Конвенция ООН против коррупции как вид антикоррупционной деятельности мирового сообщества
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Конвенция ООН против коррупции как вид антикоррупционной деятельности мирового сообщества
Коррупция как одно из самых ярких проявлений произвола власти, выражающегося в злоупотреблении должностными лицами своими полномочиями в целях личной и противозаконной выгоды различного характера, является в современном мире не только трудным аспектом функционирования каждого отдельного государства, но и проблемой международного масштаба, ведь коррупционная деятельность уполномоченных лиц беспокоит все мировое сообщество объемами своего действия и широким кругом ее негативных последствий в виде значительного снижения уровня жизни как всего населения планеты в целом, так и каждого отдельного человека во всех сферах его жизнедеятельности. В связи с этим, объединениями стран принимаются международные нормативные правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией.
Одним из центральных документов, регламентирующих деятельность международного сообщества по борьбе с коррупцией является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года и ратифицированная Российской Федерацией 8 марта 2006 года. Преамбула данной Конвенции подтверждает представления о том, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран», в связи с чем признает исключительно важным «значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» и определяет «предупреждение и искоренение коррупции» обязанностью всех государств.
Глава 1 данного нормативного правового акта определяет его цели, заключающиеся в создании и обеспечении мер, направленных на борьбу с коррупцией, укреплении международного сотрудничества в данной сфере и поощрении «честности и неподкупности» (ст.1), закрепляет сферу своего применения (ст.3), а также принцип защиты суверенитета государств – участников (ст.4).
Глава 2 Конвенции ООН против коррупции содержит в себе регламентацию мер по предупреждению коррупции, обязывающую все государства, присоединившиеся к данной Конвенции, проводить антикоррупционную политику по следующим направлениям:
1) Ведение прогностической и аналитической деятельности при рассмотрении «соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней» (п.3 ст.5);
2) Взаимодействие с другими государствами – участниками и международными организациями при борьбе с коррупционной деятельностью;
3) Создание специальных органов для ведения антикоррупционной деятельности, обеспечение им всех условий, необходимых для выполнения ими своей задачи (ст.6);
4) Принятие таких правил «приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц», которые обеспечат «прозрачность», безупречность и эффективность работы кадров на определенных должностях, в том числе и государственных;
5) Издание кодексов поведения публичных должностных лиц, регламентирующих обязательные принципы их деятельности (так, в Российской Федерации приняты: Кодекс судейской этики от 19.12.2012, Кодекс профессиональной этики адвоката от 31.03.2003, Кодекс этики прокурорского работника от 17.03.2010 и др.);
6) Проведение закупок, управление финансами и отчетность исключительно в публичном характере;
7) Привлечение населения к борьбе с коррупцией.
Глава 3 рассматриваемой Конвенции закрепляет обязанность государств, ее ратифицировавших, «принимать такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие умышленные деяния:
– обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического, или юридического лица, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
– вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического, или юридического лица, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей» [1, с. 336]
Далее глава 3 в каждой статье подробно рассматривает каждый вид коррупционного преступления, призывая страны квалифицировать данные правонарушения как уголовно-наказуемые (ст.32, 33).
Отдельная, 4 глава, рассматриваемого нами нормативного правового документа определяет международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции, заключающееся в заключении между государствами договоров о выдаче и передаче лиц, совершающих преступления коррупционного характера, а также во взаимной правовой помощи «в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией» (ст. 46)
Глава 5 закрепляет меры по предупреждению и выявлению переводов доходов от преступлений (ст.52) и меры для непосредственного возвращения имущества (ст.53), а глава 6 регламентирует техническую помощь и обмен информацией между государствами-участниками.
Глава 7 Конвенции ООН против коррупции предопределяет такой важнейший механизм осуществления вышеперечисленных мер, как Конференцию Государств — участников Конвенции, благодаря которой учитываются интересы каждой участвующей в Конвенции страны, согласовываются виды деятельности, процедуры и методы работы для достижения поставленных Конвенцией целей.
Подробно изучив Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, принятую резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003, можно сделать вывод о том, что коррупция в настоящее время «не знает национальных границ, ее масштабы уже давно достигли международного уровня»[2, с. 102], в связи с чем международное сообщество посредством принятия данной Конвенции определило коррупцию как уголовное преступление, выделило необходимые меры борьбы с данным антисоциальным явлением и закрепило условия сотрудничества государств в данной сфере.