Практика стратегического планирования в банковском секторе Республики Беларусь
Конференция: CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Практика стратегического планирования в банковском секторе Республики Беларусь
В условиях рыночной экономики поиск способов и методов адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, к возрастающей неопределенности будущего является одной из ключевых задач финансового управления организацией.
Качественное прогнозирование, разработка стратегий и планов развития способствуют повышению конкурентоспособности и финансовой устойчивости организаций. Стратегическое финансовое планирование ученые предлагают рассматривать с нескольких сторон:
1. В качестве средства приближения будущих результатов развития банка к текущему моменту времени;
2. В качестве инструмента детализации перспектив развития банка;
3. В качестве средства обоснования оптимальности поведения банка в конкурентной среде для достижения намеченных целей;
4. В качестве инструмента преодоления неопределенности и стохастичности рыночной среды [1].
Многомерность стратегического планирования в своем развитии порождает необходимость соблюдения как минимум двух условий:
1) наличие развитой законодательной нормативно-правовой базы;
2) разработка методов и инструментов проведения процедур стратегического планирования.
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы стратегического планирования в банках Республики Беларусь, является Постановление Правления Национального банка РБ № 554 от 30.10.2012.
В соответствии с Инструкцией стратегический план развития банка представляет собой документ, определяющий стратегию развития действующего банка на два или более года с учетом достигнутых результатов на момент разработки плана и содержащий обоснованный прогноз его деятельности и развития в соответствующем периоде, включая оценку ожидаемых результатов и планируемые значения основных показателей деятельности банка, а также мероприятия, инструменты, ресурсы и условия их достижения [2].
Стоит отметить, что Национальный банк Республики Беларусь постановлением Правления от 16 января 2019 г. № 30 внес изменения и дополнения в Инструкцию о требованиях, предъявляемых к бизнес-плану, стратегическому плану развития банка (далее – бизнес-план), ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“, небанковской кредитно-финансовой организации, порядке оценки таких планов.
В целях оптимизации регуляторной нагрузки постановлением № 30 существенно сокращен перечень обязательной информации, включаемой в бизнес-планы.
Описательная часть бизнес-плана (стратегического плана развития) банка может включать как базовый, так и пессимистичный и (или) оптимистичный варианты развития банка, а также предусматривать варианты развития банка с учетом различных приоритетов (направлений) развития банка.
Наряду с этим повышается ответственность банков за качественное содержание бизнес-планов, в том числе в части обоснования целесообразности выбранных стратегических целей и направлений развития, указания информации о мероприятиях и инструментах достижения ожидаемых результатов и запланированных показателей, об актуальном финансовом состоянии и показателях деятельности, об имеющихся и планируемых ресурсах, информации об источниках формирования и наращивания нормативного капитала, если это предусмотрено стратегией развития банка.
Кроме того, определено, что стратегические цели банка должны устанавливаться с учетом оценки результатов выполнения ранее утвержденного бизнес-плана. Стоит отметить, что в рамках реализации политики дедолларизации экономики постановление № 30 предусматривает, что финансовые и иные показатели должны отражаться в бизнес-плане с использованием исключительно официальной денежной единицы Республики Беларусь. Таким образом, стратегическое финансовое планирование является мощным инструментом обеспечения высокого уровня конкурентоспособности и устойчивого развития организаций.
На данный момент в Республике Беларусь функционирует 24 банка, из них 10 с иностранным. С пониманием актуальности и важности составления стратегии коммерческие банки уделяют много внимания качеству и уникальности стратегического планирования в рамках своей кредитной организации. При этом каждый банк самостоятельно определяет стратегию своего развития. В таблице 1 приведен стратегический план банков в разрезе периода, на который разрабатывается стратегия, а также миссий банка.
Таблица 1.
Видение деятельности банковского сектора Республики Беларусь в соответствии с разрабатываемыми периодами
Название банка |
Период стратегии |
Миссия (видение) |
А |
1 |
2 |
ОАО «АСБ Беларусбанк» |
2018-2020 |
Содействовать достижению и развитию успеха клиентов, предоставляя универсальный спектр классических и высокотехнологичных услуг на территории всей страны в удобной форме в удобное время |
ОАО «Белагропромбанк»
|
2018-2020 |
Содействие экономическому развитию регионов Республики Беларусь с одновременной ориентацией на рыночные формы и методы ведения банковского бизнеса |
ОАО «Белгазпромбанк»
|
2017-2020 |
Содействие формированию и развитию среднего класса в Республике Беларусь путем предоставления клиентоориентированных продуктов и услуг, а также осуществления проектов в социально- культурной сфере. |
ОАО «БПС-Сбербанк»
|
2020 |
Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты |
«Приорбанк» ОАО |
2019-2021 |
Мы превращаем инновации в исключительные клиентские впечатления. |
ОАО «Белинвестбанк» |
2018-2020 |
Быть лучшим для каждого и вместе быть первыми |
ЗАО «Альфа-Банк» |
2018-2020 |
Универсальный банк с фокусом на мобильный банкинг и приоритетное развитие розничного бизнеса и МСБ |
ЗАО «Банк ВТБ»
|
2020-2022 |
Мы помогаем людям воплощать их планы, создавая лучшие финансовые решения. Мы — команда профессионалов, работающих для наших клиентов и всей страны. |
Источник: собственная разработка на основании информации с сайтов белорусских банков.
Таким образом, при разработке стратегии управленцы учитывают основные программные документы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, основные тенденции развития банковского сектора, макроэкономические показатели развития страны, а также направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Список литературы:
1. Постановление НБ РБ 30 16.01.2019 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 октября 2012 г. № 554» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 5/39973 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kodeksy-by.com/norm_akt/source /30-16.01.2019.htm. Дата доступа: 01.11.2019;
2. Рудковская, О. Г. Эволюция концепций стратегического финансового планирования / О. Г. Рудковская // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Тамбов, 6 дек. 2016 г. - Тамбов, 2016. – С. 152 – 159.