Статья:

Психологическая подготовка спортсменов перед соревнованиями

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Медведев Я.С., Суняйкин Е.К. Психологическая подготовка спортсменов перед соревнованиями // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/119/75891 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическая подготовка спортсменов перед соревнованиями

Медведев Ярослав Сергеевич
студент, Академии ФСО России, РФ, г. Орел
Суняйкин Егор Константинович
студент, Академии ФСО России, РФ, г. Орел
Кулаков Александр Леонидович
научный руководитель, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Академия ФСО России, РФ, г. Орел

 

Мысленно готовимся к соревнованиям

Научиться оптимально выступать на соревнованиях-всегда было непростой задачей как для самих спортсменов, так и для их тренеров и родителей. Однако именно эти люди играют важнейшую роль в процессе психологической подготовки к важным состязаниям.

Подготовка перед мероприятием

В преддверии соревнований необходимо предоставить спортсменам ментальные инструменты, для того чтобы они могли научиться управлять своими мыслями и создавать свой оптимальный уровень подсознательной готовности к будущим мероприятиям. Постановка цели, образное мышление, управление мыслями и эмоциональный контроль-все это является стратегиями, изучаемыми с помощью практических упражнений, которые могут принести все эти элементы в ежедневные тренировки. Затем спортсмены смогут использовать эти знания для разработки своих личных процедур и планов для достижения подсознательной готовности к предстоящим соревнованиям. [1, с.170]

Предвидеть потенциально отвлекающих факторов

Еще одним элементом подготовки к соревнованиям является предвидение потенциально отвлекающих факторов, препятствующих на пути к сосредоточенности и успеху. Необходимо уметь предвидеть проблему перед тем, как она произойдет и все испортит. Если происходит то, что уже было предвидено, тогда воздействие этой проблемы уменьшается, и осознание альтернативных ответов на ситуацию повышается. Заранее должны быть разработаны планы действий для того, чтобы иметь дело с основными отвлекающими факторами. Кроме того, спортсмены должны иметь общую стратегию выявления и преодоления неожиданностей.

Одним из предложений решения проблемы может быть разработка диаграммы для анализа и подготовки к сложным условиям. Спортсмены и тренеры могут провести мозговой штурм списка соревновательных и / или связанных с данными событиями условий и для каждого из них необходимо учитывать следующее:

• лучший способ подготовки к соревнованиям (например, прояснить командные роли и ожидания; заранее наметить цели и ожидания спортсменов);

• как условие может служить преимуществом (например, возможность наблюдать за слабостями других команд; возможность сообщать конкретные цели семье и друзьям).

Затем команды могут изучить вероятность наступления события и возможное влияние этого события на успешный исход. Элементы, которые имеют высокую вероятность и большое влияние, должны быть дополнительно изучены и для них должны быть разработаны конкретные планы их решения.

[1, с.45]

«Меньше – не значит хуже»

На заключительных этапах подготовки к соревнованиям важно придерживаться позиции «меньше-не значит хуже». Непосредственно перед соревнованиями не стоит увеличивать физическую нагрузку, поскольку это может пагубно сказаться на будущем выступлении из-за того, что спортсмен будет не отдохнувшим и подсознательно напряженным. Кроме того, на этом этапе необходимо исключить или свести к минимуму различные изменения и корректировки в тренировках. Небольшие уточнения могут быть необходимы, но спортсмену стоит придерживаться изначально разработанного плана действий.

Подготовка непосредственно на соревнованиях

Есть несколько вещей, которые спортсмены и тренеры могут сделать, чтобы подготовиться во время самого соревнования. Стратегии нацелены на создание уверенности и сосредоточены в незнакомой и потенциально стрессовой обстановке.

