Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В МОЛОДОСТИ

Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Товмасян А.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В МОЛОДОСТИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(46).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В МОЛОДОСТИ

Товмасян Альберт Смбатович
магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва
Кулагина Ирина Юрьевна, канд. психол. наук, профессор, ФГБОУ ВО МГППУ
научный руководитель, канд. психол. наук, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

 

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR CHANGING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN YOUTH

 

Albert Tovmasyan

Master’s student, Moscow State University of Psychology and Education, Russia, Moscow

Irina Kulagina

Scientific supervisor, PhD in Psychology, Professor, Moscow State University of Psychology and Education, Russia, Moscow

 

Аннотация. Исследование посвящено анализу специфики эмоционально-ценностного отношения к себе людей молодого возраста, меняющих профессиональное самоопределение. В данной работе предпринимается попытка взглянуть на психологические условия изменения профессионального самоопределения под углом рассмотрения особенностей развития личности, в частности с позиции изменения ключевых компонентов ее Я‑концепции. Поскольку профессиональное самоопределение, как и основы Я‑концепции, закладывается в юности, то представляется логичным предположить, что изменение профессионального самоопределения в молодости может быть как-то связанно с соответствующим изменением основных составляющих Я‑концепции.

Abstract. The study is devoted to the analysis of the specifics of the emotional and value attitude of young people changing their professional self-determination. This paper attempts to look at the psychological conditions of changing professional self-determination from the angle of considering the peculiarities of personality development, in particular, from the position of changing the key components of their Self-concept. Since professional self-determination, like the foundations of Self‑concept, is established in adolescence, it seems logical to assume that changes in professional self-determination in youth can be somehow connected with the corresponding changes in the main components of Self-concept.

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, Я-концепция, временна́я перспектива, мотивационные объекты.

Keywords: professional self-determination, Self-concept, time perspective, motivational objects.

 

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире неуклонно растет число возможностей по выбору дальнейших путей профессионального развития. Так стала обыденной ситуация, когда магистранты молодого возраста не имеют профильного образования, т.е. меняют свое профессиональное самоопределение. Оказавшись не в состоянии выбрать профессию своей жизни с первого раза, они потратили годы жизни в пустую, вместо достижения профессионализма.

Данное исследование посвящено проблеме изменения профессионального самоопределения в молодости. Согласно общепринятым теориям психологического развития и периодизациям на молодость выпадает возрастная задача завершения процесса определения с первой профессией, смена же профессии относится к зрелости или более поздним возрастным периодам. Несмотря на это, почти треть магистрантов-психологов молодого возраста не имеют профильного образования, то есть находятся в ситуации смены профессии, что означает разрыв между теорией и практикой.

Целью исследования ставилось определение психологических условий изменения профессионального самоопределения в молодости для восполнения недостающих знаний.

Объектом исследования является профессиональное самоопределение в молодости, а предметом исследования — психологические условия изменения профессионального самоопределения в молодости.

Общая гипотеза исследования:

Психологическими условиями изменения профессионального самоопределения в молодости являются особое самосознание, мотивация и ориентация на будущее, а также переживание критических ситуаций на предшествующем этапе жизненного пути.

Частные гипотезы:

  1. Для молодежи, выбравшей новую профессиональную деятельность, характерна высокая значимость образа Я в профессиональной сфере;
  2. В мотивационной сфере молодежи, выбравшей новую профессиональную деятельность, в большей степени выражена профессиональная мотивация, по сравнению с молодежью, не меняющей профессию;
  3. Ориентация на будущее (цели в жизни) выражена у молодежи, выбравшей новую профессиональную деятельность, сильнее, чем у молодежи, не меняющей профессию;
  4. Выбор новой профессиональной деятельности в молодости связан с переживанием критических ситуаций.

Методы исследования:

В методический комплекс для диагностики испытуемых вошли: 1) Тест «Кто Я?» М. Куна – Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой; 2) «Метод мотивационной индукции» (ММИ) Ж. Нюттена в модификации Д.А. Леонтьева; 3) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, шкала «цели в жизни» 4) «Анкета кризисных событий и переживаний для студентов» В.Р. Манукян. В качестве математических методов статистической обработки использовались: U-критерий Манна–Уитни; корреляционный анализ по Спирмену.

Экспериментальной базой исследования явился ФГБОУ ВО МГППУ. С целью эмпирической проверки выдвинутых гипотез было проведено исследование на выборке из 118 студентов магистратуры в возрасте от 23 до 30 лет, меняющих профессию (экспериментальная группа, N = 56) и не меняющих ее (контрольная группа, N = 62).

