Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Переварюха Е.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(49).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Переварюха Елизавета Вячеславовна
студент, Московский государственный лингвистический университет, РФ, г. Москва
Салихов Борис Варисович
научный руководитель, Московский государственный лингвистический университет, РФ, г. Москва

 

FEATURES OF CREATIVE CAPITAL FORMATION IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

 

Elizaveta Perevaryukha

Student, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow

Boris Salikhov

Scientific director, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Цель статьи заключается в исследовании ключевых проблем формирования креативного капитала в современной российской экономике и выявлении путей их преодоления. Для написания статьи будут проанализированы работы российских и зарубежных авторов, их последние публикации относительно изучаемого вопроса, а также будут использованы различные статистические данные.

Научная новизна заключается в том, что зачастую высококвалифицированные специалисты не имеют достаточно возможностей для формирования креативного человеческого капитала, что влечет за собой сложности в его воспроизводстве, а как следствие замедление экономического развития страны в целом. Научно-практическое значение выводов статьи заключается в увеличении роли креативного капитала, как фактора экономического развития регионов.

Abstract. The purpose of the article is to study the key problems of creative capital formation in the modern Russian economy and to identify ways to overcome them. To write the article, we will analyze the works of Russian and foreign authors, their latest publications on the issue under study, and use various statistical data. The scientific novelty lies in the fact that often highly qualified specialists do not have enough opportunities for the formation of creative human capital, which entails difficulties in its reproduction, and as a result, the slowdown in the economic development of the country as a whole. The scientific and practical significance of the conclusions of the article is to increase the role of creative capital as a factor in the economic development of regions.

 

Ключевые слова: креативный капитал, научно-технический прогресс, производительность труда, интеллект, креативность, дивергентное мышление, образование, инновационная экономика.

Keywords: creative capital, scientific and technological progress, labor productivity, intelligence, creativity, divergent thinking, education, innovative economy.

 

Введение: гипотеза исследования

Многие экономисты считают, что для устойчивого развития городов и для их конкурентоспособности на мировой арене, необходимо формирование инновационно-креативного сектора. Без развития креативного капитала будет невозможно как расширение производства, так и переход к инновационной экономике в целом. Это обусловлено тем, что творческий потенциал работников является фундаментом для дальнейшего развития компаний в условиях создания, изменения и интеграции компетенций при быстрых изменениях внешней среды.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что высокоразвитый креативный капитал и их значимость в той или иной деятельности сопровождается высокой занятостью, ростом производительности и экономической активностью.  Доказательство гипотезы предполагает, во-первых, качественные выводы и умозаключения, основанные на анализе различных статистических данных. Во-вторых, необходимо показать, как именно формируется креативный человеческий капитал в современной российской экономике и что нужно сделать для его улучшения.

Особенности формирования креативного капитала: онтология гипотезы

В рамках единства количественного и качественного анализа можно выявить, что в формировании креативного человеческого капитала есть некоторые проблемы. В 2017 г. в Сочи состоялась дискуссия «Новая экономика городов», в ходе которой было выявлено, что уже на протяжении многих лет российская экономика имеет острую необходимость в формировании инновационно-креативного сектора.

Исходя из статистических данных за 2020 г., высокий индекс креативного капитала наблюдается в Москве, в других регионах он значительно ниже (см. табл. 1).

Таблица 1.

Индекс креативного капитала в России за 2020 г.

Город

Индекс креативного капитала

Москва

69.2

Санкт-Петербург

65.2

Новосибирск

46.4

Краснодар

46.3

Нижний Новгород

43.2

Красноярск

41.6

Пермь

38.8

Воронеж

37.2

Омск

33.4

 

Развитие и усовершенствование креативности требует в первую очередь больших инвестиций, что далеко не каждый регион может себе позволить. Только образованный и по-настоящему творчески развитый человек с легкостью адаптируется ко всем изменениям в социальной и экономической сфере и с огромным желанием стремится к получению новых знаний и навыков, к освоению чего-то нового [2] (см. табл. 2).

Таблица 2.

Включенность людей в креативную среду (2020 г.)

 

Развитие креативного капитала: доказательство гипотезы

Говоря о формировании креативного человеческого капитала, можно сказать, что большинство регионов имеют проблемы, связанные с нехваткой или ограничением ресурсов, а также с нехваткой инновационных возможностей.

Здесь в качестве примера можно взять опыт Нижегородской области. Индекс креативного капитала в Нижегородской области значительно ниже чем в столице и многих других крупных городах.

Однако несмотря на то, что по сравнению с такими крупными городами, как Москва и Санкт-Петербург, Нижний Новгород имеет намного меньше различных креативных компаний и проектов, по показателю «подготовка креативных специалистов», Нижний Новгород лидирует. Это говорит о том, что есть большое количества креативно развитых людей, которые готовы делать свой вклад в развитие науки, компаний, но они имеют значительно меньше возможностей, нежели специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга (см. табл. 3).

