Формирование и реализация УУД на уроках математики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Рубрика: Физико-математические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Формирование и реализация УУД на уроках математики
Ключевые слова: реализация УУД, ФГОС, уравнения
Модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы–формирование творческой и активной личности ученика. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин.
Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми.
В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы.
Реализацию УУД на уроке математики можно проследить в следующем конспекте.
Конспект урока по математике
Класс: 10 «В»
Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений»
Цели урока:
Образовательные: закрепить навыки решения тригонометрических уравнений; повторить методы решения тригонометрических уравнений; познакомить учащихся с историей развития тригонометрии.
Развивающая: развитие внимания, математического мышления, речи.
Воспитательные: воспитание интереса к математике, самостоятельности, активности; формирование навыков групповой, индивидуальной деятельности в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть понятиями и умениями, связанными с решением тригонометрических уравнений; овладеть приемами оценки решений уравнений; правильно употреблять термины; уметь решать простые тригонометрические уравнения; уметь применять методы для решения тригонометрических уравнений;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: практические.
Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной и парной работы учащихся, тестовые задания.
Ход урока
1. Мотивационнщ-целевой этап.
Учитель: Здравствуйте ребята! Мы начинаем очередной урок алгебры. Сегодня на уроке мы повторим методы решения тригонометрических уравнений; будем выполнять тест, задания разной уровни сложности. Также посмотрим презентацию «Развитие тригонометрии». Но сначала давайте отметим отсутствующих и проверим домашнее задание. (Учитель фиксирует отсутствующих, дежурный докладывает о выполнении домашнего задания.)
1. 2tg²x-tgx-3=0
2. 2cosx+3sin2x=0
3. sinx+cosx=1
4. 2sin2x+cos2x=5sinxcosx
5. sinx+sin3x=sin5x-sinx
6. 2cos2x+3sin2x+2cosx=0
7.cos2x-cosx=0
8. 8sin22x+cos2x+1=0
9. sin2x+4cos2x=1
10. 2tgx-4ctgx+7=0
2. Процессуально-познавательный этап.
Учитель: Сейчас, для поверки знаний, вам будут предложены разноуровневые тестовые задания.
1 вариант |
2 вариант |
1. Какие из данных уравнений не имеют корней? а) sinx=-0,44 б) cosx=5 в) tgx= - 10 г) ctgx=0 2.Решите уравнение и выберите правильный ответ: cos(p/2-x)= - 1 а) , nÎZ; б) ; в) , nÎZ; г) , nÎZ. 3.Решите уравнение и выберите правильный ответ: cos(p+x)=sinp/2 а) pn , nÎZ; б) ,kÎZ; в) , nÎZ; г) p+2pn , nÎZ. 4.Решите уравнение: tg²x-√3tgx= 0 Ответ: |
1. Какие из данных уравнений не имеют корней? а) cosx= - 0,33 б) sinx=4 в) ctgx= - 8 г) tgx=0 2. Решите уравнение и выберите правильный ответ: sin(p/2+x)=1 а) , nÎZ; б) 2πn, nÎZ; в) , nÎZ; г) , nÎZ. 3.Решите уравнение и выберите правильный ответ: sin(p-x)=tgp/4 а) pn , nÎZ; б) , nÎZ; в) , nÎZ; г) p+2pn , nÎZ. 4.Решите уравнение: tg2x+tgx= 0 Ответ: |
После выполнения теста ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами и проверяют выполненные задания соседа, выставляют оценки по данным критериям. Ответы теста написаны на доске.
За правильное выполнение 2 заданий – «3», 3 – «4», 4 - «5».
Групповая работа (игра «Поле чудес»)
Учитель: Перед вами карточки на которых изображены числас буквами. Ребята, вам нужно сначала решить уравнения, после найти карточки, совпадающие с ответом и расшифровать слово.
Учащиеся работают индивидуально, каждый над своим заданием
Учитель: Мы расшифровали сейчас фамилию известного человека – математика. Он вложил большой вклад в развитие тригонометрии. Подробнее об этом нам расскажет Кононов Константин. Внимательно слушайте выступление, можете делать краткие записи в тетради.
Презентация «Аль-Хорезми»
Самостоятельная индивидуальная работа учащихся (задания разной уровни сложности)
Учитель: Перед вами карточки с заданиями на оценку "3","4" и "5". Здесь даны тригонометрические уравнения. Их нужно решить. В зависимости от того какую оценку вы хотите получить, каждый из вас выберет карточку с заданиями.
Задания первого уровня
Карточки с заданиями на оценку "3".
Вариант 1 Вариант 2
Решите уравнениe методом сведения к квадратному.
2соs²x+5sinx-4=0 4-5cosx-2sin²x=0
Решите уравнениe методом разложения на множители
3cosx+2sin2x=0 5sin2x-2sinx=0
Решить однородное тригонометрическое уравнение
2sin²x-5sinxcosx+4cos²x=0 3sin²x-4sinxcosx-5cos²x=0
Решить уравнения, самостоятельно выбрав метод решения.
1 вариант 2 вариант
1) cos2x – 5sinx – 3 = 0 1)cos2x + 3sinx = 2
2)sinx – cos3x = 0 2) cosx – sin3x = 0
3)2sin²x-5sinxcosx+3cos²x=0 3)4sin²x+sinxcosx-3cos²x=0
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе(§3 п.8-11)
Домашняя контрольная работа:
Подведение итогов урока
Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами закрепили навыки решения тригонометрических уравнений, повторили методы их решения. А также узнали историю развития тригонометрии. Все вы молодцы, очень хорошо справились с заданиями.
Учитель аргументировано выставляет каждому ученику оценку.
Учитель: На этом урок математики закончен. Прошу пройти анкетирование.
Анкетирование:
На уроке я работал (активно/ пассивно)
Своей работой я (доволен/ не доволен)
За урок я (не устал/ устал)
Поставленной цели (достиг/ не достиг)
Моё настроение (стало лучше/ хуже)
Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся на уроке (поощрение детей, выставление отметок за урок, их комментирование, замечания учащимся).