Статья:

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Горбунова Е.А. РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(235). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(235).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Горбунова Елена Андреевна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

На сегодняшний день в условиях рыночной экономики в Российской Федерации значительную роль занимает налоговая политика, поскольку затрагивает экономическую составляющую в целом, обеспечивая национальную безопасность.

Обратимся к понятию налога, установленным в ст.8 Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ), который дает следующее определение: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В свою очередь, налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую независимую централизованную систему, обеспечивающая контроль, затрагивая такие аспекты, как:

  1. соблюдение законодательства о налогах и сборах;
  2. правильность их исчисления к уплате;
  3. своевременность и полнота уплаты обязательных платежей в соответствующий бюджет.

К налоговым органом относится Федеральная налоговая служба России (далее ФНС России) – орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов России.

Рассмотрим основные вопросы, решаемые налоговыми органами разных отраслей.

Межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам представляют налоговое администрирование в разных отраслях осуществляемой деятельности, например: добыча нефти и газа, транснациональные компании, оптовая и розничная торговля, реализация табачных изделий, банки и страховые организации и др. К крупнейшим налогоплательщикам относятся организации, суммарный доход которых превышает 35 млрд руб.

Целью межрегиональных инспекций по федеральным округам является контроль за соблюдением законодательства территориальными органами ФНС России, относящиеся к определенному федеральному округу. Кроме того, в их деятельность входит принимать участие в проведение выездных налоговых проверок.

Управление ФНС России на уровне субъектов также осуществляет контрольно-надзорную функцию по своевременной уплате налогов и обязательных платежей, их правильному расчету и соблюдение законодательства.

В связи с этим отметим, что для обеспечения экономической безопасности России налоговый механизм становится неотъемлемой частью. Благодаря налоговым платежам формируется не только доходная часть бюджета, но и экономические отношения между государством и физическими, а также юридическими лицами. Основной же задачей налоговых органов становится обеспечение своевременной уплаты обязательных платежей в полном объеме в местный, региональный и федеральный бюджеты, в соответствии с уплачиваемыми налогами.

Необходимость обеспечения экономической безопасности России имеет существенное значение в текущих условиях. С точки зрения налоговых отношений это значит, что объем обязательных платежей, поступающих к уплате, должен быть на соответствующем уровне, чтобы государство в полной мере выполняло функции, которые на него возложены.  Например, наиболее важным риском является развитие и последующее функционирование теневой экономики, которое негативно сказывается в части экономической безопасности России, поскольку такие организации не выполняют обязанности перед государством в виде неуплаты налогов. Помимо этого, остается угроза с умышленным сокрытием доходов, что также приводит к уклонению уплаты.

С целью обеспечения экономической безопасности России налоговые органы осуществляют налоговый контроль.

Налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов [2, с. 184].

В задачи налогового контроля входит:

- проведение проверок за правильностью исчисления и уплаты налогов;

- предупреждение налоговых правонарушений;

- обеспечение возмещения ущерба, нанесенного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) своих обязанностей [7, с. 116].

Наиболее основными формами налогового контроля, проводимые в России, являются камеральные и выездные налоговые проверки.

В соответствии с п.1 ст.88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций или заявления и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка выполняет следующие задачи:

- проверка правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации;

- отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок [7, c. 118].

Отличительное особенностью выездной проверки от камеральной является место проведения налоговой проверки.  В случае с выездной – место проведения будет определяться местонахождением налогоплательщика.

В ходе выездных мероприятий имеется возможность анализировать иную документацию, а также применять дополнительные организационно-правовые методы налогового контроля, поэтому выездные проверки оказываются более глубокими и всесторонними [4, c. 62].

Таким образом, если в ходе камеральной налоговой проверки выявлены существенные нарушения в области налогового законодательства, а также замечены грубые несоответствия, противоречащие допустимым нормам, то в таком случае принимается решение о проведении выездной проверки. 

Рассмотрим динамику проведения налоговых проверок в России, в частности камеральных и выездных проверок в 2020-2022гг., представленной в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что количество камеральных проверок в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, становится меньше на 2 686 328 ед., что составляет 4,37%. В 2022 году мы также наблюдаем уменьшение камеральных проверок на 3 758 222 ед., что составляет на 6,36% меньше, чем в 2021 году. Исходя из этого, сделаем вывод, что в период с 2020 года по 2022 год количество поданных деклараций становится меньше, как и налогоплательщиков в целом.

