Статья:

Конвенция ООН против коррупции как вид антикоррупционной деятельности мирового сообщества

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Романюк А.В. Конвенция ООН против коррупции как вид антикоррупционной деятельности мирового сообщества // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84427 (дата обращения: 24.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конвенция ООН против коррупции как вид антикоррупционной деятельности мирового сообщества

Романюк Алёна Витальевна
студент, Оренбургский институт (филиал) Университета, имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург

 

Коррупция как одно из самых ярких проявлений произвола власти, выражающегося в злоупотреблении должностными лицами своими полномочиями в целях личной и противозаконной выгоды различного характера, является в современном мире не только трудным аспектом функционирования каждого отдельного государства, но и проблемой международного масштаба, ведь коррупционная деятельность уполномоченных лиц беспокоит все мировое сообщество объемами своего действия и широким кругом ее негативных последствий в виде значительного снижения уровня жизни как всего населения планеты в целом, так и каждого отдельного человека во всех сферах его жизнедеятельности. В связи с этим, объединениями стран принимаются международные нормативные правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией.

Одним из центральных документов, регламентирующих деятельность международного сообщества по борьбе с коррупцией является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года и ратифицированная Российской Федерацией 8 марта 2006 года. Преамбула данной Конвенции подтверждает представления о том, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран», в связи с чем признает исключительно важным «значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» и определяет «предупреждение и искоренение коррупции» обязанностью всех государств.

Глава 1 данного нормативного правового акта определяет его цели, заключающиеся в создании и обеспечении мер, направленных на борьбу с коррупцией, укреплении международного сотрудничества в данной сфере и поощрении «честности и неподкупности» (ст.1), закрепляет сферу своего применения (ст.3), а также принцип защиты суверенитета государств – участников (ст.4).

Глава 2 Конвенции ООН против коррупции содержит в себе регламентацию мер по предупреждению коррупции, обязывающую все государства, присоединившиеся к данной Конвенции, проводить антикоррупционную политику по следующим направлениям:

1) Ведение прогностической и аналитической деятельности при рассмотрении «соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней» (п.3 ст.5);

2) Взаимодействие с другими государствами – участниками и международными организациями при борьбе с коррупционной деятельностью;

3) Создание специальных органов для ведения антикоррупционной деятельности, обеспечение им всех условий, необходимых для выполнения ими своей задачи (ст.6);

4) Принятие таких правил «приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц», которые обеспечат «прозрачность», безупречность и эффективность работы кадров на определенных должностях, в том числе и государственных;

5) Издание кодексов поведения публичных должностных лиц, регламентирующих обязательные принципы их деятельности (так, в Российской Федерации приняты: Кодекс судейской этики от 19.12.2012, Кодекс профессиональной этики адвоката от 31.03.2003, Кодекс этики прокурорского работника от 17.03.2010 и др.);

6) Проведение закупок, управление финансами и отчетность исключительно в публичном характере;

7) Привлечение населения к борьбе с коррупцией.

Глава 3 рассматриваемой Конвенции закрепляет обязанность государств, ее ратифицировавших, «принимать такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие умышленные деяния:

– обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического, или юридического лица, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

– вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического, или юридического лица, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей» [1, с. 336]

Далее глава 3 в каждой статье подробно рассматривает каждый вид коррупционного преступления, призывая страны квалифицировать данные правонарушения как уголовно-наказуемые (ст.32, 33).

Отдельная, 4 глава, рассматриваемого нами нормативного правового документа определяет международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции, заключающееся в заключении между государствами договоров о выдаче и передаче лиц, совершающих преступления коррупционного характера, а также во взаимной правовой помощи «в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией» (ст. 46)

Глава 5 закрепляет меры по предупреждению и выявлению переводов доходов от преступлений (ст.52) и меры для непосредственного возвращения имущества (ст.53), а глава 6 регламентирует техническую помощь и обмен информацией между государствами-участниками.

Глава 7 Конвенции ООН против коррупции предопределяет такой важнейший механизм осуществления вышеперечисленных мер, как Конференцию Государств — участников Конвенции, благодаря которой учитываются интересы каждой участвующей в Конвенции страны, согласовываются виды деятельности, процедуры и методы работы для достижения поставленных Конвенцией целей.

Подробно изучив Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, принятую резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003, можно сделать вывод о том, что коррупция в настоящее время «не знает национальных границ, ее масштабы уже давно достигли международного уровня»[2, с. 102], в связи с чем международное сообщество посредством принятия данной Конвенции определило коррупцию как уголовное преступление, выделило необходимые меры борьбы с данным антисоциальным явлением  и закрепило условия сотрудничества государств в данной сфере.

 

Список литературы:
1. Иванцов, С.В.  Международно-правовая основа противодействия коррупции / С.В. Иванцов // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. 2014. №1. С 335 – 342
2. Магомедов Ш.Б., Алиева М.Н Международно-правовой механизм противодействия коррупции/ Ш.Б Магомедов, М.Н. Алиева // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. №2. С 99 - 103