ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В системе дополнительного образования детей вопрос гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) был и остается одним из приоритетных. Идея успешной социализации и предоставление качественного образования, существенно повышающего качество жизни людей с ОВЗ, связывается с персонализацией всех уровней общего образования и в том числе касается системы дополнительного образования. Подобная взаимосвязь актуальна на современном этапе развития гражданского общества в Российской Федерации, так как может обеспечить адекватные условия для максимальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в социуме. Деятельность в рамках объединений системы дополнительного образования повышает мотивацию всех обучающихся с ОВЗ к познанию, стимулирует личностное и профессиональное развитие каждого из них, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную и жизненную траекторию.
Закон «Об образовании» устанавливает государственные гарантии на получение образования лицами с отклонениями в развитии и гарантирует им:
- воспитание и обучение;
- социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Также в концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизниобщества.
Социализация детей, подростков, юношества является одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства. Социализации посвящены работы многих ученых, однако существуют здесь и менее исследованные области. Одна из таких проблем — поиски наиболее эффективных путей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса воспитания учащихся в коррекционных школах. Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого из того, что доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. Поистине мощным стимулом для их творческого развития, расширения диапазона интересов, созидательной активности и, главное, полноценной социализации в обществе является культурно-досуговая деятельность.
Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями - важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно дети будут определять судьбу нашей страны в XXI веке. Основными проявлениями социальной адаптации является общение, взаимодействие человека с окружением, а так же его активная деятельность. Общее образование, воспитание профессиональная и трудовая подготовка являются важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации [4, с. 17–19].
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально-психологической адаптации является более сложным, чем для детей нормы. Нередко по причине имеющихся дефектов, ограниченности в мобильности дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг друзей для общения, быть включенными в жизнь, протекающую в социуме, взаимодействие в социальной среде для них осложнено, так же ограничена возможность адекватного реагирования. Постановка и достижение целей, в рамках существующих норм, для них также затруднительны. Все это отражается на интеллектуальном и личностном развитии ребенка, затрудняет адаптацию в социуме, социализацию [1, с. 17].
Включение в дополнительное образование детей с ОВЗ при систематических занятиях в детском объединении по выбранному экологическому, туристко-краеведческому, художественному, спортивному, социально-гомунитарному или техническому профилю закладывает необходимые для дальнейшей жизни качества и компетенции – трудолюбие, аккуратность, внимание, терпение, желание познавать новое, умение доводить начатое дело до конца; развиваетэстетический вкус, улучшает эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса. Выбор направленности дополнительного образования может осуществляться исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах рынка труда, возможностей трудоустройства выпускников с ОВЗ, продолжения их обучения в учреждениях начального профессионального образования, а также интересов самихобучающихся и их родителей (законных представителей) [2].
Именно тогда дополнительное образование детей с ОВЗ обеспечивает максимальные условия для их самореализации, профессионального самоопределения, создает базис будущего самостоятельного жизнеобеспечения, посильноготрудоустройства и организации собственной рекреации, достойного качества жизни. Персонифицированная социализациясредствами дополнительного образования детей с ОВЗ одновременно с адекватным общеобразовательным процессом,коррекционными аспектами, способствующими формированию мотивационных установок и ценностных ориентаций,самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем, обеспечит подлинный успех каждогоребенка в Российской Федерации.
Дополнительное образование детей имеет вариативную основу и организуется с учетом интересов детей в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Современная система дополнительного образованияобладает уникальными возможностями для предоставления образовательных услуг и равных возможностей для детей с ОВЗ.
Дополнительное образование может приобрести новое содержание, обеспечивающее его вариативность, непрерывность и доступность для каждого ребенка с ОВЗ при соблюдении следующих условий:
- преемственность между общим и дополнительным образованием и обеспечение сохранения здоровья детей;
- формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельно решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности;
- разделение содержания образования на «общекультурное» и «профильное»;
- соотнесение содержания учебных курсов и дисциплин с возможностями его усвоения детьми на основе личного опыта;
- адаптация, в случае необходимости, изучаемого материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей [3, 4, 5].
Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек себя отнесет: считает он себя «неполноценным человеком» или «нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои недостатки, либо социально самоизолируются, иногда люди с ограниченными возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по причине сочувствия и повышенной заботы со стороны нормальных людей в процессе коммуникации [6, с. 339].
В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются адекватная самооценка и осознание им реального положения дел, а так же эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения, получение образования и определение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.
Одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии и трудоустройство. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья уже на этапе школьного образования начинают достаточно серьезно знакомиться с миром профессий и получают помощь в профессиональном самоопределении.
Если обычная школа ориентирована на достижения обучающихся и оценки по учебным предметам, т.е. на уровень академических результатов и освоение основной общеобразовательной программы, то программы дополнительногообразования прежде всего ориентированы на развитие личности и раскрытие ее творческого потенциала.
Дополнительное образование обладает огромным потенциалом для детей с ОВЗ. Разностороннее программное содержание, методы и приемы, технологии личностно-ориентированного обучения раскрывают возможности каждоговоспитанника. Удобный режим посещения занятий, вариативность форм и содержания образовательного процесса, егогибкость и мобильность, доступность дистанционных форм обучения позволяют индивидуализировать дополнительноеобразование для обучающихся с ОВЗ.
Следует сказать о важном направлении социализации лиц с ОВЗ – их подготовке к осознанному выбору будущей профессии, профессиональному самоопределению. В этом вопросе дополнительному образованию отводится не последняяроль, наравне с такими социальными институтами как школа, семья, различные психологические центры, общественныеорганизации, средства массовой информации и т.д. Интеграция общего и дополнительного образования, в результатекоторой происходит освоение образовательных программ, создает основу предпрофессиональной подготовки обучающихся.
На протяжении всего периода взросления ребенок с ОВЗ, занимаясь в детских объединениях, может пробовать свои силы, возможности в различных сферах деятельности (по дополнительным общеобразовательным программам технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленности) и с помощью взрослого (педагога, родителя, психолога) определиться с выбором сферы его интересов исориентироваться на дальнейшее получение профессии.
Реализация дополнительных предпрофессиональных программ (прежде всего в области искусства, физической культуры и спорта) позволяет выявить талантливых и одаренных детей среди обучающихся с ОВЗ, для которых данный виддеятельности впоследствии может стать единственной возможностью профессиональной реализации.
Конечно, в данном вопросе велика роль взрослого: родителей, педагогов, специалистов психолого-педагогического сопровождения. Когда мы говорим о готовности к сознательному выбору профессии лиц в ОВЗ, мы должны понимать, чтоэто не только их информированность о наиболее распространенных и востребованных видах труда, их значении дляобщества, знание путей приобретения той или иной профессии. Здесь важно предостеречь обучающихся с ОВЗ отнеобоснованного выбора будущей профессии, который они часто совершают интуитивно, под влиянием случайныхфакторов, авторитетного мнения взрослого или сверстников. Неадекватный выбор будущей профессии может повлечь засобой в дальнейшем необходимость ее смены, когда человек на практике осознает, что не может освоить данный вид профессиональной деятельности или продуктивно работать в этой сфере.
Таким образом, дополнительное образование как вид образования является мощным средством социализации детей с ОВЗ, способствуя их адаптации к окружающему миру, приобретению социальных норм, правил и ценностей,позволяющим им успешно функционировать в обществе. Также существует возможность подготовить обучающихся косознанному определению дальнейшего профиля обучения сообразно с их возрастными, психофизическими особенностями, потенциальными возможностями, а также особыми образовательными потребностями.