Статья:

Особенности морских буровых сооружений

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Пешкова С.М. Особенности морских буровых сооружений // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84668 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности морских буровых сооружений

Пешкова Светлана Михайловна
студент, Воронежский государственный технический университет, РФ, г. Воронеж
Злобина Нина Николаевна
научный руководитель, доцент, Воронежский государственный технический университет, РФ, г. Воронеж

 

Морское бурение – это разновидность буровых работ, которые производятся на акваториях Мирового океана и внутренних морей. Такие работы направлены на поиск и разработку нефти, газа и прочих полезных ископаемых, а также инженерно-геологических изысканий и научных исследований.

Для освоения углеводородных месторождений на суше и на море должно использоваться оборудование, которое обеспечит ведение работ, отвечающих требованиям безопасности. Также используемое оборудование должно обладать достаточной устойчивостью с целью предупреждения поломок, либо отклонений от нормальной работы. Следует учитывать, что освоение названных месторождений в море имеет ряд нерешённых вопросов, так как для моря используются специфические технические устройства и системы, которые не предназначены для использования их на суше, к примеру:

- системы позиционирования морских плавучих средств;

- морские бурильные колонны и райзеры;

- подводное устьевое и противовыбросовое оборудование

- подводные добычные комплексы (ПДК);

- системы компенсации качки безопорных плавучих буровых установок (ПБУ).

Нельзя забывать, что проектирование сложных технических устройств, к которым относяться все плавучие морские буровые установки, и все шельфовые нефтегазовые технические средства, в первую очередь включает в себя сложнейшие расчёты на прочность и динамические нагрузки.

К примеру, к вышеописанному специфическому оборудованию относятся морские бурильные колонны и райзеры. Их подводящая часть испытывает гораздо более сильные воздействия и возмущения , в отличие от сухопутных бурильных колон. Именно в этом заключается специфика, особенность эксплуатации оффшорных технических средств.

К сожалению, по этой причине невозможно, в полном объёме, перенести приемы проектирования сухопутных бурильных колонн и райзеров на морские, так как в "сухопутных" проектных решениях и расчетах, а, следовательно, и в технических решениях отсутствует учет ряда специфических факторов, наличие которых является решающим при выборе того или иного проектного решения для «морских» работ.

В особенностях проектных и технических решений следует учитывать следующие параметры:

-морское течение;

-боковое движение;

-угловая качка;

-ветровые нагрузки;

-волновые нагрузки;

-аварийные столкновения с движушимися морскими объектами (плавающие ледовые поля, айсберги), с подводной частью бурильной колонны.

Всё вышеперечисленное напрямую влияет на корректность и надежность работы морской бурильной колонны а так же и на обеспечение безопасности рабочих.

Так же нельзя забывать о том что новые технологические решения влекут за собой и большие денежные расходы , что так же влияет на скорость организации строительного процесса самих буровых установок.

На шельфе северных морей России проблемы разработки и сооружения морских скважин усугубляются по причине особенностей климатических условий, а, следовательно, усложняется работа бурильных установок. Взаимодействие плавающих льдин и айсбергов с ответственными элементами нефтегазовых технических устройств препятствует корректной работе сооружения.

Подобные проблемы не возникают при проектировании бурильных колонн для суши, следовательно, невозможно слепо перенести большинство проектных решений с сухопутных бурильных колонн на морские. Необходимо разработать новую методику проектирования, базирующуюся на уже известных методиках расчетов, но учитывающую особенности агрессивного морского климата и природных явлений. В особенности, если речь идет о современных способах подводной разработки месторождений в Арктике, требуется глубокая проверка устойчивости, прочности и надежности протяженных оффшорных технических устройств.

За последние годы в мире произошёл большой технологический скачёк, по этой причине при расчёте и проектировании конструкций буровых машин стали использоваться новейшие компьютерные технологии (метод нахождения символьных решений)

 

Список литературы:
1. Балицкий П.Б. Устойчивость бурильной колонны при бурении вер-тикальных нефтяных и газовых скважин забойными двигателями. М., Государственная академия нефти и газа им. И.М. Губкина,52 с., 1996.
2. Электронный источник/Морское бурение https://neftegaz.ru/analisis/offshoredrilling/329276-morskoe-burenie/