Статья:

ГИПЕРРЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСКАЖЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА У ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Чумарина С.Э. ГИПЕРРЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСКАЖЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА У ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126853 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГИПЕРРЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСКАЖЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА У ПОДРОСТКОВ

Чумарина Софья Эдуардовна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Симонова Любовь Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Подростковый период в жизни человека несомненно является одним из самых сложных и важных. Помимо серьезных физиологических изменений, в психике человека происходит формирование крупных новообразований, которые в дальнейшем окажут серьезное влияние на способность человека активно взаимодействовать в социальной среде. Необходимо отметить, что в этот период происходит постепенное формирование собственного «Я», осознание своего места в окружающем мире, что зачастую порождает множество негативных тенденций, например, повышенную тревожность [1].

Верным помощником на пути к самоопределению и саморазвитию для подростка становится рефлексия [2]. В рамках нашей статьи, хотелось бы взять за основу определение рефлексии как «механизма, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации» и, прежде всего, как «способа посмотреть на себя со стороны… Осмыслить, переосмыслить экзистенциальную реальность, создать наиболее благоприятные условия для сотворчества с ней» [3; 209 с.]. Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают значимость рефлексии в подростковом возрасте. Так, Б.И. Рапацкий пишет, что рефлексия помогает не только «осознать себя», но и «понять внутренний мир других людей», а М.С. Титкова отмечает необходимость поддержки рефлексии со стороны родителей или педагогов, путём создания «внешних ориентиров», поскольку в их отсутствии многие подростки «избегают самоанализа своих внутренних переживаний…» [4; 151 с., 5].

Тем не менее, иногда даже взрослый человек может столкнуться с «переизбытком» самоанализа, который в современной мире именуют «гиперрефлексией» или же «синдромом сороконожки». Понятию гиперрефлексия дают определение С.Н. Костромина и М.В. Макарова, определяя ее как «чрезмерная, преувеличенная склонность к самоанализу того, что происходит с человеком, а не с другими и с окружением» [6]. Необходимо отметить, что, несмотря на широкое распространение гиперрефлексии, разработке связанной с ней проблемы посвящено не так много теоретических, не говоря уже об эмпирических, исследований. Гиперрефлексия в возрастной психологии как феномен освещается ещё реже. Это, по нашему мнению, является серьёзным упущением, поскольку гиперрефлексия может послужить основой для возникновения или активного развития множества серьезных психических заболеваний или расстройств. Мы не можем не упомянуть о трудностях социализации, которые несомненно выступят в качестве последствия неконтролируемой гиперрефлексии. Особенно этому подвержена уязвимая психика человека в кризисные периоды, одним из которых и является подростковый период. Сквозь множество научных работ прослеживаются общие признаки гиперрефлексии, которые также хотелось бы обозначить в рамках нашей статьи. Гиперрефлексия долгосрочна и «циклична», поскольку сама по себе реализуется в форме «анализа результатов анализа», а это приводит лишь к длительному перевариванию психикой человека незавершенных умозаключений [6]. Со временем тенденция к гиперрефлексии неизбежно приводит к повышению уровня тревожности, поскольку вызывает у человека сомнения в своей адекватности, в возможности продолжать свое существование в социуме. Как следствие этого, в голове человека со временем возникает искаженная картина мира, которая при всем его желании не позволяет ему оперировать своими действиями, мыслями и чувствами как раньше. Закономерное стремление вернуться на своё место или найти себе новое сталкивается с неизбежным последствием повышенной тревожности. Ощущая себя под пристальным надзором членов общества, человек боится совершить ошибку, переосмысляет и долго принимает наиболее правильное решение, чаще всего вовсе не совершая его в итоге. А затем, как становится очевидным, человек вновь погружается в рефлексию над своими действиями и мыслями. Важно отметить, что одной из характерных для гиперрефлексии черт является ощущение личностной стагнации.

Гиперрефлексия «парализует» человека, что может стать крайне губительным для подростка в период активного развития его личности. Склонный к повышенному самоанализу подросток может незаметно перейти эту грань, остановившись на гиперрефлексии, которая будет губительно влиять на формирование эмоционального фона ребенка [6, 7]. Длительное гиперрефлексивное воздействие несомненно окажет влияние на формирование самооценки подростка, его психическую стабильность и качество социальных взаимодействий. В рамках нашего исследования мы должны отметить и то, что в силу специфики этого явления, оно способно оказать прямое воздействие и на учебную деятельность подростка, которая выступает одним из важнейших элементов его жизни. Повышенная тревожность, как следствие гиперрефлексии, приводит к «снижению уровня концентрации внимания», что, как пишет А.А. Головин, приводит к «уменьшению эффективности учебной деятельности» [7; 75 с.]. Более того, она порождает постоянный контроль действий, что редуцирует влияние творческого компонента на деятельность подростка.

Важно вновь обратиться к проблеме слабой изученности феномена гиперрефлексии, поскольку в отечественной науке не только не приведено точного его определения, более того оно практически не фигурирует как предмет специального исследования. Тем более, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия эмпирических исследований данной проблемы в разных возрастных срезах, что не позволяет нам на данном этапе разработки этой темы делать окончательные выводы о ее влиянии на человека. Это ставит перед нами задачу активного исследования данного вопроса, которым сейчас активно занимаются отечественные исследовательницы С.Н. Костромина и М.В. Макарова [6].

Подводя итог, хотелось бы вновь отметить превалирующее негативное влияние гиперрефлексии на психику человека, в частности подростка. В силу возрастных особенностей ребенка в пубертатном периоде, мы можем обозначить гиперрефлексию как одну из серьезных проблем современного подростка.

 

Список литературы:
1. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2014. – №2 [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenka/viewer (Дата обращения: 16.03.2023);
2. Рябышева Е.Н. Рефлексия как фактор развития личности // Территория науки. – 2012. – №2 С. 112-115 [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-kak-faktor-razvitiya-lichnosti/viewer  (Дата обращения: 16.03.2023);
3. Рябышева Е.Н. Феномен рефлексии: механизм развития личности // Территория науки. –  2013. –  №6.  С. 207-211 [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-refleksii-mehanizm-razvitiya-lichnosti/viewer   (Дата обращения: 16.03.2023);
4. Рапацкий Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – №1 (37) С. 149-153 [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-kak-odin-iz-mehanizmov-razvitiya-lichnosti-podrostkov/viewer  (Дата обращения: 17.03.2023);
5. Титкова М.С. Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – №37 [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-i-smyslovye-aspekty-refleksii-podrostkov/viewer  (Дата обращения: 17.03.2023);
6. Костромина С.Н., Макарова М.В. Гиперрефлексия как способ взаимодействия с миром: роль, процесс, проявления // Петербургский психологический журнал. – 2021. – №36. С. 106–133. [Электронный ресурс]: https://ppj.spbpo.ru/psy/article/view/329  (Дата обращения: 18.03.2023);
7. Головин, А. А. Влияние гиперрефлексии на обучающихся в ходе учебной деятельности / А. А. Головин // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Воронеж, 26–27 декабря 2017 года / Под редакцией С.Л. Иголкина. Том 2. – Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт. – 2017.  С. 74-77. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=350298669 (Дата обращения: 18.03.2023);