Статья:

Защита прав потребителей в деятельности государственных и общественных организаций, правовая характеристика

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Щипанова Н.Е. Защита прав потребителей в деятельности государственных и общественных организаций, правовая характеристика // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 27(120). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/120/76233 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Защита прав потребителей в деятельности государственных и общественных организаций, правовая характеристика

Щипанова Надежда Евгеньевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, РФ, г. Санкт-Петербург
Привалов Константин Витальевич

 

PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS IN THE ACTIVITIES OF GOVERNMENT AND PUBLIC ORGANIZATIONS, LEGAL DESCRIPTION

 

Nadezhda Shchipanova

Master student, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье представлены некоторые теоретические подходы к правовой характеристике деятельности государственных и общественных организаций в сфере защиты прав потребителей. Первоочеред­ными задачами в сфере защиты прав потребителей являются: повышение правовой грамотности потребителей; усиление контроля за деятельностью общественных организаций защиты прав потребителей; использование СМИ для доведения необходимой информации до сведения контролирующих органов; составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и иные виды проверок деятельности субъектов защиты прав потребителей.

Abstract. The article presents some theoretical approaches to the legal characteristics of the activities of state and public organizations in the field of consumer protection. The primary tasks in the field of consumer protection are: increasing the legal literacy of consumers; strengthening control over the activities of public organizations for the protection of consumer rights; using the media to bring the necessary information to the attention of regulatory authorities; drawing up an exhaustive list of organizations admitted to the implementation of control functions and carrying out scheduled and other types of inspections of the activities of subjects of consumer protection.

 

Ключевые слова: государственная политика в сфере защиты прав потребителей; государственный надзор; органы государственного надзора; общественная защита прав потребителей, общества потребителей.

Keywords: state policy in the field of consumer protection; state supervision; state supervision bodies; public protection of consumer rights, consumer societies.

 

Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей является важным фактором развития рынка, который оказывает влияние на повседневную жизнь граждан, способствует повышению их благосостояния и создает благоприятные условия ведения бизнеса для производителей товаров и услуг.

Государственная политика защиты прав потребителей [3] должна быть системной, скоординированной со всеми субъектами: федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, в том числе общественными объединениями потребителей. Она нуждается в постоянном совершенствовании, системном и целостном подходе с учетом вопросов правового регулирования как инструмента для защиты прав потребителей.

Основными задачами реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей в настоящее время являются:

  • построение эффективной системы защиты прав потребителей на основе определения стратегических направлений и приоритетов ее развития на перспективу;
  • обеспечение действенной защиты законных прав потребителей;
  • обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей;
  • стимулирование увеличения на потребительском рынке доли материальных благ и услуг, повышающих качество жизни человека;
  • обеспечение справедливого, доступного, оперативного досудебного и судебного порядков урегулирования потребительских споров;
  • обеспечение баланса между самозащитой потребителей и эффективной государственной и общественной защитой их нарушенных прав.

В соответствии с Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства и гарантируется им.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребите­лей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполни­тельной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, уста­новленном Правительством РФ.

Федеральный государственный надзор в области защиты прав по­требителей предусматривает, в частности:

  • организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами РФ, федераль­ными законами и нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должност­ных лиц органами государственного надзора;
  • организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность това­ров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей сре­ды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;
  • применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обяза­тельных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
  • ежегодную подготовку на основании результатов деятельности государственных докладов о защите прав потребителей в РФ и т.д.

Практика защиты прав потребителей в Российской Федерации базируется на признанных во всем цивилизованном мире принципах, соблюдение которых гарантирует успешное интегрирование в общемировую систему ценностей:

  • приоритет интересов потребителей перед интересами любых групп - бизнеса, политических, корпоративных и других;
  • защита потребительских прав граждан органами власти всех уровней, за счет распределения полномочий и эффективного взаимодействия;
  • совершенствование механизмов защиты потребительских прав граждан, на потребительском рынке;
  • прозрачность и открытость в информационном пространстве государственной политики и соответствующих действий относительно защиты прав потребителей;
  • постоянный диалог между государством и общественными организациями потребителей;
  • сочетание усилий правительственных и общественных структур в создании барьеров для нечестной предпринимательской практики;
  • гарантия защиты потребителей от вреда их жизни, здоровью и экономической безопасности;
  • просвещение граждан в сфере их потребительских прав и способов их защиты,
  • продвижение принципа здорового потребления с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.