Ознакомьтесь с окружающей средой

Спортсмены и тренеры также должны принять меры, для того чтобы ознакомиться с окружающей средой и обстановкой со всем, что важно для подготовки атлета. Найдите кафетерий или ближайший продуктовый магазин, определите место встречи и, если вам нужно поехать на соревнования, изучите расстояние от места размещения до места проведения соревнований. Также стоит обратить внимание на следующие вещи: возьмите пару своих любимых вещей из дома, разместите плакаты, и лозунги рядом с местом проживания спортсменов, это поможет создать чувство комфорта для атлета.  Посещение места проведения соревнований до начала мероприятия также может быть полезным. Это помогает спортсменам и тренерам привыкнуть к окружающей обстановке и любым нюансам, связанным с грядущими соревнованиями.

Если есть возможность, то хорошо бы иметь уединенное место на открытом воздухе - это может предоставить спортсменам возможность пройти или подумать о своих предсоревновательных планах и стратегиях подготовки в умиротворенных условиях.  Это поможет спортсмену представить себя выступающим, но в тоже время он будет находиться в спокойной для себя обстановке, тем сам вы создадите для него ощущение комфорта перед началом соревнований.

Подготовьте ежедневный распорядок

Подготовка ежедневного распорядка дня является еще одним полезным инструментом. Расписание должно быть выписано и вывешено, а копия должна быть выдана каждому. Частью умственной подготовки является знание того, чего ожидать в течение дня, потому что письменное расписание может облегчить подготовку. Это способствует сосредоточению внимания на предстоящем турнире, что может быть очень полезно. Знание того, когда что-то произойдет, дает спортсменам возможность сосредоточиться на том, что они делают в данный момент, а не гадать, когда произойдет, то или иное событие.

Придерживайтесь изначальных планов

Огромное количество времени и усилий идет на подготовку спортсменов. Каждый член команды без исключения должен с уважением относиться подготовке и придерживаться процедур и планов, которые были разработаны. Слишком часто люди отдаляются от тех самых элементов, над созданием которых они так усердно работали, а затем теряются в догадках о том, почему их результаты изменились в худшую сторону. [2, с.134]

Вера в свои силы

Все идет не так, как планировалось. Неизбежно произойдет что-то неожиданное или необычное. И спортсмены, и тренеры должны сохранять чувство уверенности в своих силах. В это время будет полезно использовать заранее спланированные стратегии переориентации и перераспределения нагрузок. Кроме того, нельзя исключать возникновение неопределенного. В это время будет важно найти альтернативные способы выхода из сложившейся ситуации для того, чтобы решить эту проблему раз и навсегда. На этом этапе огромное значение будет иметь открытое общение между спортсменами и тренерами. Уроки должны быть сделаны и внесены коррективы, чтобы поддерживать и восстанавливать умственную готовность и придерживаться оптимальных кондиций. [1, с.170]

Необходимость физического и психологического восстановления

Чтение книг, прослушивание музыки, медитация-это лишь несколько примеров стратегий, используемых для того, чтобы сделать ментальные перерывы и зарядить энергией ум и тело. Некоторые соревнования могут длиться несколько дней. В этих случаях особенно важно управлять эмоциями и волнением в течение всего периода, чтобы поддерживать постоянный уровень энергии и мотивации в течение длительного времени. Спортсмены и тренеры должны помнить об этих методиках, которые облегчат их выступления, и помогут достичь поставленных целей. [2, с.29]

Вывод

Чтобы быть подготовленным мысленно, необходимо иметь четкую цель. Следует придерживаться личных планов и стратегий подготовки. Не стоит забывать о необходимости минимизации влияния отвлекающих факторов. Необходимо оставаться позитивным и оптимистичным, даже перед лицом невзгод, и ежедневно управлять эмоциями - это дополнительные стратегии, которые могут иметь большое значение, когда приходит время соревнований. Для спортсменов, которые выработали эмоциональную устойчивость, соревнования, предоставляют возможности для демонстрации способностей.

 

Список литературы:
1. Горубунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебник для бакалавриата и магистратуры / Г.Д. Горбунов. - 6-е изд., пер. и доп.  М.: Издательство Юрайт, 2019. - 269с. - (Серия: Авторский учебник).
2. Сафонов, В.К. Психология успеха: слагаемые успеха / В.К. Сафонов. М.: Издательство «Спорт», 2017. - 288с.