Статья:

Теории международной торговли

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Игнатосян Р.А. Теории международной торговли // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80732 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теории международной торговли

Игнатосян Рустам Аркадьевич
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие теории международной торговли.

 

Ключевые слова: международная торговля, государство, экономика, экспорт,  импорт, развитие.

 

В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества. А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.

«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом» А.Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.:Соцэкгиз,1962

Со временем на смену модели А. Смита пришла модель Давида Рикардо который сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Он открыл закон сравнительного преимущества: Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).

Он приводит пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. «В Англии условия могут быть таковы, что производство сукна требует труда 100 рабочих в год, а на производство вина….труд 120 человек в течение того же времени…Производство вина в Португалии может требовать только труда 80 человек в течение года, а производство сукна потребовало бы труда 90 человек в течение того же времени» Согласно модели Д. Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества перед Англией в производстве обоих товаров, однако, Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства сукна - 90% (90/100*100). Следовательно, для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно. «Если одна из этих стран будет иметь преимущество в изготовлении товаров одного рода, а другая - в изготовлении товаров другого рода, то ни в той, ни в другой не будет наблюдаться постоянного прилива драгоценных металлов; но если одна из них имеет решительный перевес над другою, то этот результат будет неизбежен»

Развитие теории международной торговли в работах Хекшера-Олина, Леонтьева, Портера

Теория Д. Рикардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХ в. - начале ХХ в. произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время, как на сырье и полуфабрикаты - 35%, а на продовольствие - 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна.

В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.

Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. на шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.

В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов три: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Можно вполне логично предположить, что различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала мало, труд будет сравнительно дешев, а капитал - дорог. В какой-либо другой стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства».

Все, что мы знаем сегодня о факторах, влияющих на экспорт и импорт ведущих стран, является результатом исследований, стимулированных неожиданным результатом, полученным Василием Леонтьевым в 1950-х годах и вызвавшего серию плодотворных дискуссий. Леонтьев, впоследствии удостоенный Нобелевской премии по экономике, полагался на самый надежный научный инстинкт: всегда проверять соответствие теоретических выводов действительности.

Леонтьев получил отношение стоимости основного капитала к количеству рабочих в экспортной и импортозамещающей отраслях США в 1947 году. Это потребовало расчета капитала и занятости не только в нескольких десятках. учитывались отрасли, но также учитывались капитал и рабочая сила, которые содержались в их товарах из-за использования продуктов из других отраслей. Как один из пионеров баланса затрат и выпуска, он успешно использовал свои способности для получения необходимых оценок отношения капитала к труду путем умножения матриц коэффициентов на векторы капитальных затрат и затрат на рабочую силу, стоимость экспорта и импорта по отраслям.

Условия теста были следующими: если выводы теории Хекшера-Олина верны и капитал в Соединенных Штатах относительно более избыточен, то норма инвестиций на одного рабочего в стандартный набор товаров, экспортируемых из Соединенных Штатов, должна быть выше. чем у импортозамещающей продукции. входит в стандартную ставку товаров, ввозимых в США.

Парадоксальные результаты Леонтьева озадачили не только его самого, но и других экономистов: оказалось, что в 1947 году США продавали трудоемкие товары другим странам за относительно капиталоемкие! Ключевой параметр составлял всего 0,77, тогда как согласно теории Хекшера-Олина он должен быть значительно выше единицы.

Сам Леонтьев и другие экономисты всячески подходили к этой проблеме. Экономисты пытались исследовать причину торговых барьеров или того, что известно как «обратимость факторной интенсивности» (если отрасль A более капиталоемкая, чем отрасль B при одном соотношении цен на фактор и менее капиталоемкая в другом), но это мало помогло для решения проблемы. Самым плодотворным решением было включение в модель других факторов производства. Возможно, считали многие экономисты (и Леонтьев в их числе), что следует учитывать, что существуют разные виды труда, природных ресурсов, капитала и т. Д. Многие исследования в этом направлении привели к двум основным результатам:

1) подтвердил наличие «парадокса» на протяжении большей части послевоенного периода;

2) значительно улучшило наше понимание доступности факторов и интенсивности использования. Первый опроверг теорию Хекшера-Олина, второй поддержал ее.

Несмотря на различия в методике расчета, все исследования в основном подтвердили существование парадокса Леонтьева в США в период между Второй мировой войной и началом 70-х годов.

Неотехнологические теории

Теория Хекшера-Олина объясняла развитие внешней торговли разной обеспеченностью стран факторами производства, но в последние десятилетия торговля между странами стала увеличиваться, где разница в запасах факторов невелика, то есть существует противоречие - причины для торговли исчезли, и торговля увеличилась. Это объясняется тем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей была межотраслевая торговля. Еще в начале 50-х годов наиболее характерным был обмен сырья из развивающихся стран на продукцию обрабатывающей промышленности развитых стран. К началу 80-х годов уже 2/3 экспорта, например, Великобритании приходилось на Западную Европу и Северную Америку. Во внешней торговле промышленно развитых стран преобладающим стал взаимный обмен продукцией обрабатывающей промышленности. Более того, эти страны одновременно продают и покупают не просто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованию товары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностью производства экспортных товаров промышленно развитых стран являются сравнительно большие затраты на НИОКР. Эти страны сегодня во все большей степени специализируются на производства так называемой наукоемкой высокотехнологичной продукции (производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая промышленность).

Развитие наукоемких отраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления. Это направление представляет собой совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и противоречащих одна другой.

Теория "технологического разрыва"

В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией" - получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.

В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

Теория "цикла жизни продукта"

Является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась.

Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни".

Теории неотехнологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов

 

Список литературы:
1. Дюмулен, И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика: Монография / И.И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2015.
2. Кузнецова, Г.В. Международная торговля товарами и услугами: Учебник / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. - Люберцы: Юрайт, 2016.
3. Нуралиев, С.У. Международная торговля: Уч. / С.У. Нуралиев. - М.: Инфра-М, 2016.
4. Рагулина, Ю.В. Международная торговля: Учебник / Ю.В. Рагулина, Н.А. Завалько, В.О. Кожина. - М.: Альфа-М, 2018.
5. Руднева, А.О. Международная торговля: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015.
6. Шишкин, А.В. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / А.В. Шишкин. - М.: Русайнс, 2017.
7. Дюмулен, И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: Учебник / И.И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2015.
8. Данкверт, С.А. Международная торговля живыми сельскохозяйственными животными / С.А. Данкверт, А.М. Холманов, О.Ю. Осадчая. - М.: Экономика, 2014.