Религиозный контекст художественных фильмов «Матрица»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Религиозный контекст художественных фильмов «Матрица»
Далеко не многие знают, что огромное количество кинематографических картин брали за основу смыслы, истории, повествования из разного рода религиозных конструктов. Далеко не многие знают, что художественный фильм «Матрица», буквально наполнен аллюзиями на различные религиозные культы, таких как ислам и христианство.
Для начала стоит разобрать с таким понятием как матрица и почему создатели фильма в лице братьев Вачовски решили использовать именно это название. Термин матрица имеет множество значений, она есть в искусстве, в физике, математике и программировании. Нас наиболее интересует смысл данного слова в точных науках. В физике, матрица это конденсированная среда в которую помещаются изолированные активные частицы с целью исключения взаимодействия между собой и окружающей средой. В математике, матрица это прямоугольная таблица элементов некоторого кольца, в программировании двумерный массив. Эти понятия объединяет одно определение, матрица это искусственное пространство в которое художник изливает свое видение предмета или мира, баланс между различными частицами не дающий им выходить за пространство матрицы. Эти разные принципы существуют в нашей жизни, они окружают нас и все это было названо мир, вселенная. Вся наша вселенная явление временное, как и любая искусственная матрица, а значит имеет две стороны своего бытия, реальную и виртуальную. Такой же смысл во всех религиях, мир либо нереален, как в буддизме, где это говорится в «Сандхинирмочане» либо реален, но является всего лишь связующим звеном для входа в царство божие и проживании временной жизни, как в христианстве и исламе. Но смысл этих религиозных постулатов один, вся жизнь есть матрица, и по этой причине, таково название фильма.
В начале фильмы показан главный герой, Пол Андерсен в исполнении Киану Ривза, ему передают деньги и он кладет их в книгу, «Симулякр и симуляция». Симулякр это искусственное пространство, несуществующая вещь, как наш мир в буддийской теологии. Ровно как и понятие симуляции относит нас к теологии авраамических религий, где в качестве нее, выступает наша земная жизнь. Пол Андерсен является потенциальным избранным, который призван освободить и спасти людей от диктата матрицы, вывести их в реальный мир, даровать спасение, и это было определено задолго до его рождения, что отсылает нас к исламу и христианству где появление пророка Мухаммеда и пришествие Иисуса Христа было известно так же задолго до их рождения. Так же как религиозную аллюзию, следует принимать тот факт, что «Нео», как именуют избранного в «Матрице», изначально был показан как человек отрешенный, «не от мира сего» и стремящийся к истине, который в итоге добровольно отказывается от «роскошной» жизни в «матрице», в пользу пути полного страданий, это отсылает нас к жизни пророка Мухаммеда, где он всю жизнь стремился к богу, и к жизни Христа, где Иисус рос необычным ребенком, мудростью которого были поражены еврейские мудрецы, Сиддхартха Гаутама покинул богатый дворец и добровольно избрал отшельничество в результате которого он стал избранным, Буддой. Когда «Нео» допрашивают агенты «матрицы», можно проследить отсылку на библейскую историю искушения Христа в пустыне, где Сатана искушал его различными дарами и увещеваниями, тем самым напоминая о земных благах. В этой же сцене так же показан главный антагонист фильма, агент Смит, он отсылает нас к буддийскому богу Маре, который всеми силами пытался помешать просветлению Будды. В сцене сражения агента Смита и «Нео», избранный достигает этого самого просветления, спокойствия и отрешения от земного, от страданий, достигнув этого состояния, агент Смит, как и Мара в буддийской теологии уже ничего не могут сделать избранному. Теперь можно перейти к следующему главному герою, Морфиусу. Образ данного героя скопирован так же из религиозных систем, Морфиус есть подобие Иоанна Крестителя, который ждал Христа и дождался его и подобно Иоанну он помог сделать первый шаг избранному к предначертанной судьбе, этим шагом в фильме являлось принятие синей или красной пилюли. В этом моменте так же есть религиозный контекст. Красный цвет в христианстве символизирует мученичество, так как дальнейший путь избранного был тяжел и мучителен. Приняв правильную пилюлю, «Нео» пробуждается, где ему открывается реальный мир, тяжелая реальность, данным действием фильм отсылает зрителя к непростому пути праведника, который видит погрязший в грехе мир. Затем, уже в матрице, избранный приходит к Пифии, прорицательнице, данная фигура относит нас к греческим мифам, где одноименная женщина была жрицей-прорицательницей храма Аполлона. Она говорит, что «Нео» не избранный, как бы утверждаясь в позиции саддукеев и фарисеев из христианской истории. Но не смотря на слова Пифии, «Нео» обретает просветление, как в буддийской теологии и приносит себя в жертву во спасение человечества, как в христианской теологии.
Фильм «Матрица», один из самых популярных фильмов в истории кинематографа, с очень захватывающим сюжетом и интересной манерой повествования, но мало кто знает, большая часть фильма, есть видоизмененные копии различных религиозных сюжетов, которые на первый взгляд незаметны, но известны человечеству уже многие века и близки духовно большей части человечества, может быть в этом и заключается причина того, что данный фильм обрел такую широкую популярность и продолжает интересовать людей разных вероисповеданий..