Кинокомиссии как инструмент развития регионов
Секция: Экономика
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Кинокомиссии как инструмент развития регионов
Культурные и креативные индустрии имеют решающее значение для экономического и социального развития региона. А благодаря своим уникальным характеристикам, аудиовизуальный сектор привлекает особое внимание органов государственной власти. Практическая поддержка кинематографистов региональными властями может принимать различные формы, в том числе и путем создания кинокомиссий.
Кинокомиссии изначально создавались в США, однако в последующем положительный опыт работы кинокомиссий был распространен и по всему миру. Великобритания стала первой страной в Европе, создавшей кинокомиссию в конце 1980-х годов, затем кинокомиссии стали появляться во Франции в начале 1990-х годов и других странах Европы. По всему миру кинокомиссии являются эффективным средством продвижения регионов как конкурентоспособных площадок для производства аудиовизуальной продукции.
С 2016 году стали создаваться кинокомиссии и в регионах России. Одной из первых стала Кинокомиссия Приморского края. А уже с 2017 года Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) было инициировано создание кинокомиссий и в других регионах России.
В международной практике большинство кинокомиссий создается на базе государственных организаций, что позволяет местным органам власти в дальнейшем более плотно взаимодействовать с кинокомпаниями. Они служат связующим звеном между кинопроизводством и уполномоченными органами. Так, например, Астраханская кинокомиссия создана на базе МГУП «Астраханькино», Кинокомиссия Приморского края – на базе ГАУ «Приморскиий краевой центр народной культуры», в Калининградской области полномочиями кинокомиссии наделено ГБУК «Театр эстрады «Янтарь-холл» [4].
Целью деятельности кинокомиссий является привлечение кинопроизводителей на конкретные локальные территории путем оказания помощи в обеспечении благоприятных условий для съемок фильма в регионе.
Важным фактором для организации проведения съемок является наличие разрешений на съемки в определенных локациях местности. Их получение может затягивать процесс съемок на длительный период. И одной из важных задач в деятельности кинокомиссии является организация процесса получения разрешений кинематографистам на съемки. Для этих целей кинокомиссией должны быть разработаны максимально упрощенные процедуры предоставления разрешений. Например, Московская комиссия работает в режиме «службы одного окна»: кинематографисты оставляют заявку, а уже кинокомиссия согласовывает возможности съемок. За первый год своей работы Московская кинокомиссия способствовала съемкам более 400 эпизодов для отечественных и зарубежных фильмов и сериалов [3].
В первоочередные задачи кинокомиссии входит оценка уникальных особенностей региона, мест возможных съемок, которые могут привлечь кинематографистов. Для этих целей кинокомиссии создают фотобиблиотеку мест региона. Например, Кинокомиссия Москвы сделала мультижанровый проект «Москва в движении» из 450 фотографий Москвы, снятых в разное время года и «гид локаций» для продюсеров [2].
В тоже время, позиционируя возможные места съемок, деятельность кинокомиссии должна быть направлена на оценку потенциала предлагаемых мест для создания в последующем новых туристических маршрутов. Так, например, Кинокомиссия Северного Уэльса не только создала онлайн-базу данных о 30 000 возможных мест съемок фильма в регионе, но и запустила он-лайн видеокарту «По следам голливудских звезд» для туристических компаний.
Помимо мест съемок, кинокомиссии формируют базу компаний, которые готовы предоставлять услуги кинематографистам в регионе во время производства фильма.
Решаемые кинокомиссией вопросы могут быть самые разнообразные.
Благодаря деятельности кинокомиссий в регионе создаются новые возможности для трудоустройства и разрабатываются региональные маркетинговые кампании, оказывающие положительное влияние на развитие туризма. Кинокомиссия, взаимодействуя с кинематографистами, способствует продвижению имиджа региона не только в своей стране, но и на международном уровне.
Так, благодаря активному продвижению мест съемок кинокомиссии Чехии удалось привлечь на свою территорию продюсеров трех международных телесериалов: «Британия», «Найтфолл» и «Гений», которые снимались 330 съемочных дней и потратили в регионе порядка 106 млн. долл. США на съемки, при этом было задействовано большое количество местных предпринимателей, оказывающих услуги в процессе съемок и привлекалось большое количество местных жителей для участия в массовых сценах.
Для развития своей деятельности и представлению региона на международном уровне кинокомиссии вступают в существующие международные ассоциации кинокомиссий:
- Международная ассоциация комиссаров по кино (Associaton of Film Commissioners International (AFCI)) со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе, объединяющая более 360 кинокомиссий из 45 стран на шести континентах;
- Европейская сеть кинокомиссий по кино (European Film Commission Network (EUFCN)) со штаб-квартирой в Брюсселе, включающая 90 кинокомиссий из 30 стран.
- Международная ассоциация Азиатских кинокомиссий (Asian Film Commission Network (AFCNet)), в которую входит 59 организаций (кинокомиссий и киностудий) из 18 стран [6].
Вступление в члены AFCNet позволило Кинокомиссия Приморского края представлять регион на одной из Генеральных ассамблей AFCNet.
На проводимые ассоциациями ассамблеи приезжают международные локейшн-менеджерами (администраторы по выбору площадок для съемок) и продюсеры из многих стран мира.
Благодаря вниманию к Приморскому краю, в Приморье снимался международный кинопроект «Фатеич и море» с объемом 40 съемочных дней. Также польские кинематографисты приняли решение снимать свой кинопроект в Приморье [1].
Деятельность региональной кинокомиссии способствует развитию местного сообщества кинематографистов, появлению киношкол для молодежи, мечтающей о кино, развитию культурного медиапространства.
Российские кинокомиссии пока делают только первые шаги в развитии своей деятельности. В тоже время практический опыт киноиндустрии позволяет говорить о значении деятельности кинокомиссии для развития региона в экономическом и социальном аспектах.