Статья:

Логический эмпиризм: взгляд на историю, критику, современность

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(144)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Прилежаев И.Р. Логический эмпиризм: взгляд на историю, критику, современность // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 8(144). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/144/87890 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Логический эмпиризм: взгляд на историю, критику, современность

Прилежаев Илья Романович
студент, ГБПОУ МО Ногинский колледж, РФ, г. Балашиха
Чумаков Сергей Александрович
научный руководитель, почётный доктор наук (honoris causa), преподаватель, ГБПОУ МО Ногинский колледж, РФ, г. Балашиха

 

Логический эмпиризм – философское течение 20 века, призвана искоренить метафизику и произвести реформы в понимании философского и научного знания [1]. Основными принципами данного философского течения стали – эмпиризм и математическая логика. 

Эмпиризм – решающая роль в принятии знания, стоит за непосредственным получением его в опыте (наблюдении, фактов). Принципы математической логики сторонники эмпиризма черпали в том числе из трудов Бертрана Рассела. Одним из главных трудов математика, серьёзно повлиявших на логических эмпириков, стал “Principia Mathematica” – трехтомный труд по логике и математической философии, в которой он пытался оправдать логицизм т. е. свести всю математику к логике с помощью набора аксиом. В целом, эмпирики пытались акцентировать внимание на изучении мира и исключить из методологии ненаблюдаемое.

Наиболее активные и деятельные сторонники идей логического эмпиризма были поделены на кружки.

Под предводительством Морица Шлика в 1922г. был организован «Венский кружок», в который входили философы и учёные[2]. Назван кружок в честь Венского университета, при кафедре которой он был организован. Идеей кружковцев было отрицание утверждении не проверяемых эмпирически, такие высказывания они считали бессмысленными. Корнем их учения стал труд Бертрана Рассела и Альфреда Уайтхеда “Principia Mathematica”, а математическая логика была фундаментом для создания единой науки. Успехи, достигнутые в логике, заставляли верить в неизбежное слияние наук в которой будут доминировать физика, математика и биология. Для этого, по мысли участников кружка, требовалось найти общий язык, на котором можно было бы выразить все научные положения.

Наука, вооружившись поддержкой философов науки и успехами естествознания, начала попытку восстановления единого знания о природе и мире[3]. В развитии логического позитивизма можно выделить философа – Людвига Витгенштейна. Он ввёл несколько доктрин логического позитивизма написав “Логико-философский трактат”. В трактате он подчеркнул основные положения логического позитивизма: 1. Язык есть граница мышления; 2. Есть только один мир, мир фактов и событии (их описывают естественные науки); 3. Предложение – картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму(“Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения”); 4. Сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами; 5. Высшее невыразимо (то есть, этику, эстетику, религию нельзя назвать фактами).

Венский кружок очень почитал и уважал этот труд.

Вторым по значимости для развития логического эмпиризма стал “Берлинский кружок”. Создан он был в конце 1920 годов Гансом Рейхенбахом, Куртом Греллингом и Вальтером Дубиславом. Идеи Берлинского кружка не сильно отличались от Венского, только по вопросам конвенционализма и вероятности имелись значимые расхождения. Рейнбах настаивал на том, чтобы их философию называли логическими эмпиризмом, тем самым он принципиально разделял логический эмпиризм от логического позитивизма, продвигаемого Венским кружком. Эти два кружка были формально объединены основополагающей идей логицизма.

После развития национал-социализма в центральной Европе, кружки распались. Отдельные их участники мигрировали в Америку и Великобританию, создав там столицы логического эмпиризма.

Уже после Второй Мировой войны основные положения логического эмпиризма подверглись резкой критике.

Первым последовательным и известным критиком эмпиризма стал философ Карл Поппер[4]. Его книга “Логика научного открытия”, вышедшая в 1959г. на английском языке оспаривала принцип верификации. Поппер утверждал, что научный метод не может действовать без фальсифицируемых предсказаний. Таким образом, Поппер идентифицирует фальсифицируемость, чтобы отделить не значимое от бессмысленного, а просто научное от ненаучного[5]. Он считал, что метафизика способствует нахождению новых научных теории. Фальсификационизм утверждает – любой эмпирический успех не может ни подтвердить, ни опровергнуть научную теорию, таким образом цель науки – в подтверждении научной теории, которая стремится к научному реализму, но принимает максимальный статус сильно подтвержденной правдоподобности. Поппер, таким образом, признал ценность позитивистского движения, движущего эволюцию человеческого понимания, но утверждал, что он "убил позитивизм".

Можно считать, что логический эмпиризм исчерпал себя к концу шестидесятых годов прошлого века. В любом случае это движение помогло закрепить аналитическую философию в англоязычном мире и вернуло Британию к эмпиризму. Однако, хочется отметить, что без логических позитивистов, оказавших огромное влияние за пределами философии, особенно в психологии и социальных науках, интеллектуальная жизнь 20-го века была бы неузнаваема.

 

Список литературы:
1. Логический эмпиризм // Электронная библиотека ИФ РАН URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e906824d3e116efed6f1e8 (дата обращения: 23.02.2021).
2. Вадим Руднев.Венский Кружок: Энциклопедия логического позитивизма // Журнал ЛОГОС URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_4/14.htm (дата обращения: 23.02.2021).
3. Logical Empiricism // Stanford Encyclopedia of Philosophy URL: https://plato.stanford.edu/entries/logical-empiricism/#EmpVerAntMet (дата обращения: 24.02.2021).
4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
5. Ярощук Е.А. Методы научного познания в физике // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2021". – 2020. – № 1. – С. 81-82