Event-маркетинг как метод увеличения конкурентоспособности бренда на примере компании «Adidas»
Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Event-маркетинг как метод увеличения конкурентоспособности бренда на примере компании «Adidas»
За последние годы возросло значение маркетинговых коммуникаций, которые являются инструментом для продвижения товаров и максимизации прибыли. Данный инструмент уже долгие годы используется в зарубежных странах, но в России он остается относительно плохо развитым. Одним из самых эффективных и популярных видов маркетинговых коммуникаций является событийный маркетинг (event-маркетинг). Еvent marketing — событийный маркетинг - это систематическая организация мероприятий как платформы презентации товара (услуги) для того, чтобы с помощью эмоционального воздействия активизировать внимание целевой группы к товару (услуге).
Предметом исследования в данной статье являются инструменты event-маркетинга, особенности их применения и управления в компании «Аdidas». Цель статьи – обзор инструментов организации event-маркетинга на примере компании «Adidas». Для этой цели автору статьи необходимо решить следующие задачи: Проанализировать конкурентное положение компании «Adidas»; Проанализировать организацию event-маркетинга в компании «Adidas»; Предоставить рекомендации.
Научная разработанность проблемы объясняется тем, что в настоящее время некоторые инструменты рекламы и маркетинга недостаточно хорошо изучены, особенно это касается BTL технологий[1] – событийного маркетинга. До сих пор не существует литературных источников полностью посвященных данной теме. Например, в работах, таких авторов, как Алексунин В.А., Шарков Ф.И., Шишова Н.В. рассматривается событийный маркетинг и его основные свойства, но только в нескольких главах. Во многом компании действуют на рынке, основываясь на практику конкурентов и свой опыт.
В современном мире существует достаточное количество компаний, производящих спортивные товары и аксессуары, но наиболее популярными из них на рынке спортивных товаров в России являются такие компании, как: Adidas&Reebok, Nike, Puma, New balance. Остановимся подробнее на компании Adidas.
Компания Adidas – немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря. Генеральный директор компании – Каспер Рорштед.
На протяжении уже 80 лет компания является символом успеха в мире спорта. Все чемпионаты мира по футболу были сыграны мячом компании Adidas. С 1992 по 2018 год Adidas является одной из наиболее динамично развивающихся компаний на спортивном рынке с самым выcoким и стабильным ежегодным ростом продаж. На данный момент компания является крупнейшей в мире компанией, занимающейся производством и продажей спортивной обуви. Компани Adidas сотрудничает с Олимпийским Комитетом и ФИФА. На сегодняшний день у компании около 660 магазинов по России. Целевая аудитория компании Adidas – молодое поколение от 14 до 30 лет.
Что касается стратегических целей компании, то в середине февраля 2017 года генеральные директора компании в глобальном офисе представили стратегию развития компании до 2020 года. Стратегия с ключевым слоганом «Создавать новое» – эта стратегия нацелена на ускорение роста за счёт существенного увеличения привлекательности бренда. Благодаря реализации стратегии компания рассчитывает увеличить валовый доход и чистую прибыль. Adidas ожидает рост прибыли без привязки к курсовым колебаниям валюты до 9% в год до 2020 года по отношению к ожидаемым результатам за 2016 год[2]. Согласно бизнес-плану, чистая прибыль Adidas будет расти быстрее, чем выручка – в среднем примерно на 15% в течение каждого года[3].
Проведем анализ основных конкурентов компании Adidas. В таблице 1 представлена сравнительная матрица конкурентоспособности спортивных брендов.
Таблица 1.