- поддержка производства и реализации материальных благ и услуг повышающих качество жизни человека.

Орган государственного надзора может быть привлечен судом к уча­стию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе, по инициа­тиве лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях за­щиты прав потребителей.

Государственный надзор за соответствием товаров требованиям без­опасности, установленным техническими регламентами, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в со­ответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

Орган государственного надзора совместно с уполномоченными фе­деральными органами исполнительной власти, осуществляет формирова­ние и ведение открытого и общедоступного государственного информа­ционного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и без­опасности товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяется обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполно­моченной организации или уполномоченного индивидуального предпри­нимателя, импортера) по предоставлению информации органу государ­ственного надзора в области защиты прав потребителей.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О Защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нор­мативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (испол­нитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти соответ­ствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.

Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфе­ре защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [2] является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регу­лированию в сфере защиты прав потребителей, а также организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиоло­гического надзора, федерального государственного надзора в области за­щиты прав потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия, в частности:

- осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

- федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

- федеральный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирую­щих отношения в области защиты прав потребителей и т.д.

В Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Санкт-Петербурге в 2019 году» [4] отмечается в частности, что в целом в 2019 году на территории Санкт-Петербурга сохранялась стабильная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Существующая система социально-гигиенического мониторинга позволила Управлению осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, факторами среды обитания, определять основные тенденции и прогнозировать изменения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установлен­ной сфере деятельности имеет право, в частности:

- организовывать проведение необходимых исследований, испыта­ний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- пресекать факты нарушения законодательства Российской Феде­рации в установленной сфере деятельности, а также применять преду­смотренные законодательством Российской Федерации меры ограничи­тельного, предупредительного и профилактического характера, направ­ленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установ­ленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных ор­ганов Службы и подведомственных организаций;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, уста­навливаемых указами Президента Российской Федерации и постановле­ниями Правительства Российской Федерации, а также управление госу­дарственным имуществом и оказание платных услуг.

Общественная защита прав потребителей осуществляется организа­циями потребителей, которые создаются как по территориальному при­знаку (районные, городские, областные и др.), так и в зависимости от кон­кретного интереса группы потребителей (например, Общество потребите­лей бытовой техники России; клуб потребителей «Контакт» и др.).

Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Санкт-Петербургский союз потребителей).

Общественные организации потребителей, созданные на территории России, объединились в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), а в СНГ - в Международную конфедерацию обществ потребите­лей (КОНФОП).

Закон РФ «О защите прав потребителей» [1] устанавливает гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей, определяя, что граж­дане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объ­единения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных право­вых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- проводить независимую экспертизу качества, безопасности това­ров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав по­требителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потре­бителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пре­делах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспер­тиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями по­требителей;

- распространять информацию о правах потребителей и о необхо­димых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных ис­следований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов по­требителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований ка­чества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организа­ции предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выпол­нения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (ра­бот, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнитель­ной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляю­щих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требова­ниям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполни­тельной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и актов органов местного самоуправления, противореча­щих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, не­определенного круга потребителей);

- участвовать совместно с органами государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информаци­онных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопас­ности товаров (работ, услуг).

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изго­товителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в от­ношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информа­ции или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) проти­воправными в отношении неопределенного круга потребителей обяза­тельно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной органи­зации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импор­тера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной органи­зацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, им­портером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного обществен­ным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребите­лей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расхо­дов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в слу­чае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обя­зательных требований к товарам (работам, услугам).

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей"// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140
2. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Российская газета от 8 июля 2004 г. N 144
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р. Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
4. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году» // https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12053