Статья:

Проблемы при производстве таможенной экспертизы и пути их решения в условиях Евразийского Экономического Союза

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Никогосян А.А. Проблемы при производстве таможенной экспертизы и пути их решения в условиях Евразийского Экономического Союза // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 31(124). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/124/77528 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы при производстве таможенной экспертизы и пути их решения в условиях Евразийского Экономического Союза

Никогосян Артур Атомович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, филиал, РФ, г. Калининград
Акматалиева Аида Сатылгановна
научный руководитель, канд. экон. наук, Московский финансово-юридический университет МФЮА, филиал, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. Таможенная экспертиза является специальным видом научно-практического исследования, проводимого экспертами-таможенниками с целью получения квалифицированного, достоверного, объективного и независимого заключения по проблемным вопросам таможенного администрирования (регулятивного, правоохранительного и фискального характера), требующим для своего разрешения использования специальных таможенных/таможенноведческих познаний. В настоящей статье авторами рассмотрены некоторые проблемные вопросы, касающиеся как правовой регламентации, так и самой процедуры производства таможенной экспертизы.

 

Ключевые слова: таможенные органы, таможенная экспертиза, взаимодействие, международный опыт, таможенные преступления и правонарушения.

 

Особую группу посягательств на экономическое благополучие государства составляют преступления, совершаемые в таможенной сфере. Их количественные показатели на протяжении длительного времени остаются высокими.

Так, в первом квартале 2019 г. возбуждено 54 уголовных дела по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», по ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры» - 68, по ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) - 173 дело. Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за первый квартал за 2019 года составила 48% [8].

Таможенные органы Российской Федерации выступают в качестве органов дознания при расследовании дел, касающихся неуплаты таможенных платежей, а также других преступлений, которые в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) закреплены за деятельностью таможенных органов.

Вариативность преступной деятельности в таможенной сфере делает невозможным раскрытие и расследование одноименных преступлений без проведения сложнейших исследований с использованием специальных познаний [7], в том числе таможенными органами.

Таможенная экспертиза является специальным видом научно-практического исследования, проводимого экспертами-таможенниками с целью получения квалифицированного, достоверного, объективного и независимого заключения по проблемным вопросам таможенного администрирования (регулятивного, правоохранительного и фискального характера), требующим для своего разрешения использования специальных таможенных/таможенноведческих познаний.

В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, «таможенная экспертиза» - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы, а организационные вопросы назначения и производства таможенной экспертизы не входят в это понятие.

Учитывая изложенное, следует отметить, что снижение качества экспертиз характеризуется, в первую очередь, увеличением экспертных ошибок, несоблюдением процессуального порядка выполнения экспертиз, что, в свою очередь, негативно отражается на показателях эффективности деятельности таможенных органов. Увеличение сроков производства экспертиз, в которых большую часть времени занимает ожидание в создавшейся очереди, транспонируется в конфликт с интересами участников ВЭД, заинтересованными в уменьшении сроков таможенного контроля и проведения следствия и дознания по причине невозможности распоряжения в эти временные сроки обеспечительными депозитными денежными средствами или товарами. Это, в свою очередь, ведет к увеличению возможных коррупционных проявлений, а также негативно сказывается на оценке деятельности таможенных органов участниками ВЭД.

Основной причиной перечисленных негативных факторов является отсутствие нормативного правового механизма контроля и регулирования экспертной нагрузки, в первую очередь, за счет увеличения эффективности применения системы управления рисками при применении таможенной экспертизы как меры минимизации рисков, а также применения правоохранительным блоком таможенных органов подходов к определению стоимости товаров, отличных от экспертного, установленных законодательством.

Обратим внимание, что при внедрении «таможенной экспертизы» законодатель не делегирует исключительные полномочия по ее производству только таможенным органам. В законодательной норме закреплено право на ее производство как за таможенными специалистами, а также иными экспертами [10]. Указанная норма являет собой правовую коллизию - так, привлечение эксперта, не являющего должностным лицом таможенного органа, не урегулировано нормативно-правовыми актами, следовательно, отсутствует единообразие требований, предъявляемых кандидатам в эксперты. Однако, в силу закона, приоритетное право проведения все же остается за таможенными специалистами.