Анализ конкурентоспособности спортивных брендов
Факторы |
Adidas & Reebok |
Puma |
Nike |
New Balance |
Качество |
высокое |
средний |
высокое |
средний |
Уровень цены |
выше среднего |
средний |
выше среднего |
средний |
Ассортимент |
Большой ассортимент, рассчитанный на различные возрастные группы, разделенный на категории и направления спорта, широкий выбор |
Средний ассортимент, много спортивной одежды, есть товар для покупателей среднего возраста |
Большой ассортимент, разделенный на категории и направления спорта, широкий выбор |
Средний ассортимент, нет четкого спортивного направления |
Частота обновления коллекции |
1 раз в месяц |
3-4 раза в год |
1 раз в 2 месяца |
2-3 раза в год |
Количество магазинов в РФ |
620 |
40 |
50 |
11 |
Анализ конкурентоспособности компаний показал, что основной конкурирующей компанией того же уровня качества изделий, полноты ассортимента является компания Nike, которая работает в тех же ценовых категориях. Однако здесь видна разница в частоте сменяемости коллекции и в количестве розничных торговых предприятиях на территории России. Кроме того, не стоит оставлять без внимания такие компании, как Puma и New Balance, которые работают в средней ценовой категории, что весьма привлекательно для регионального бизнеса.
Далее рассмотрим динамику объема продаж компаний за последние 3 года, с 2015 – 2017 год. Ниже представлена таблица 2 с данными по динамике объема продаж ключевых спортивных брендов.
Таблица 2.
Динамика объема продаж четверки лидеров (млрд. дол.)
Год |
Nike |
Adidas & Reebok |
New balance |
Puma |
2015 |
15,2 |
14 |
9 |
6 |
2016 |
18,4 |
19,6 |
7 |
5,2 |
2017 |
20 |
22 |
11 |
2,4 |
Как видно из таблицы 2, темпы роста продаж компании Adidas увеличиваются с каждым годом во много раз быстрее, чем у конкурентов. Например, с 2015 по 2016 гг. объемы продаж компании Adidas выросли почти на 6 млрд. дол. В первую очередь, такие показатели были связаны с освоением Adidas новых рынков, и как следствие увеличение количества магазинов по всему миру. Компания Nike за этот год так же показала прирост объемов продаж, но значительно ниже, всего на 3 млрд. долл. больше, чем за предыдущий год. Обратную же динамику за этот год показали две остальные компании: New balance и Puma. Отрицательная тенденция в этих компаниях была связана с резким увеличением доли основных конкурентов на рынке (Adidas и Nike) и отсутствию новых технологий в продукции компаний New balance и Puma.
Далее проанализируем бизнес-процессы подготовки и реализации event-маркетинга в компании Adidas.
Рассмотрим схему реализации маркетингового мероприятия в рамках событийного.
Рисунок 1. Действующая схема реализации мероприятия в рамках событийного автора на примере компании Adidas (Разработано автором)
Как видно (рис. 1), первым этапом организации мероприятия в компании Adidas является заявка от бизнес-отдела, который инициирует мероприятие. Точнее BU[4] перед запуском новой коллекции оценивает потенциальную реакцию целевой аудитории на данный запуск, если BU понимает, что данному запуску нужна поддержка, то направляет trade marketing директору заявку о мероприятии. Первым этапом директор по розничному маркетингу выделяет бюджет на проведение данной активации, после чего, вторым этапом, команда по trade marketing разрабатывает возможную концепцию мероприятия, которую в дальнейшем согласовывает c BU.
Если BU утверждает предложенную концепцию, то идем по схеме далее, при отклонении концепции trade marketing возвращается к этапу разработки мероприятия. После согласования команда trade marketing приступает к детальной подготовки механики мероприятия, после которой BU ставит четкие цели по данному мероприятию. Когда цели поставлены, следующий этап – подготовка к реализации, после которого следует уже реализация и анализ проведенного мероприятия. Выходом данного процесса является отчет о проведённом мероприятии.
Весь процесс организации мероприятия составляет ориентировочно 7-8 недель, обычно первые 3-4 этапа занимают очень много времени, порядка 2-3 недель, из-за этого остальные этапы приходится проводить очень оперативно, чтобы успеть к запуску мероприятия без опозданий.
