Репрезентация понятия "любовь к родине" в идиоматике ( на материале ингушского и русского языков)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Репрезентация понятия "любовь к родине" в идиоматике ( на материале ингушского и русского языков)
Аннотация. Статья посвящена выяснению ценностных составляющих концепта «любовь к родине» в идиоматических единицах разносистемных языков. В данной статье рассматриваются понятия любовь к родине, родина-мать, родная земля, отчизна, отечество. Путем сопоставительного описания этих понятий определяются общие и специфические способы его выражения.
Ключевые слова: идиоматические единицы, репрезентация, родная земля, Отчизна, Отечество, любовь к родине.
В XXI веке, в век усиления глобализации, взаимодействие и взаимовлияние языка и культуры проявляется на многих уровнях и в самых различных формах.
Язык - хранитель национальной культуры - фиксирует и материализует миропонимание и мировидение народа, осознаваемые в контексте культурных традиций. Это взаимовлияние и взаимодействие обусловливает передачу последующим поколениям традиций народа и его культурно - национальных установок.
Нельзя не согласиться с Л.Ю. Буляновой в том, что "важнейшие константы национальной культуры в условиях глобализации постепенно утрачивают ядерные смысловые характеристики, существовавшие на протяжении столетий в неизменном виде" [9, с. 192].
Каждый национальный язык, реализуя исторически сложившиеся представления о мире и о себе, кодирует, сохраняет и транслирует свою систему нравственных и духовных ценностей [6, с. 20].
Именно в идиоматических единицах, как известно, заключен бесценный исторический опыт народа и его культура. Источниками стали быт, традиции и фольклор - все, что формирует в языке систему образцов, стереотипов, характерных для данного этноса.
Согласно Х.И. Нальгиевой: «идиоматические единицы представляют процедуру оценивания имплицитно, оценочные элементы смысла «невидимы», погружены в глубины семантического ядра понятийной информации языковой единицы» [4, с. 25].
Одним из признанных ценностей, имеющих большое значение для всего человечества, является понятие "родина". В России, как отмечает С.Г. Тер-Минасова, любовь к родине является неотъемлемой чертой национального характера, которая проявляется у русских открыто и эмоционально, чему свидетельствует язык [8, с. 176].
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
По Ю.С. Степанову становление концепта «родина» – это «некая линия, которая раздваивается, и с одной стороны, этот концепт смыкается с представлениями об особой русской религиозности, а с другой, с особым русским отношением к своей стране и земле как к матери» [7, c. 20].
Для русского человека родина всегда была чем-то очень важным, без чего невозможно жить. Подтверждением этому факту служат множество идиоматических единиц, например:
Человек без Родины – соловей без песни.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Где кто родился, там и пригодился.
Говоря о родине, представители русской национальной лингвокультуры часто используют эмоционально окрашенную лексику и фразеологию: матушка Россия, Родина мать, родная земля, родимая сторона, отчий край, край отцов и т.д. Для русского человека родина – это совокупность русской культуры, традиций и самого народа, а любовь к родине – неотъемлемая черта русского характера:
Нет земли лучше родины своей.
Гвоздь подкову спасёт, подкова — коня, конь — храбреца, храбрец — родину [2, с. 21].
В русском языке понятие «родина» является частью неразрывной «патриотической триады»: «родина-отечество-отчизна»:
Потерявши землю, слёзы льют семь лет, потерявшим родину — утешенья нет.
Родина начинается с семьи.
Нет сына без отчизны.
В ингушских идиоматических единицах преданность родине выражена эмоциональнее, чем в русских. Для горцев большая честь умереть, защищая свою родину. Родина для горца это, прежде всего малая родина – родные горы, село. Патриотизм проявлялся отчасти и в том, что интересы родины ставились выше своих собственных и даже интересов своей семьи:
Лоаме д1ахийцачун е лоаме а, е аре а хургьяц – «Кто горы отпустит, у того не будет ни гор, ни равнин.
Мохк боаца аьрзи къайго а теркалдац – «Даже ворон не замечает орла без родины» [5, с. 72].
Ший мохк, ший нана, ший ц1а, ший къам ца дезар, адам дац – «Нельзя назвать человеком того, кто не любит свою родину, свою мать, свой дом, свой народ».
Ший мехка доацача эро пхьагал лаьцаяц – «Из чужих мест гончая зайца не поймала».
Оалхазара а беза ший мохк дукха – «Даже птица любит свою родину».
Согласно идиоматическим единицам, предпочтительнее безденежье или смерть на своей земле, чем благополучная жизнь на чужбине:
Лучше на родине кости сложить, чем на чужбине славу добыть.
О любви к родине свидетельствует то, что родина является местом, куда человека тянет всю жизнь:
Наьха мохк – даьсесаг – «Чужая страна – мачеха».
Мехко ваьккхар ваьннав, мехко воаваьр вайнав – «Тот, кого спасла родина, спасся, а тот, кого родина бросила, пропал».
Мехках ваьнна лелачун каша хиннадац – «Тот, кто бродил без родины, остался без могилы».
Мехка ираз доацаш сага ираз хила йиш яц – «Человек, не имеющий счастья на родине, не может быть счастлив»[1, с. 270-271].
При исследовании данных единиц о любви к родине в ингушской языковой картине мира нужно обратить внимание на то, что широкий выбор идиоматических единиц для передачи концепта «родина» может свидетельствовать о большом патриотизме ингушского народа. Огромное значение имеет также уникальность и выразительность идиоматических единиц, так как это придает им особую эмоциональность.
Таким образом, исследуя понятие «любовь к родине» в идиоматических единицах неродственных языков, выяснилось, что данные языки имеют общие и специфические способы выражения мировоззрения. Следовательно, согласно устойчивым оборотам речи родина в сознании каждого народа отождествляется с чем-то дорогим, драгоценным и любимым. Однако, как мы отметили выше, концепт «любовь к родине» различных народов может выражаться по-своему. В русском и ингушском языках положительно оцениваются следующие аспекты: любовь к родине, патриотизм, единство народа. Отрицательную оценку получают: предательство, нажива. Обширный выбор единиц, обозначающих любовь к родине, в идиоматике русского и ингушского языков, а также экспрессивность этих единиц свидетельствуют о возвышенном и эмоциональном отношении данных народов к родине.