Статья:

Формирование и реализация УУД на уроках математики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Физико-математические науки

Выходные данные
Удовиченко Д.В. Формирование и реализация УУД на уроках математики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82721 (дата обращения: 16.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование и реализация УУД на уроках математики

Удовиченко Дарья Вадимовна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет РФ, г. Оренбург

 

Ключевые слова: реализация УУД, ФГОС, уравнения

 

Модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы–формирование творческой и активной личности ученика. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин.

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми.

В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы.

Реализацию УУД на уроке математики можно проследить в следующем конспекте.

Конспект урока по математике

Класс: 10 «В»

Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений»

Цели урока:

Образовательные: закрепить навыки решения тригонометрических уравнений; повторить методы решения тригонометрических уравнений; познакомить учащихся с историей развития тригонометрии. 

Развивающая: развитие внимания, математического мышления, речи.

Воспитательные: воспитание интереса к математике, самостоятельности, активности; формирование навыков групповой, индивидуальной деятельности в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть понятиями и умениями, связанными с решением тригонометрических уравнений; овладеть приемами оценки решений уравнений; правильно употреблять термины; уметь решать простые тригонометрические уравнения; уметь применять методы для решения тригонометрических уравнений;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: практические.

Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной и парной работы учащихся, тестовые задания.

Ход урока

1. Мотивационнщ-целевой этап.

Учитель: Здравствуйте ребята! Мы начинаем очередной урок алгебры. Сегодня на уроке мы повторим методы решения тригонометрических уравнений; будем выполнять тест, задания разной уровни сложности. Также посмотрим презентацию «Развитие тригонометрии». Но сначала давайте отметим отсутствующих и проверим домашнее задание. (Учитель фиксирует отсутствующих, дежурный докладывает о выполнении домашнего задания.)

1. 2tg²x-tgx-3=0

2. 2cosx+3sin2x=0

3. sinx+cosx=1

4. 2sin2x+cos2x=5sinxcosx

5. sinx+sin3x=sin5x-sinx

6. 2cos2x+3sin2x+2cosx=0

7.cos2x-cosx=0

8. 8sin22x+cos2x+1=0

9. sin2x+4cos2x=1

10. 2tgx-4ctgx+7=0

2. Процессуально-познавательный этап.

Учитель: Сейчас, для поверки знаний, вам будут предложены разноуровневые тестовые задания.

 

1 вариант

2 вариант

1. Какие из данных уравнений не имеют корней?

а) sinx=-0,44

б) cosx=5

в) tgx= - 10

г) ctgx=0

2.Решите уравнение и выберите правильный ответ:  cos(p/2-x)= - 1

а) , nÎZ;

б) ;

в) , nÎZ;

 г) , nÎZ.

3.Решите уравнение и выберите правильный ответ:  cos(p+x)=sinp/2

а) pn , nÎZ;

б) ,kÎZ;

в) , nÎZ;

 г) p+2pn , nÎZ.

4.Решите уравнение: tg²x-√3tgx= 0

Ответ:

1. Какие из данных уравнений не имеют корней?

а) cosx= - 0,33

б) sinx=4

в) ctgx= - 8

г) tgx=0

2. Решите уравнение и выберите правильный ответ:  sin(p/2+x)=1

а) , nÎZ;

б) 2πn, nÎZ;

в) , nÎZ;

 г) , nÎZ.

3.Решите уравнение и выберите правильный ответ:  sin(p-x)=tgp/4

а) pn , nÎZ;

б) , nÎZ;

в) , nÎZ;

 г) p+2pn , nÎZ.

4.Решите уравнение: tg2x+tgx= 0

Ответ:

 

После выполнения теста ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами и проверяют выполненные задания соседа, выставляют оценки по данным критериям. Ответы теста написаны на доске.

За правильное выполнение 2 заданий – «3», 3 – «4», 4 - «5». 

Групповая работа (игра «Поле чудес»)

Учитель: Перед вами карточки на которых изображены числас буквами. Ребята, вам нужно сначала решить уравнения, после найти карточки, совпадающие с ответом и расшифровать слово.

Учащиеся работают индивидуально, каждый над своим заданием

Учитель: Мы расшифровали сейчас фамилию известного человека – математика. Он вложил большой вклад в развитие тригонометрии. Подробнее об этом нам расскажет Кононов Константин. Внимательно слушайте выступление, можете делать краткие записи в тетради.

Презентация «Аль-Хорезми»

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся (задания разной уровни сложности)

Учитель: Перед вами карточки с заданиями на оценку "3","4" и "5". Здесь даны тригонометрические уравнения. Их нужно решить. В зависимости от того какую оценку вы хотите получить, каждый из вас выберет карточку с заданиями.

Задания первого уровня

Карточки с заданиями на оценку "3".

Вариант 1                 Вариант 2

Решите уравнениe методом сведения к квадратному.

2соs²x+5sinx-4=0            4-5cosx-2sin²x=0

Решите уравнениe методом разложения на множители

3cosx+2sin2x=0              5sin2x-2sinx=0

Решить однородное тригонометрическое уравнение

2sin²x-5sinxcosx+4cos²x=0      3sin²x-4sinxcosx-5cos²x=0

Решить уравнения, самостоятельно выбрав метод решения.

1 вариант                                  2 вариант

1) cos2x – 5sinx – 3 = 0                 1)cos2x + 3sinx = 2

2)sinx – cos3x = 0                     2) cosx – sin3x = 0

3)2sin²x-5sinxcosx+3cos²x=0             3)4sin²x+sinxcosx-3cos²x=0

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе(§3 п.8-11)

Домашняя контрольная работа:

Подведение итогов урока

Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами закрепили навыки решения тригонометрических уравнений, повторили методы их решения. А также узнали историю развития тригонометрии. Все вы молодцы, очень хорошо справились с заданиями.

Учитель аргументировано выставляет каждому ученику оценку.

Учитель: На этом урок математики закончен. Прошу пройти анкетирование.

Анкетирование:

На уроке я работал    (активно/ пассивно)

Своей работой я         (доволен/ не доволен)

За урок я                      (не устал/ устал)

Поставленной цели    (достиг/ не достиг)

Моё настроение          (стало лучше/ хуже)

Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся на уроке (поощрение детей, выставление отметок за урок, их комментирование, замечания учащимся).

 

Список литературы:
1. Мордкович, А.Г. Алгебра и начало математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.1 / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010 г.
2. Рябушкина, Т.М. Познание и рефлексия / Т.М. Рябушкина. - М.: Канон, 2014 г.