РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
На сегодняшний день в условиях рыночной экономики в Российской Федерации значительную роль занимает налоговая политика, поскольку затрагивает экономическую составляющую в целом, обеспечивая национальную безопасность.
Обратимся к понятию налога, установленным в ст.8 Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ), который дает следующее определение: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В свою очередь, налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую независимую централизованную систему, обеспечивающая контроль, затрагивая такие аспекты, как:
- соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- правильность их исчисления к уплате;
- своевременность и полнота уплаты обязательных платежей в соответствующий бюджет.
К налоговым органом относится Федеральная налоговая служба России (далее ФНС России) – орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов России.
Рассмотрим основные вопросы, решаемые налоговыми органами разных отраслей.
Межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам представляют налоговое администрирование в разных отраслях осуществляемой деятельности, например: добыча нефти и газа, транснациональные компании, оптовая и розничная торговля, реализация табачных изделий, банки и страховые организации и др. К крупнейшим налогоплательщикам относятся организации, суммарный доход которых превышает 35 млрд руб.
Целью межрегиональных инспекций по федеральным округам является контроль за соблюдением законодательства территориальными органами ФНС России, относящиеся к определенному федеральному округу. Кроме того, в их деятельность входит принимать участие в проведение выездных налоговых проверок.
Управление ФНС России на уровне субъектов также осуществляет контрольно-надзорную функцию по своевременной уплате налогов и обязательных платежей, их правильному расчету и соблюдение законодательства.
В связи с этим отметим, что для обеспечения экономической безопасности России налоговый механизм становится неотъемлемой частью. Благодаря налоговым платежам формируется не только доходная часть бюджета, но и экономические отношения между государством и физическими, а также юридическими лицами. Основной же задачей налоговых органов становится обеспечение своевременной уплаты обязательных платежей в полном объеме в местный, региональный и федеральный бюджеты, в соответствии с уплачиваемыми налогами.
Необходимость обеспечения экономической безопасности России имеет существенное значение в текущих условиях. С точки зрения налоговых отношений это значит, что объем обязательных платежей, поступающих к уплате, должен быть на соответствующем уровне, чтобы государство в полной мере выполняло функции, которые на него возложены. Например, наиболее важным риском является развитие и последующее функционирование теневой экономики, которое негативно сказывается в части экономической безопасности России, поскольку такие организации не выполняют обязанности перед государством в виде неуплаты налогов. Помимо этого, остается угроза с умышленным сокрытием доходов, что также приводит к уклонению уплаты.
С целью обеспечения экономической безопасности России налоговые органы осуществляют налоговый контроль.
Налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов [2, с. 184].
В задачи налогового контроля входит:
- проведение проверок за правильностью исчисления и уплаты налогов;
- предупреждение налоговых правонарушений;
- обеспечение возмещения ущерба, нанесенного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) своих обязанностей [7, с. 116].
Наиболее основными формами налогового контроля, проводимые в России, являются камеральные и выездные налоговые проверки.
В соответствии с п.1 ст.88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций или заявления и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено.
Камеральная налоговая проверка выполняет следующие задачи:
- проверка правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации;
- отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок [7, c. 118].
Отличительное особенностью выездной проверки от камеральной является место проведения налоговой проверки. В случае с выездной – место проведения будет определяться местонахождением налогоплательщика.
В ходе выездных мероприятий имеется возможность анализировать иную документацию, а также применять дополнительные организационно-правовые методы налогового контроля, поэтому выездные проверки оказываются более глубокими и всесторонними [4, c. 62].
Таким образом, если в ходе камеральной налоговой проверки выявлены существенные нарушения в области налогового законодательства, а также замечены грубые несоответствия, противоречащие допустимым нормам, то в таком случае принимается решение о проведении выездной проверки.
Рассмотрим динамику проведения налоговых проверок в России, в частности камеральных и выездных проверок в 2020-2022гг., представленной в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что количество камеральных проверок в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, становится меньше на 2 686 328 ед., что составляет 4,37%. В 2022 году мы также наблюдаем уменьшение камеральных проверок на 3 758 222 ед., что составляет на 6,36% меньше, чем в 2021 году. Исходя из этого, сделаем вывод, что в период с 2020 года по 2022 год количество поданных деклараций становится меньше, как и налогоплательщиков в целом.
