Статья:

Кинокомиссии как инструмент развития регионов

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ольховская М.Я. Кинокомиссии как инструмент развития регионов // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(14).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Кинокомиссии как инструмент развития регионов

Ольховская Мария Яковлевна
студент, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», РФ, г.Москва
Ланина Лилия Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», РФ, г.Москва

 

Культурные и креативные индустрии имеют решающее значение для экономического и социального развития региона. А благодаря своим уникальным характеристикам, аудиовизуальный сектор привлекает особое внимание органов государственной власти.  Практическая поддержка кинематографистов региональными властями может принимать различные формы, в том числе и путем создания кинокомиссий.

Кинокомиссии изначально создавались в США, однако в последующем положительный опыт работы кинокомиссий был распространен и по всему миру. Великобритания стала первой страной в Европе, создавшей кинокомиссию в конце 1980-х годов, затем кинокомиссии стали появляться во Франции в начале 1990-х годов и других странах Европы. По всему миру кинокомиссии являются эффективным средством продвижения регионов как конкурентоспособных площадок для производства аудиовизуальной продукции.

С 2016 году стали создаваться кинокомиссии и в регионах России. Одной из первых стала Кинокомиссия Приморского края. А уже с 2017 года Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) было инициировано создание кинокомиссий и в других регионах России. 

В международной практике большинство кинокомиссий создается на базе государственных организаций, что позволяет местным органам власти в дальнейшем более плотно взаимодействовать с кинокомпаниями. Они служат связующим звеном между кинопроизводством и уполномоченными органами. Так, например, Астраханская кинокомиссия создана на базе МГУП «Астраханькино», Кинокомиссия Приморского края – на базе ГАУ «Приморскиий краевой центр народной культуры», в Калининградской области полномочиями кинокомиссии наделено ГБУК «Театр эстрады «Янтарь-холл» [4].

Целью деятельности кинокомиссий является привлечение кинопроизводителей на конкретные локальные территории путем оказания помощи в обеспечении благоприятных условий для съемок фильма в регионе.

Важным фактором для организации проведения съемок является наличие разрешений на съемки в определенных локациях местности. Их получение может затягивать процесс съемок на длительный период. И одной из важных задач в деятельности кинокомиссии является организация процесса получения разрешений кинематографистам на съемки. Для этих целей кинокомиссией должны быть разработаны максимально упрощенные процедуры предоставления разрешений. Например, Московская комиссия работает в режиме «службы одного окна»: кинематографисты оставляют заявку, а уже кинокомиссия согласовывает возможности съемок. За первый год своей работы Московская кинокомиссия способствовала съемкам более 400 эпизодов для отечественных и зарубежных фильмов и сериалов [3].

В первоочередные задачи кинокомиссии входит оценка уникальных особенностей региона, мест возможных съемок, которые могут привлечь кинематографистов. Для этих целей кинокомиссии создают фотобиблиотеку мест региона. Например, Кинокомиссия Москвы сделала мультижанровый проект «Москва в движении» из 450 фотографий Москвы, снятых в разное время года и «гид локаций» для продюсеров [2].

В тоже время, позиционируя возможные места съемок, деятельность кинокомиссии должна быть направлена на оценку потенциала предлагаемых мест для создания в последующем новых туристических маршрутов. Так, например, Кинокомиссия Северного Уэльса не только создала онлайн-базу данных о 30 000 возможных мест съемок фильма в регионе, но и запустила он-лайн видеокарту «По следам голливудских звезд» для туристических компаний.

Помимо мест съемок, кинокомиссии формируют базу компаний, которые готовы предоставлять услуги кинематографистам в регионе во время производства фильма.

Решаемые кинокомиссией вопросы могут быть самые разнообразные.

Благодаря деятельности кинокомиссий в регионе создаются новые возможности для трудоустройства и разрабатываются региональные маркетинговые кампании, оказывающие положительное влияние на развитие туризма. Кинокомиссия, взаимодействуя с кинематографистами, способствует продвижению имиджа региона не только в своей стране, но и на международном уровне.

Так, благодаря активному продвижению мест съемок кинокомиссии Чехии удалось привлечь на свою территорию продюсеров трех международных телесериалов: «Британия», «Найтфолл» и «Гений», которые снимались 330 съемочных дней и потратили в регионе порядка 106 млн. долл. США на съемки, при этом было задействовано большое количество местных предпринимателей, оказывающих услуги в процессе съемок и привлекалось большое количество местных жителей для участия в массовых сценах.

Для развития своей деятельности и представлению региона на международном уровне кинокомиссии вступают в существующие международные ассоциации кинокомиссий:

  • Международная ассоциация комиссаров по кино (Associaton of Film Commissioners International (AFCI)) со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе, объединяющая более 360 кинокомиссий из 45 стран на шести континентах;
  • Европейская сеть кинокомиссий по кино (European Film Commission Network (EUFCN)) со штаб-квартирой в Брюсселе, включающая 90 кинокомиссий из 30 стран.
  • Международная ассоциация Азиатских кинокомиссий (Asian Film Commission Network (AFCNet)), в которую входит 59 организаций (кинокомиссий и киностудий) из 18 стран [6].

Вступление в члены AFCNet позволило Кинокомиссия Приморского края представлять регион на одной из Генеральных ассамблей AFCNet.

На проводимые ассоциациями ассамблеи приезжают  международные локейшн-менеджерами (администраторы по выбору площадок для съемок) и продюсеры из многих стран мира.

Благодаря вниманию к Приморскому краю, в Приморье снимался международный кинопроект «Фатеич и море» с объемом 40 съемочных дней. Также польские кинематографисты приняли решение снимать свой кинопроект в Приморье [1].

Деятельность региональной кинокомиссии способствует развитию местного сообщества кинематографистов, появлению киношкол для молодежи, мечтающей о кино, развитию культурного медиапространства.

Российские кинокомиссии пока делают только первые шаги в развитии своей деятельности. В тоже время практический опыт киноиндустрии позволяет говорить о значении деятельности кинокомиссии для развития региона в экономическом и социальном аспектах.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Кинокомиссия Приморского края [Электронный ресурс] Режим доступа: http://primoryefilm.ru/ (дата обращения: 24.02.2019)
2. Официальный сайт Московская кинокомиссия [Электронный ресурс] URL: http://filmmoscow.ru (дата обращения: 26.02.2019)
3. Как снять кино в столице: итоги первого года работы Московской кинокомиссии. / Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс] URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/3299/5421050/ (дата обращения: 26.02.2019)
4. Официальный сайт Фонд кино. Рекомендации по созданию региональной кинокомиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www.fond-kino.ru/  documents/download/396/ (дата обращения: 24.02.2019)
5. Официальный сайт Czech Film Commission [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.filmcommission.cz/czech-film-industry-successful-2016/ (дата обращения: 25.02.2019)
6. Официальный сайт Asian Film Commission Network [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.afcnet.org/ (дата обращения: 25.02.2019)