Статья:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(289)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Молокеева А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 22(289). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/289/151020 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Молокеева Алена Валерьевна
магистрант Новосибирского государственного педагогического университета, РФ, г. Новосибирск

 

ENSURING INFORMATION SECURITY AND PROTECTION OF CHILDREN FROM THE NEGATIVE IMPACT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT

 

Alena Molokeeva

Master's student, Novosibirsk State Pedagogical University, Russian, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты обеспечения информационной безопасности и защиты детей от негативного влияния цифровой среды. Современные цифровые технологии представляют собой источник разнообразных угроз для подрастающего поколения.

Abstract. The article deals with the key aspects of information security and protection of children from the negative impact of the digital environment. Modern digital technologies represent a source of various threats to the younger generation.

 

Ключевые слова: цифровое пространство, кибербуллинг, контент, онлайн- груминг, интернет-зависимость.

Keywords: Digital space, cyberbullying, content, online grooming, internet addiction.

 

В современном мире цифровые технологии вошли практически во все сферы жизни человека. Цифровая среда влияет на формирование и становление личности ребенка. Интернет и цифровые устройства открывают целый спектр возможностей для обучения, общения и развлечений. Однако наряду с положительными аспектами, цифровая среда несет и ряд рисков, особенно они касаются подрастающего поколения. Вопрос обеспечения информационной безопасности и защиты детей от негативного влияния цифровой среды становится всё более актуальным [1].

Виды угроз в цифровой среде

1.Кибербуллинг. Некоторые пользователи дают выход своей агрессии в цифровой среде, оскорбляя других или умышленно провоцируя конфликт.

Кибербуллинг- это использование цифровых площадок для запугивания, оскорбления или унижения других людей. Он может проявляться через социальные сети, мессенджеры, форумы и игры. Еще один популярный вид травли – публикации сведений о жертве вопреки ее воле. Дети, ставшие жертвами кибербуллинга, испытывают стресс, что может привести к серьезным психологическим проблемам [2].

2.Нежелательный контент. Дети могут случайно или намеренно столкнуться с контентом, который не предназначен для их возраста: насилие, порнография, ненавистнические высказывания. Такой контент может негативно повлиять на их психику и мировоззрение.

3.Онлайн-груминг. Злоумышленники устанавливают доверительные отношения с детьми через социальные сети в попытках вытянуть из детей материалы эротического содержания [3]

4.Интернет-зависимость. Проявляется в желании использования цифровых устройств как можно больше времени, при этом утрачиваются социальные, семейные, материальные ценности. Данная зависимость влияет на физическое и психическое здоровье ребёнка, снижает успеваемость в школе и уменьшает социальную активность [4]

Меры по обеспечению информационной безопасности

1.Образование и осведомленность. Одни из ключевых аспектов защиты детей в цифровой среде является цифровая грамотность. Родители и учителя должны информировать детей о потенциальных угрозах и учить безопасному поведению в цифровом пространстве.

2.Родительский контроль. Использование фильтров контента, антивирусного программного обеспечения помогает ограничить доступ к неподходящим материалам и защитить устройство от вредоносных программ, а ребенка от нежелательного контента.

3. Семейные правила. Установление семейных правил использования цифровых устройств и регулярные обсуждения вопросов, связанных с онлайн-безопасностью, способствуют формированию здорового и безопасного поведения в цифровом пространстве.

Обеспечение информационной безопасности и защита детей от негативного влияния цифровой среды требует комплексного подхода. Важно объединить усилия родителей, педагогов и самих детей для создания безопасной и здоровой цифровой среды. Совместные усилия помогут минимизировать риски и помочь детям пользоваться всеми преимуществами цифрового пространства без ущерба для их здоровья и благополучия.

 

Список литературы: 
1. Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Цебро Галина Олеговна РОЛЬ ЖЕРТВЫ В КИБЕРБУЛЛИНГЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ // Вестник Московской международной академии. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zhertvy-v-kiberbullinge-prichiny-i-posledstviya-vovlecheniya
2. Артамонов Денис Сергеевич, Фролова Светлана Михайловна РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-tsifrovizatsii-v-prostranstve-zhiznennogo-mira
3. Краузе А.А., Шишигин А.В. РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ // Вестник ВятГУ. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-i-vozmozhnosti-sotsialno-tsifrovoy-sredy-v-kontekste-obrazovaniya-filosofsko-sotsiologicheskoe-issledovanie 
4. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография/ Панов В.И., Патраков Э.В. – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. – 199 с.
5. Чумак Маргарита И., Елагина Марина Ю. ИНТЕРНЕТ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-povedenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta 
6. Яруллина Л.Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.