Проанализируем изменения по выездным налоговым проверкам, представленных в таблице 1. В 2021 году мы наблюдаем увеличение выездных налоговых проверок на 1 839 ед., что представляет собой на 30,9% больше, чем в 2020 году. Что касается выездных проверок в 2022 году, то их количество также возросло на 2 075 ед., составляющие на 26,7% больше, чем в 2021 году. На основе вышесказанного сделаем вывод, что увеличение выездных налоговых проверок отражает рост выявленных нарушений в ходе проведения камеральных налоговых проверок.
Таблица 1.
Анализ камеральных и выездных проверок в России в период с 2020 по 2022гг.
Наименование показателя |
Количество проверок |
Динамика |
||||||
2020г. |
2021г. |
2022г. |
2021г. к 2020г. |
2022г. к 2021г. |
||||
абсолют. |
относит., % |
абсолют. |
относит., % |
|||||
1 |
Камеральные проверки |
61542147 |
58855819 |
55097597 |
- 2686328 |
- 4,37% |
- 3758222 |
- 6,36% |
2 |
Выездные проверки организаций и ИП |
5934 |
7773 |
9848 |
+ 1839 |
+ 30,9% |
+ 2075 |
+ 26,7% |
3 |
Всего |
61548081 |
58863592 |
55107445 |
- 2684489 |
- 4,36% |
-3756147 |
- 6,38% |
Источник: составлено автором по данным отчета ФНС России по форме 2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов. Официальный сайт ФНС России URL: https://www.nalog.gov.ru/
Рассмотрим динамику по результатам проведения налоговых проверок в России в 2020-2022гг., представленной в таблице 2.
В 2021 году по данным результатов проведения камеральных проверок наблюдается увеличение дополнительно начисленных налоговых платежей на 37 877 196 тыс. руб.., что составляет на 72,2% больше, чем в 2020 году. В 2021 году также наблюдается рост дополнительно начисленных платежей, но уже гораздо в меньшем выражении – на 4 051 729 тыс. руб., составляющий 4,5%.
Что касается дополнительно начисленных налоговых платежей в результате выездных налоговых проверок, то их значение в 2021 году увеличивается на 180 966 031 тыс. руб., которые составляют на 92,4% больше, чем в 2020 году. В 2022 году налоговые платежи по результатам выездной налоговой проверки составят на 298 321 869 тыс. руб. или 79,2% больше, чем в 2021 году.
Таким образом, дополнительно начислено налоговых платежей было больше по результатам выездных проверок. Можно отметить, тенденция к дополнительно начислено налоговых платежей уменьшается как в случае камеральных, так и выездных проверок. Следовательно, большая результативность отражается при проведении выездных налоговых проверках.
Таблица 2.
Анализ по результатам проведения камеральных и выездных проверок в России в период с 2020 по 2022гг.
Наименование показателя |
Дополнительно начислено налоговых платежей, тыс. руб. |
Динамика |
||||||
2020г. |
2021г. |
2022г. |
2021г. к 2020г. |
2022г. к 2021г. |
||||
абсолют. |
относит., % |
абсолют. |
относит., % |
|||||
1 |
Камеральные проверки |
52518463 |
90395659 |
94447388 |
+37877196 |
+72,2% |
+4051729 |
+4,5% |
2 |
Выездные проверки организаций и ИП |
195923856 |
376889887 |
675211756 |
+180966031 |
+92,4% |
+298321869 |
+79,2% |
Источник: составлено автором по данным отчета ФНС России по форме 2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов. Официальный сайт ФНС России URL: https://www.nalog.gov.ru/
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что роль налоговых органов в обеспечении экономической безопасности России является неотъемлемой частью и составляет очень важную роль.
Доходная часть бюджета формируется за счет налоговых поступлений и иных платежей, подлежащих к уплате, благодаря чему государство выполняет свои функции, например, для выполнения общегосударственных целей или для направления денежных средств, чтобы решить хозяйственные проблемы.
Благодаря налоговым органам, которые осуществляют контрольно-надзорные задачи за исполнением налогового законодательства в целом, за правильностью расчета налоговых поступлений, а также за своевременной уплаты налогов и других обязательных платежей в полном объеме, обеспечивается экономическая безопасность России.
Осуществляя налоговые проверки, такие как: камеральные и выездные налоговые проверки, налоговые органы следят за правильностью ведения деятельности и выявляют нарушения, противоречащие налоговому законодательству, тем самым отражают свою роль в обеспечении экономической безопасности России.