Далее перейдем к оценки эффективности организации event-мероприятий. Компания Adidas оценивает эффектность мероприятия по данным показателям:
1. Количество участников на мероприятии;
2. Прирост траффика в магазины Adidas в данных торговых центрах в сравнении с данными за прошлую неделю и с данными других сравнимых магазинов за неделю, когда была активация;
3. Прирост в продажах в магазинах Adidas в данных торговых центрах в сравнении с данными за прошлую неделю и с данными других сравнимых магазинов за неделю, когда была активация;
Данный подход оценки эффективности проведенных мероприятий, в понимании автора, не до конца проработан, так как оценка эффективности мероприятий и инструментов событийного маркетинга для формирования полной реальной картины его эффективности, должна вестись по много векторной шкале, с учетом всех ключевых критериев как на качественном, так и на экономическом уровне. Обоснованная и многомерная оценка результатов событийного маркетинга – важный и необходимый этап в системе управления созданием специальных событий и мероприятий в событийном маркетинге.
Поэтому для четких результатов, необходим обширный и комплексный анализ, со своей стороны автор статьи предлагает:
1. Составить методику оценки компании Adidas.
2. Добавить один из важнейших экономических показателей – точку окупаемости мероприятия, которую можно рассчитать по формуле:
(1),
где: ТОМ – точка окупаемости мероприятия; ЗРМ – затраты на реализацию мероприятия; Ц – цена реализуемого товара (услуг), при разнородности ассортимента используют средние показатели (руб.); ПИ – переменные издержки, при разнородности ассортимента также уместно использовать средние показатели (руб.).
3. Добавить показатель рентабельности продвигаемого в рамках этого мероприятия продукта по формуле:
(2),
где: РПП – рентабельность продвигаемого продукта (%); П – прибыль, полученная от реализации продвигаемого продукта (руб.); ЗРМ – затраты на реализацию мероприятия (руб.).
4. Добавить показатель коммуникативной эффективности, ведущую роль из которых играет соотношение приглашенного количества участников мероприятия и реального количества участников, коэффициент охвата мероприятия можно рассчитать по формуле:
(3),
где: КОМ – коэффициент охвата мероприятия (%); КУМ – количество участников мероприятия (чел.); КПМ – количество приглашенных на мероприятие – расчетное количество участников (чел.). Данный коэффициент показывает, насколько успешной была рекламная и информационная поддержка мероприятия, и также может говорить о заинтересованности контактной аудитории в продукте, рекламируемом на мероприятии.
5. Просчитать СРС (Cost Per Contact – стоимость контакта) можно по формуле:
(4),
где: СК – стоимость контакта (руб.); ЗРМ – затраты на реализацию мероприятия (руб.); КУМ – количество участников мероприятия.
6. Просчитать NPS (Net Promoters Score) – лояльность клиента к бренду по формуле:
(5),
Индекс NPS рассчитывается как разница между процентным соотношением «промоутеров» и «критиков» и показывает уровень клиентской лояльности.
Таким образом, для детального анализа организации маркетингового мероприятия автор предлагает использовать показатели, перечисленные выше. Просчитав данные по всем вышеперечисленным формулам – компания сможет получить общую картину проведенного мероприятия, сделать выводы, которые помогут в дальнейшем реализовывать мероприятия на высшем уровне и тем самым повысить конкурентоспособность компании на рынке.
[1] Below-the-line (BTL) – это мероприятия по продвижению, не включающие в себя размещение прямой рекламы, формы стимулирования сбыта.
[2] По данным финансовой и бухгалтерской отчетности за 2016 год. Источник: https://e-ecolog.ru/buh/2015/7714037390
[3] На основе статьи, опубликованной на сайте: https://www.s-bc.ru/news/adidas-Group-predstavila-svoj-biznes-plan-do-2020-goda.html
[4] BU – business unit - отдел компании, группа менеджеров и специалистов, занятых одним делом, которые имеют самостоятельных цели и задачи, ведут самостоятельно категорию внутри компании.