Актуальна проблема профессиональной подготовки таможенных экспертов в России и их аттестация. Правоотношения, возникающие в процессе подготовки и аттестации специалистов на право осуществления экспертиз, так же в настоящее время урегулированы не должны образом.

Для повышения уровня подготовки квалифицированных таможенных экспертов необходимо внедрение новейших комплексных методик, апробированных, в том числе и в странах Евросоюза. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру специальными комиссиями каждые 5 лет.

Необходимо использовать опыт зарубежных стран. Так, в Финляндии на базе государственных таможенных лабораторий проходят практику студенты профильных вузов.

Сотрудники Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее по тексту ФТС России) проходят стажировку как в структурных подразделениях ФТС России, региональных таможенных управлениях, таможнях и на таможенных постах, в организациях, подведомственных ФТС России, а также в сторонних организациях, на кафедрах филиала, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и в лаборатории товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров.

Для эффективности проведения высококвалифицированных таможенных экспертиз, целесообразно обдумать создание при ФТС России механизма внедрения международных стандартов, спец. курсов и систем тестирования, позволяющих подтверждать компетентность и квалификацию иных экспертов и экспертных организаций.

В настоящее время указанная подготовка рассчитана на специалистов, которые состоят на государственной службе в ФТС России. Подготовка и аттестация же иных экспертов, а также иных экспертных организаций в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении Федеральной таможенной службы России (далее по тексту ЦЭКТУ) в данное время не осуществляется, так как такие положения не прописаны в Положении о ЦЭКТУ-

Деятельность по проведению исследований товаров и документации осуществляют уполномоченные органы государств-участников Евразийского экономического союза. Так как итоги проведения таможенной экспертизы в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, считаются признанными по всей таможенной территории Евразийского экономического союза, то и существует необходимость обеспечить достоверность результатов экспертиз на единой таможенной территории. Для данной цели требуется обладать единой правовой и методической базой.

Современные тенденции указывают на то, что и негосударственные экспертные организации испытывают огромный интерес к экспертизам проводимых в таможенных целях.

Показателями высокой квалификации государственных таможенных экспертов являются совершенствование используемых ими методик, а также обязательная государственная аттестация экспертов. Вместе с тем следует признать, что никаких препятствий для аттестации негосударственных экспертов не существует. К тому же негосударственные экспертные учреждения при отсутствии достаточной собственной практики могут ориентироваться на методики, предлагаемые государственными учреждениями. Паритетность и состязательность государственных и негосударственных экспертиз представляет собой неоценимый опыт, накопленный зарубежными государствами [6].

Еще одна проблема заключается в следующем: при осуществлении сертификации и проведении экспертизы создаются таможенные лаборатории, где заказчиками являются организации-участники внешнеэкономической деятельности, но обращаются они в лаборатории по такому направлению таможенных органов, которые используют в своей деятельности результаты экспертизы. В данном случае участник внешнеэкономической деятельности приобретает не независимую, а уже внутриведомственную экспертизу. Во многих регионах России таможенные лаборатории имеют монопольное положение в сфере таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это грозит длительными по временным срокам осуществлениями работ, что затрудняет заключение сделок или же ограничивает в использовании финансовых средств. Разрешить данную проблему возможно с расширением области применения негосударственной независимой экспертизы в целях исполнения государственными органами своих функций по управлению и контролю.

Экспертные заключения, выданные такими организациями при судебных разбирательствах, принимаются во внимание точно так же, как и заключения, выданные ЦЭКТУ России. Но все же уровень качества таких экспертных заключений иных организаций немного ниже. Так как направленность таможенных экспертиз, которая предполагает применение таможенным специалистом первоначальных знаний, которые касаются вопросов и проблем таможенной деятельности, этими познаниями не владеют товароведы и эксперты иных организаций.