Проанализируем изменения по выездным налоговым проверкам, представленных в таблице 1. В 2021 году мы наблюдаем увеличение выездных налоговых проверок на 1 839 ед., что представляет собой на 30,9% больше, чем в 2020 году. Что касается выездных проверок в 2022 году, то их количество также возросло на 2 075 ед., составляющие на 26,7% больше, чем в 2021 году. На основе вышесказанного сделаем вывод, что увеличение выездных налоговых проверок отражает рост выявленных нарушений в ходе проведения камеральных налоговых проверок. 

Таблица 1.

Анализ камеральных и выездных проверок в России в период с 2020 по 2022гг.

Наименование показателя

Количество проверок

Динамика

2020г.

2021г.

2022г.

2021г. к 2020г.

2022г. к 2021г.

абсолют.

относит., %

абсолют.

относит., %

1

Камеральные проверки

61542147

58855819

55097597

- 2686328

- 4,37%

- 3758222

- 6,36%

2

Выездные проверки организаций и ИП

 

5934

7773

9848

+ 1839

+ 30,9%

+ 2075

+ 26,7%

3

Всего

61548081

58863592

55107445

- 2684489

- 4,36%

-3756147

- 6,38%

Источник: составлено автором по данным отчета ФНС России по форме 2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов. Официальный сайт ФНС России URL: https://www.nalog.gov.ru/

 

Рассмотрим динамику по результатам проведения налоговых проверок в России в 2020-2022гг., представленной в таблице 2.

В 2021 году по данным результатов проведения камеральных проверок наблюдается увеличение дополнительно начисленных налоговых платежей на 37 877 196 тыс. руб.., что составляет на 72,2% больше, чем в 2020 году. В 2021 году также наблюдается рост дополнительно начисленных платежей, но уже гораздо в меньшем выражении – на 4 051 729 тыс. руб., составляющий 4,5%.

Что касается дополнительно начисленных налоговых платежей в результате выездных налоговых проверок, то их значение в 2021 году увеличивается на 180 966 031 тыс. руб., которые составляют на 92,4% больше, чем в 2020 году. В 2022 году налоговые платежи по результатам выездной налоговой проверки составят на 298 321 869 тыс. руб. или 79,2% больше, чем в 2021 году.

Таким образом, дополнительно начислено налоговых платежей было больше по результатам выездных проверок. Можно отметить, тенденция к дополнительно начислено налоговых платежей уменьшается как в случае камеральных, так и выездных проверок. Следовательно, большая результативность отражается при проведении выездных налоговых проверках.

Таблица 2.

Анализ по результатам проведения камеральных и выездных проверок в России в период с 2020 по 2022гг.

Наименование показателя

Дополнительно начислено налоговых платежей, тыс. руб.

Динамика

2020г.

2021г.

2022г.

2021г. к 2020г.

2022г. к 2021г.

абсолют.

относит., %

абсолют.

относит., %

1

Камеральные проверки

52518463

90395659

 

94447388

 

 

+37877196

+72,2%

 

 

+4051729

+4,5%

2

Выездные проверки организаций и ИП

 

195923856

376889887

 

675211756

 

 

 

+180966031

+92,4%

 

 

+298321869

+79,2%

Источник: составлено автором по данным отчета ФНС России по форме 2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов. Официальный сайт ФНС России URL: https://www.nalog.gov.ru/

 

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что роль налоговых органов в обеспечении экономической безопасности России является неотъемлемой частью и составляет очень важную роль.

Доходная часть бюджета формируется за счет налоговых поступлений и иных платежей, подлежащих к уплате, благодаря чему государство выполняет свои функции, например, для выполнения общегосударственных целей или для направления денежных средств, чтобы решить хозяйственные проблемы.

Благодаря налоговым органам, которые осуществляют контрольно-надзорные задачи за исполнением налогового законодательства в целом, за правильностью расчета налоговых поступлений, а также за своевременной уплаты налогов и других обязательных платежей в полном объеме, обеспечивается экономическая безопасность России.

Осуществляя налоговые проверки, такие как: камеральные и выездные налоговые проверки, налоговые органы следят за правильностью ведения деятельности и выявляют нарушения, противоречащие налоговому законодательству, тем самым отражают свою роль в обеспечении экономической безопасности России.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // СПС Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Крохина Ю.А.  Налоговое право : учебник для вузов / Ю. А. Крохина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2023. - 503 с.
3. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2023. - 338 с.
4. Лагутина Л.Г. Организация и методика проведения налоговых проверок : учебник для вузов / Л. Г. Лагутина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2024. - 180 с.
5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Лыкова, Л.Н. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2023.
6. Пансков, В.Г.  Налоги и налогообложение : учебник для вузов / В. Г. Пансков. - 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. - 474 с.
7. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. - 433 с.