Статья:

Готовность воспитателя к работе в системе инклюзивного образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Садикова А.Т. Готовность воспитателя к работе в системе инклюзивного образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70856 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Готовность воспитателя к работе в системе инклюзивного образования

Садикова Алина Талгатовна
магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет", Елабужский институт (Филиал), РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Инклюзивная форма обучения в России используется уже достаточно продолжительный период времени. Специально для инклюзивной формы обучения детские садики оборудуются необходимыми технологиями. Воспитатели работают дополнительное время, а также активно помогают в освоении материала. Но следует заметить, что это встречается не во всех детских садах, так как в Российской Федерации в данной сфере имеются и проблемы, которые решить окончательно, пока что не удается.

 

Ключевые слова: Инклюзивное образование, готовность воспитателя, успешность инклюзивного образования, психологическая готовность.

 

Инклюзивное образование, несомненно, в последние годы очень актуальное направление в образовательной практике как школы, так и детского сада. Но, несмотря на это, во многих «рядовых» ДОО инклюзии нет, воспитатели про нее не слышали, или слышали, но что это не знают, не хотят узнавать, потому что ничего менять в своей практике не хотят.

Если говорить о подготовке воспитателя для реализации инклюзивного образования, то она в основном направлена на формирование знаний об особенностях детей с нарушениями развития и их учета в педагогическом процессе. При этом значительно меньше внимания обращается на профессионально-личностную, психологическую готовность воспитателя к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, знать особенности ребенка с умственной отсталостью недостаточно для успешного обучения всех участников образовательного процесса, педагог должен полюбить, понять, принять. 

Знания, полученные в теории сложно применить на практике, не приняв в первую очередь ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Можно с уверенностью говорить о том, что именно педагог формирует положительное отношение к такому ребенку в группе детей, у родителей нормально развивающихся детей. Разве может это сделать человек, который не видит ничего хорошего в том, что у него в группе появился «особый ребенок». В этом случае мы увидим инклюзивную группу в документах детского сада, но не на практике.

Инклюзивное образование-это новый взгляд на систему образования, отражающий все более гуманистическое отношение общества ко всем членам общества, независимо от физических, интеллектуальных, национальных, расовых или иных характеристик. Наиболее важным условием реализации инклюзивного образования является готовность воспитателей образовательных учреждений к работе в этих условиях. В связи с тем, что подготовка современного воспитателя, способного осуществлять инклюзивное воспитание, является крайне актуальной и сложной задачей для детских садов, в статье анализируются работы отечественных и зарубежных ученых в этой области. В результате определены основные составляющие готовности воспитателей к работе в инклюзивном образовании психологические (личностные) и профессиональные.

Увеличились требования к работе воспитателей, расширились их функциональные обязанности, изменились профессионально значимые и личностные характеристики. Профессиональный стандарт воспитателей свидетельствует о том, что в новых социальных условиях возникает новое требование – готовность и способность воспитателей обучать всех детей, независимо от их способностей и ограниченных возможностей. Полагаться только на традиционные педагогические и психологические навыки недостаточно.

Инклюзивное образование — это совместная программа воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, а также категорий детского населения, которые не имеют каких-либо проблем со здоровьем.

Современный опыт в инклюзивной практике связан с продолжительным этапом экспериментального режима работы образовательных учреждений, адаптации образовательной среды под индивидуальные потребности детей с умственной отсталостью. Полноценное, поэтапное внедрение практики инклюзии происходит в нашей стране неравномерно и медленно. 

Инклюзивное образование является дискуссионной проблемой, т.к. требует решения многих задач экономического, организационного, научно-методического и социально – психологического характера. Одна из главных задач инклюзивного образования, на современном этапе развития – необходимая, специальная подготовка воспитателей к работе в условиях. Педагог, работающий с инклюзивной группы, должен участвовать в решении ряда непростых задач: 

  • создание психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;  
  • обеспечение диагностики, мониторинга эффективности работы с детьми с ОВЗ;  
  • организация системы комплексного психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ и их семей;  

  • формирование толерантного отношения в группе сверстников;  
  • изменение общественного мнения по отношению к людям с особенностями в развитии.  

Перемены в образовании, введение новшеств, постоянный системный анализ предполагают необходимость проектирования образовательной практики, учитывая интересы каждого ребенка, в том числе ребенка с ОВЗ.

Большие возможности в использовании новых технологий открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка, родителя через организацию активных способов действий. Работая над проектом, педагоги проходят стадии анализа, планирования, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности предусматривается не только самостоятельная, индивидуальная, но и групповая работа специалистов учреждения, в нашем случае детского сада. Это позволяет приобретать и совершенствовать коммуникативные навыки и умения. Решение проблем, постановка задач повышает уровень мотивации в проектной деятельности воспитателя и предполагает: целеполагание, инициативность, предметность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить двумя показателями: профессиональная готовность и психологическая.

Профессиональная готовность:

  • информационная готовность;
  • владение педагогическими технологиями;
  • знание психологии;
  • готовность использовать вариативные формы и методы;
  • повышать профессиональные знания.

Психологическая готовность:

  • эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений;
  • готовность включать в деятельность и взаимодействие;
  • удовлетворенность собственной деятельностью.

На практике воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и составе педагогического консилиума разрабатывает адаптированную программу, определяет средства достижения, предметно-развивающую среду, организует образовательную деятельность.

Помимо обладания большим количеством знаний педагог должен обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.

Таким образом, особенности развития и трудности в нарушение опорно-двигательного аппарата следует учитывать в организации воспитательной работы с детьми с двигательными нарушениями. Это особенно важно в контексте инклюзивного образования, так как включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс средней школы создает для них дополнительные трудности, а негативные особенности развития проявляются более ярко.

 

Список литературы:
1. Давыдова, Л.Н. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения. Грани одной проблемы. Выпуск №53. / Л.Н. Давыдова. – М.: Мир, 2018. - 197 c.
2. Дьяков, С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования. Учебное пособие / С.И. Дьяков. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 528 c.
3. Красило, А.И. Инклюзивное образование. Методические проблемы и практические рекомендации / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2016. - 186 c.
4. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. - М.: Феникс, 2014. - 384 c.
5. Сарычев, С.В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. - М.: Питер, 2016. - 224 c.
6. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Academia, 2016. - 176 c.
7. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.