Статья:

Анализ показателей, оказывающих влияние на индекс развития человеческого потенциала

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сафаргалеева К.С. Анализ показателей, оказывающих влияние на индекс развития человеческого потенциала // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 42(135). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/135/83637 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ показателей, оказывающих влияние на индекс развития человеческого потенциала

Сафаргалеева Кристина Сергеевна
магистрант ФГБОУ ВО Поволжский государственный технологический университет, РФ, г. Йошкар-Ола.
Бакуменко людмила Петровна
научный руководитель, д-р. экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Поволжский государственный технологический университет, РФ, г. Йошкар-Ола.

 

Аннотация. В данной работе проводится исследование индекса развития человеческого потенциала в 54 странах, а также факторов, оказывающих на него влияние, при помощи методов статистического анализа.

 

Ключевые слова: индекс развития человеческого потенциала, регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, дискриминантный анализ, корреляция, фактор, метод, уравнение регрессии, коэффициент детерминации.

 

Решение практических задач методами статистического анализа осуществляется в системе STATISTICA. Принцип проведения регрессионного, факторного, кластерного и дискриминантного анализов проведен на основе данных по 54 странам за 2019 г. Показатели, участвующие в классификации, следующие:

Y – Индекс развития человеческого потенциала;

X1 – общие расходы на здравоохранение на душу населения;

X2 – Государственные расходы на образование (% от общих государственных расходов);

X3 – Ожидаемая продолжительность жизни;

X4 – Ожидаемая продолжительность здоровой жизни;

X5 – Расходы на НИОКР, в % к ВВП;

X6 – Выездной туризм (million US dollars);

X7 – Уровень убийств (на 100000 человек);

X8 – Уровень безработицы (% от рабочей силы);

X9 – ВВП на душу населения, в текущих ценах (долл. США);

Переменная у (Индекс развития человеческого потенциала) - зависимая переменная, остальные независимые переменные - факторы или предикторы. Таким образом, воспользовавшись методами статистического анализа необходимо провести множественный регрессионный анализ зависимости индекса развития человеческого потенциала от ряда факторов, провести факторный анализ по исходным данным о странах, провести кластеризацию списка стран в зависимости от ряда показателей, провести классификацию стран по различным классам, используя дискриминантный анализ.

Уравнение регрессии имеет вид:

При увеличении продолжительности жизни на 1 год, индекс человеческого потенциала увеличивается на 0,005, при увеличении расходов на НИОКР на 1%- на 0,008. При увеличении уровня убийств на 100 000 человек на 1 единицу, индекс человеческого потенциала снижается на 0,001, т.к. эти показатели имеют обратную зависимость. Поскольку вычисленное значение Fф = 76,42 существенно превосходит по величине Fкр = 4,49, при степени надежности Р=0,95, следовательно, обнаруженная линейная связь существенна. Коэффициент детерминации R2= 0.92 показывает, что уравнение регрессии на 92% объясняет индекс человеческого потенциала. В результате факторного анализа было выявлено, что все факторы, влияющие на индекс развития человеческого потенциала можно разделить на 3 группы:

 

Рисунок 1. Факторные нагрузки

 

Фактор 1 «Здоровье, продолжительность жизни, ВВП»: X1 – общие расходы на здравоохранение на душу населения; X3 – Ожидаемая продолжительность жизни; X4 – Ожидаемая продолжительность здоровой жизни; X9 – ВВП на душу населения, в текущих ценах;

Фактор 2 «Образование»: X2 – Государственные расходы на образование (% от общих государственных расходов);

Фактор 3: «Безработица»: X8 – Уровень безработицы (% от рабочей силы);

Таким образом, применив вращение факторных нагрузок, значения коэффициентов информативности остались практически на таком же уровне, первый фактор на 82% объясняет вариации переменных. Но модель также нельзя считать полностью корректной, поскольку Кинф 2,3 < 0,75.

По результатам кластерного анализа все страны разделились на 4 группы:

1 группа: Италия, Испания, Греция, Кипр, Португалия, Хорватия.

2 группа: Норвегия, Швейцария, Австралия, Дания, Сингапур, Голландия, Ирландия, Исландия, Гонконг, Новая Зеландия, Швеция.

3 группа: Чехия, Эстония, Бруней, Мальта, Катар, Польша, Литва, саудовская Аравия, Чили, Словакия, ОАЭ, Венгрия, Латвия, Аргентина, Бахрейн, Черногория, РФ, Румыния, Кувейт, Беларусь, Барбадос, Болгария, Казахстан, Багамы, Малайзия.

4 группа: Германия, США, Канада, Великобритания, Япония, Южная Корея, Израиль, Франция, Бельгия, Финляндия, Австрия, Словения.

Дискриминантный анализ показал, что Голландия была неправильно сгруппирована, поэтому была проведена повторная классификация. После чего она перешла во второй кластер.

 

Список литературы:
1. Артамонов, Н. В. Введение в эконометрику / Н.В. Артамонов. - М.: МЦНМО, 2016. - 224 c.;
2. Елисеева, И.И. М.М. Общая теория статистики: учебник/ И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 480 с.;
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – Росстат. – Режим доступа: www.gks.ru.