Таблица 3.

Подготовка креативных специалистов и их возможности

 

Таким образом, можно отметить, что на данный момент проблема недостаточного финансирования воспроизводства креативного человеческого капитала является наиболее важной.

Также не все регионы достаточно оценивают креативность сотрудников, имеющих высокую профессиональную квалификацию, что напрямую связано с низкими заработными платами.

Процесс воспроизводства креативного человеческого капитала в России связан с неравенством среди ведущих и отстающих регионов.

Именно ведущие регионы притягивают к себе высококвалифицированных и креативных специалистов, что делает формирование креативного капитала в России недостаточно эффективным для всех регионов [3].

Таблица 4.

Рейтинг городов, наиболее активно-включенных в креативную среду

Краснодар

89.2

Екатеринбург

68.58

Уфа

68.42

Калининград

66.52

Владивосток

63.9

Самара

61.99

Санкт-Петербург

61.58

Москва

56.18

Нижний Новгород

55.35

Казань

53.91

        

В силу того, что в современной экономике креативный человеческий капитал является одним из наиболее важных факторов экономического развития, формирование, а также эффективное воспроизводства креативного ЧК является не только актуальным, но и необходимым.

В данном случае важно, чтобы базовыми стали те профессии, которые будут сочетать в себе креативный подход к работе, а также умение использовать новые технические разработки.

Необходимы также инвестиции в образование, не только в ведущих, но и в остальных регионах.

Формировать и развивать креативный капитал нужно с ранних лет, начиная со школы и потом переходя в высшее учебное заведение. Также немаловажно техническое и научное развитие регионов. Исходя из статистических данных, мы видим, что наиболее активную включенность в мировой научный контекст имеют специалисты следящих регионов (см. табл. 5).

Таблица 5.

Научно-исследовательские компетенции

Новосибирск

74.17

Екатеринбург

71.86

Москва

59.83

Казань

56.79

Владивосток

55.13

Санкт-Петербург

54.55

Нижний Новгород

50.97

Великий Новгород

47.63

Ростов-на-Дону

47.54

Томск

47.24

 

Отношения между образованием и креативным капиталом имеют непосредственную связь с развитием различных навыков и знаний человека.

Если говорить о современном развитии общества, можно сказать, что с каждым годом все больше и больше возрастает значимость креативного развития человека.

Способность работать в условиях риска, креативность и высокий интеллект, а также смелось в реализации новых, креативных идей – являются главными качествами для формирования и успешного воспроизводства креативного ЧК. Важно начинать вести научную деятельность с университета, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что в создании условий ускоренного экономического развития России особую роль играет креативный человеческий капитал. В текущий период большое значение приобретает его формирование на региональном уровне, поскольку альтернативой является отток креативного капитала в мегаполисы и крупные города, прежде всего в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск, Краснодарский край, что усугубляет неравномерность распределения человеческих ресурсов по территории страны и существенно ослабляет экономические возможности регионов.

Политика, направленная на повышение образовательного уровня населения, является отправной точной, ведь образование имеет существенное влияние на темпы накопления креативного человеческого капитала, способствует повышению производительности труда и создает предпосылки для более эффективного использования технологий.

Согласно статистике, большинство регионов имеют большое количество креативных и высококвалифицированных специалистов, однако из-за отсутствия возможностей и достаточного количества креативных компаний и проектов, они не могут реализовать свои навыки – это то, на что в первую очередь стоит обратить внимание.

Именно из-за этого чаще всего и происходит отток креативных специалистов в центральные регионы, что делает формирование и воспроизводство креативного человеческого капитала в других регионах неэффективным.

 

Список литературы: 
1. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? // Во-просы экономики № 1. 2013. С. 25-30. 
2. Синов. В. В. Человеческие ресурсы инновационной деятельности. // Креа-тивная экономика № 5. С. 61-65. 
3. Щелакова О. М. Пути совершенствования использования трудового по-тенциала организации. 2012. С. 314-317.
4. Попиков А. А. Креативный человеческий капитал как фактор развития ин-новационной экономики страны. 2016. С. 37-39.
5. Парахина В. Н., Устаев Р. М. Влияние инновационного потенциала креа-тивного капитала на развитие экономики региона: аналитические аспекты. 2018. С. 5-6.
6. Какушкина М. А. Повышение качества человеческого капитала как веду-щий фактор устойчивого развития общества. 2011. С. 135-138. 
7. Рудаков. Д. В. Управление интеллектуально креативным человеческим ка-питалом как условие формирования инновационной экономики. 2019. С. 4-8.
8. Адмиралова Д. Р. Механизмы управления инновационным трудовым по-тенциалом предприятия. 2014. С. 146-151.
9. Салихов Б. В. Креативный капитал в экономике знаний. 2018. С. 81-98.
10. Валишвили М. А. Человеческий капитал в контексте инновационного раз-вития экономики региона. // Фундаментальные исследования. 2015. 378-392.