За последние годы более трети от общего числа проведенных таможенных экспертиз способствует обнаружению правонарушений в области таможенного законодательства [1]. Этот факт свидетельствует о наличии прямой связи между качеством и разработкой института таможенной экспертизы и количеством правонарушений, совершаемых при перемещении товаров через таможенную границу. Его развитие и совершенствование может способствовать пресечению совершения преступлений и, следовательно, снижению уровня преступности.

Еще одна проблема таможенных органов, которые являются ответственными за осуществление таможенных экспертиз, - это недостаточное материально-техническое обеспечение. Данная проблема актуальна для огромного количества государственных структур, это происходит из-за недостаточности привлечения финансов со стороны, прежде всего, государства. Для трудноосуществимых исследований экспертам необходимо новейшее оборудование, а также специализированные лаборатории, в том числе и передвижные.

На наш взгляд, существует два способа решения данной проблемы. Необходимо увеличить финансирование таможенных лабораторий за счет средств из федерального бюджета. При необходимости, таможенным органам нужно разрешить аренду помещений в лабораториях и возмездное привлечение профильных специалистов. Решение указанной проблемы лежит в том числе и в нормативной плоскости. Так, именно разработка правовых основ взаимодействия таможенных органов и коммерческих организаций является в настоящее время приоритетной.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что таможенная экспертиза является важным элементом системы таможенного контроля, поскольку позволяет на стадии таможенного оформления выявить и предотвратить совершение правонарушений, а также служит важным инструментом обеспечения экономической безопасности страны [5].

Изменяющиеся экономические условия требуют перестройки и модернизации различных систем, в том числе комплекса мер и инструментов таможенного контроля. Совершенствование института таможенной экспертизы должно осуществляться по следующим направлениям:

- предоставление лабораториям необходимого технического и материального обеспечения, отвечающего современным условиям;

- расширение нормативной базы в вопросах привлечения к проведению исследований негосударственных или коммерческих организаций;

- более тесное взаимодействие и координация деятельности экспертных организаций государств-членов Евразийского экономического союза;

- ведение централизованного учета и статистики назначения экспертиз, применения их результатов для разрешения спорных вопросов;

- использование мобильных экспертных лабораторий;

- детальная регламентация процедуры производства таможенной экспертизы и ознакомление с ней как экспертов таможенных органов, так и иных экспертов, производящих исследования на коммерческой основе.

Сосредоточение на этих направлениях деятельности позволит уменьшить число правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, будет способствовать поступлению в бюджет таможенных платежей в полном размере, повысит результативность и эффективность таможенного контроля.

 
Список литературы:
1. Бахтин Р.В. Проблемные вопросы производства экспертизы в деятельности таможенных органов России и пути их решения / Р.В. Бахтин // Полицейская деятельность. - 2011. - №4. - С. 41.
2. Казуров Б.К. Таможня на переломном этапе / Б.К. Казуров. - М.: Софт- Издат, 2007. - С. 105.
3. Колпаков А.Ф. О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз / А.Ф. Колпаков, С.В. Яковлева // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2010. - №2 (51). - С. 41.
4. Кузьмин С.А. Административно-правовые аспекты проведения таможенной экспертизы негосударственными экспертными организациями / С.А. Кузьмин // Административное право и процесс. - 2016. - №10. - С. 46.
5. Логинов Е.А. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России на современном этапе /Е.А. Логинов // Вестник Московского гуманитарно-экономического университета. - №3. - С. 27-31.
6. Логинов Е.А. Теория и практика правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. /Е.А. Логинов, В.В. Че- ревко. - М.: МГЭУ, 2017. - С. 74.
7. Нестеров А.В. Генезис представлений о таможенной экспертизе / А.В. Нестеров // Исследование и классификация товаров в таможенных целях: теория и практика. - М.: РТА, 2014. - С. 152.
8. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за первый квартал 2019 года // Сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. customs. ru
9. Раджабова Н.Р. Роль таможенной лаборатории в организации и улучшение таможенного контроля /Н.Р. Раджабова. - Душанбе: Ирфон, 2014. - 152 с.
10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза на уровне глав государств от 11 апреля 2017 года), ч. 2 ст. 389.