Стимулирование экспорта в России
Секция: Экономика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Стимулирование экспорта в России
Автор раскрывает важность стимулирования экспорта для российской экономики и ее текущие проблемы, связанные с последними тенденциями. Сделан анализ динамики сальдо торгового баланса, после чего сделаны выводы о стимулирование экспорта со стороны рыночных процессов. Автор выделяет важность роли в стимулирование экспорта государства, которое ставит за цель увеличение представительства российских товаров на международном рынке. Сделаны выводы по текущей программе государственной поддержки и выделены отдельные проблемы, которые стоит устранить для улучшения показателей внешней торговли России.
В 2014 году в связи с событиями на территории Украины введено множество антироссийских санкций со стороны стран Евросоюза и США. Очевидно, что это влияние, давление и воздействие на Россию происходит под политическими лозунгами, но имеет экономические цели. В этих условиях происходит ограничение многих, годами формировавшихся внешнеэкономических связей, в том числе ограничение для многих банков и организаций в получении кредитов за рубежом. Но, несмотря на происходящие события, Россия не утратила свой интерес к равноправному участию в глобальной экономике. Вопрос о поддержке экспорта становится еще более актуальным, государственные органы страны продолжают развивать прямые и непрямые виды стимулирования внешнеэкономической деятельности, особенно несырьевого экспорта.
Кроме того, стоит учесть и членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) с 2012 года, что изменило правила международной торговли для российских экспортеров и производителей. Экспорт становится важным элементом общего макроэкономического состояния страны, по сколько формирует общий платежный баланс, и тем самым, способствует росту экономической активности или наоборот, его снижению. По этой причине, показатель сальдо торгового баланса является важным фундаментальным фактором для многих экономических процессов, включая прямые иностранные инвестиции и рост капитальных инвестиций.
Рисунок 1. Динамика сальдо торгового баланса России [2]
Если взглянуть на общую динамику сальдо торгового баланса, то мы заметим, что он практически всю историю рыночной экономики России находится в положительной зоне. Единственные резкие скачки сальдо вниз были после экономического кризиса 2008 года и на протяжении 2015–2016 года, чему виной были экономические санкции стран Еврозоны и США. Эта тенденция с положительной динамикой сальдо торгового баланса говорит об успешной экспортной политике российских производителей, но, с другой стороны, тому есть и внутренние причины, объяснения которых стоит искать исходя из рынка потребителей России. В первую очередь, речь идет о покупательной способности российского населения и об объеме внутреннего рынка, который ограничен в связи с замедлением экономического роста и девальвации российского рубля. Поэтому, исходя из такой тенденции, российским предприятиям стоит искать новые рынки сбыта, что и побуждает их ориентироваться на экспорт своей продукции за границы страны.
Кроме того, есть еще один фактор, которые стимулирует экспорт в России, но не зависит от государственной поддержки или других стимулирующих инструментов регулирования. Речь идет о девальвации рубля и снижения курса рубля против других валют мира, что наблюдалось на протяжении 2014–2015 годов. В 2016 году, ситуация немного изменилась и российская экономика увидела укрепление рубля рекордными темпами. Ключевая поддержка укрепление рубля – это денежно-кредитная политика ЦБ РФ, согласно которой мы наблюдаем высокие процентные ставки, что провоцирует инвесторов на «керри-трейд» с участием отечественной валюты.
Когда курс валюты ослабляется, производители внутри этой страны получают конкурентное преимущество на международном рынке, по сколько стоимость их продукции снижается и это положительно сказывается на общей динамике экспорта. В случае обратного укрепления, уровень конкурентоспособности падает и под угрозой выполнение планов бюджетной политики и соблюдения положительного сальдо торгового баланса страны.
Но, не стоит уменьшать и роль государства в процессе стимулирования экспорта, по сколько российские производители все еще слабы, и потребуют определенной поддержки со стороны регулирующих и фискальных органов. Ключевая проблема для экспортеров России – это издержки и отсутствие внешнего финансового капитала, что и старается из года в год решить правительство страны [3, с.182].
Рисунок 2. Система государственной поддержки экспорта в России [1]
На рисунке 2 предоставлена система государственной поддержки экспорта в России, которая имеет за цель увеличения доли российских товаров на международном рынке. Ключевую роль в этой системе играет Минэкономразвития России и Минфин. Кроме того, стоит обратить внимание и на Минпромторг, который субсидирует процентные ставки по экспортным кредитам, а «Внешэкономбанк» страхует их от политических и экономических рисков.
Но, несмотря на это, стимулирование экспорта в России необходимо ориентировать на снижение налогового и долгового бремя. К примеру, для экспортеров, особенно несырьевых секторов бизнеса, необходимо вводить дополнительные налоговые пошлины, которые помогут им увеличить рекапитализацию прибыли и увеличить свои объемы продаж на международном рынке. Кроме того, необходимо решить проблему вокруг долгового давления, которое связанно с ростом процентных ставок ЦБ РФ, и дальнейшим ростом внутри банковской системы страны. Обеспечение дешевых кредитных средств экспортерам будет выступать положительным фактором, которые простимулируют развитие секторов экономики, которые снижают свою деловую активность из-за дефицита финансового капитала.
Кроме того, при оценке состояния экспорта России стоит оценивать тенденции на международном рынке, которые имеют, больше всего негативное влияние для отечественных производителей и их позиций на международной торговой арене [4]:
1. Основным направлением конкурентной борьбы является не конкуренция национальных экономик, а конкуренция ТНК, которые функционируют на глобальной основе благодаря использованию оптимальных комбинаций факторов производства и размещения элементов технологических цепочек в наиболее подходящих странах.
2. Ключевое значение для успешного участия в международной торговле приобретают не классические разовые торговые сделки, а развитие сотрудничества в рамках устойчивых цепочек создания стоимости, которые основаны на регулярных поставках в сочетании с инвестированием и другими формами сотрудничества.
3. Современная международная торговля перестала быть, прежде всего, каналом реализации «избыточных» и приобретения «дефицитных» ресурсов. Сейчас она является неотъемлемой частью современного бизнеса и служит, прежде всего, расширению рынков сбыта и оптимизации использования ресурсов.
4. Участие в международной торговле и прежде всего в экспорте является важнейшим фактором повышения эффективности деятельности предприятий – только наиболее эффективные предприятия могут экспортировать.
Кроме того, российская экономика сталкивается с еще одной проблемой, которую необходимо решить путем стимулирования экспорта в секторе малого и среднего бизнеса. Суть в том, что на 5 крупнейших корпораций России приходится более 65% всего экспорта страны. Если взять 30 крупнейших корпораций России – это цифра достигнет свыше 85%, что в сумме говорит о наличие на международном рынке лишь крупнейших компаний страны. Но, если проанализировать динамику объема экспорта по компаниям и секторам в других развитых стран, то мы заметим, что во многих странах Еврозоны свыше 50% от общей доли экспорта приходится на представителей МСП, что говорит о высоком уровне стимулирования экспорта среди мелких предпринимателей. В свою очередь, такая доля МСП в экспорте говорит и о высоком представительстве на международном рынке, что не скажешь про общий российский бизнес.
С учетом такой тенденции, существуют различные государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, как программы МСП корпорации и МСП банка, но, в их структуру стоит вписать новые стимулирующие инструменты, которые позволят предоставить дополнительные льготы и субсидии тем начинающим предпринимателям, которые нацелены на производство товаров и услуг внутри страны. Но их реализация и сбыт будет происходить на рынках других стран мира, что позволит улучшить общую динамику платежного баланса России.