Научная новизна работы состоит в том, что хотя существуют теоретические работы, посвященные психологическим условиям формирования профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников) [5; 9], а также теории, связывающие профессиональное развитие с реализацией Я‑концепции (Super, Savickas) [15; 14], включая временную перспективу личности (Е.И. Головаха, Н.Н. Толстых, Д.А. Леонтьев) [2; 11], исследование психологических условий изменения профессионального самоопределения с использованием методик измерения компонентов Я‑концепции во взаимосвязи с ее временными аспектами никем не проводилось.

Выводы:

  1. В экспериментальной группе молодых людей, меняющих профессиональное самоопределение, значимость образа Я в профессиональной сфере выше, чем у их сверстников из контрольной группы, сохраняющих профессию (по тесту «Кто Я?» М. Куна – Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой). Различия между группами статистически значимы. Частная гипотеза 1 подтверждена;
  2. В мотивационной сфере молодежи из экспериментальной группы профессиональная мотивация выражена в большей степени, чем в контрольной группе (по методике ММИ Ж. Нюттена в модификации Д.А. Леонтьева). Различия между группами статистически значимы. Частная гипотеза 2 подтверждена;
  3. Ориентация на будущее (цели в жизни) наоборот выражена сильнее у молодежи из контрольной группы, чем из экспериментальной (по показателям методики ММИ Ж. Нюттена; в то время как тест СЖО Д.А. Леонтьева, шкала «цели в жизни» не выявил существенных отличий). Различия между группами статистически значимы. Частная гипотеза 3 опровергнута (см. таблицу 1 и рисунок 1);
  4. Не удалось выявить отличий в интенсивности переживания критических ситуаций между студентами экспериментальной и контрольной групп (по «Анкете кризисных событий и переживаний для студентов» В.Р. Манукян). Нет статистически значимых различий между группами. Частная гипотеза 4 не подтвердилась (см. рисунок 2);
  5. Таким образом, общая гипотеза исследования подтверждена лишь частично. Исследование дает возможность определить вероятные гипотезы для будущих исследований.

Таблица 1.

Насыщенность и протяженность временнóй перспективы в ситуациях изменения и сохранения профессионального самоопределения (указан процент выборов, методика ММИ Ж. Нюттена, N = 118)

Исследуемые параметры

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Критерий Манна-Уитни (U)

Уровень значимости

T(m)

0,42%

0,17%

1432,00

0,701

D

2,50%

0,33%

1356,50

0,153

W

2,08%

0,17%

1302,00

0,140

M

2,67%

6,67%

1351,00

0,128

Y

4,68%

4,08%

1440,50

0,910

A

14,25%

7,17%

1261,00

        0,007**

A1

5,17%

16,00%

1236,50

        0,003**

A2

2,67%

1,00%

1313,00

        0,045*

O

1,04%

0,58%

1418,50

0,724

Х

1,10%

0,50%

1385,00

0,493

L

44,75%

41,08%

1403,00

0,325

P

10,75%

6,50%

1289,50

0,139

?

7,92%

15,75%

1415,50

0,826

*   — значение соответствует уровню значимости p < 0,05

** — значение соответствует уровню значимости p < 0,01

 

Рисунок 1. Сравнительный график распределения параметров временнóй перспективы для изменяющих и сохраняющих свою профессию

 

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма силы переживания для различных кризисных событий у изменяющих и сохраняющих свою профессию (по методике «Анкета кризисных событий и переживаний для студентов» В.Р. Манукян)

 

Список литературы:
1. Васькова О.В., Кочетков Н.В., Соловьев С.М. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 177–189.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
3. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления (Сборник научных статей). 2011. 
4. Ермолаева М.В., Исаев Е.И., Лубовский Д.В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 33–43.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2010. – 304 с. 
6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2020. – 940 с.
7. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С.12—23. 
8. Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. 2017. Том 19. № 3. С. 120—141.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2008. – 320 с.
10. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 42–45.
11. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход : дис. … докт. психол. наук. – М., 2010. – 545 с.
12. Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 105–113.
13. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 109–118.
14. Savickas M.L. Career adaptability: An integrative construct for life-span, life-space theory // The Career Development Quarterly. 1997. Vol. 45. P. 247—259.
15. Super D.E., Savickas M.L., & Super C.M. (1996). The life-span, life-space approach to careers. In D. Brown & L. Brown (Eds.), Career choice and development (3rd ed). San Francisco: Jossey-Bass.