что, сравнивая себя с другими, считают, что их жизнь безынтересна и скучна. Значительная часть подростков и студентов, наблюдая за жизнью популярных людей в сети интернет, СМИ, считают себя неинтересными, скучными и неудачными, вследствие чего, искажается восприятия реального «Я».
На протяжении многих лет распространенность аддиктивного поведения подростков и студентов остается актуальной проблематикой современного общества. Главное понимать, что аддикция - это деструктивный феномен. Необходимо выявить причину такого поведения и помочь подростку или студенту. Однако не стоит запускать данное поведение и лучше обратиться за психотерапевтической помощью к специалисту. Современные особенности проявления данного поведения указывают на потребность в новых научных исследованиях, которые будут способствовать появлению актуальных практик профилактики и лечения аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте.