Статья:

Философия Древнего Востока – взгляд через века

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Ермакова Ю.С. Философия Древнего Востока – взгляд через века // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия Древнего Востока – взгляд через века

Ермакова Юлия Сергеевна
студент, Таганрогский институт управления и экономики, РФ, г. Таганрог

 

Аннотация. Статья посвящена анализу развития философских течений на Древнем Востоке. Тема затрагивает ключевые моменты становления философских школ Китая и Индии, процесса гармонизации древнекитайской и древнеиндийской философии.

 

Ключевые слова: философия Древнего Востока; философские течения; древневосточные философы; китайские мыслители; буддийские концепции; Китай; Индия; буддизм; даосизм.

 

Введение

Основная причина, по которой человек занимается самопознанием, заключается в желании найти смысл жизни и понять о своем предназначении на Земле. С древних времен люди стремятся найти экзистенциальные ответы на вопросы: Кто я? Откуда я пришел? Для чего я прохожу жизненный путь? Что будет после? Если удается найти ответы хотя бы на часть этих вопросов, жизнь наполняется смыслом.

Ключ к счастью находится во внутреннем поиске, который выводит нас за границы ограничений, наложенных материальным миром, соперничеством, конфликтами, привязанностями, страхами, преследующими людей в западном обществе. Но стоит обратиться к философии Востока, чтобы познать суть духовности и внутренней безмятежности, в которых мы так сильно нуждаемся. Великие философские учения, такие как даосизм, буддизм, синтоизм, дзен, индуизм приглашают нас вернуться к нашим истокам, обнажить свои настоящие чувства, преодолеть ограничения, наложенные умом и психикой, чтобы достичь освобождения от уз, которым мы вынуждены подчиняться.

В наше время, когда темп жизни ускоряется, обостряются кризисы и обнажаются проблемы, когда люди бросаются в отчаянную борьбу за занятость, экономическое и социальное выживание – все это вызывает напряжения в нашей психике. Поэтому философские учения Востока актуальны до сих пор. И все больше людей начинает изучать трактаты древневосточных философов, чтобы познать дзен. Несомненно, Восток до сих пор остается мистической страной, чьи традиции оказывают нам большую помощь. Это знание помогает нам жить и путешествовать по пути, который ведет нас к подлинной мудрости, пробуждению сознания и просветлению.

Глава 1: Зарождение восточной философии в Древнем Китае

Во время рассвета древнегреческой философии на другом конце земного шара зародилось другое мировоззрение. В отличие от светских западных учений философия Древнего Востока тесно переплеталась с местными религиозными традициями: буддизмом, индуизмом, конфуцианством и даосизмом. Не будучи изолированными, многие философские течения зарождались в небольших районах Азии и быстро становились популярными за тысячи миль вокруг. И хотя основы восточной философии больше относились к религии, древние мыслители внесли существенный вклад в развитие логики, метафизики, этики и эпистемологии.

Первые философские мысли зародились в Древнем Китае примерно в 7 веке до н.э. во времена династии Западный Чжоу и в последующие периоды после ее падения, когда процветали «Сто школ размышлений». Научное сообщество той поры составляли ученые, которые путешествовали по стране, принимали участие в решении государственных вопросов по управлению, ведению мирных переговоров и урегулированию военных конфликтов.

В Книге Хань указывается 10 важных философских течений:

  • Конфуцианство, которое учит, что человеческие существа обучаемы, улучшаемы и совершенствуются благодаря личностному росту, включая самосоздание. Основная задача конфуцианства – воспитать в каждом человеке добродетель и довести до нравственного самосовершенствования. Конфуцианство полагает, что люди обязаны отказываться от материальных благ ради сохранения важнейших моральных ценностей рен и йи.
  • Легизм – учение, предполагающее, что титулы каждому человеку нужно раздавать не по рождению, а по заслугам. Ученики школы изучали методы администрирования, особенно отмечая объединение роскоши и властвования самодержца.
  • Даосизм – философское течение, подчеркивающее 3 драгоценности Дао: сочувствие, умеренность, покорность. В то же время даосская мысль сосредотачивается на единении в природе человека с космосом и достижении гармонии со всей Вселенной.
  • Моизм отстаивал концепцию общей любви: Мо цзы, основатель учения, полагал, что «все имеют равные права», и человек обязан объединиться с природой, участвуя в практике всеобщей любви. Философско-методологическую дисциплину философа можно рассмотреть, как подобие материалистического эмпиризма. Мо цзы считал, что знания человека должны опираться на восприятие зрения и слуха вместо логических размышлений.
  • Натурализм опирался на Инь-Янь и 5 элементов – огонь, воду, воздух, землю и эфир. Основал философское направление Цзоу Янь.
  • Аграризм – учение, относящееся к утопическому аграрному коммунизму и эгалитаризму. Последователи течения считали, что китайское общество спасет физический труд на полях, где должны работать все, начиная от крестьян и заканчивая правителями.
  • Логика сосредотачивалась на определениях, формах и интеллектуальных законах, которые можно формализовать логическим языком. Здесь можно провести параллель с софизмом и диалектикой Древней Греции. Самый знаменитый логик – Гонсун Лунцзы.
  • Школа дипломатии основное внимание сосредотачивала на практических вопросах без моральных принципов. Выпускники становились прославленными ораторами и дипломатами.
  • Разная школа соединила в себе учения нескольких направлений. Например, Лю Бувей собрал мудрецов из нескольких философских течений, которые совместно создали трактат «Люши Чуньцю». Течение постаралось соединить преимущества разных учений и устранить недочеты.
  • Школа второстепенных разговоров, не являлась отдельным учением, а объединила в себе мысли простых людей.

Хотя направления течений и отличались, гуманизм был главным атрибутом китайской философии. Роль людей и их место в обществе всегда были в центре внимания китайских мыслителей. Практические, моральные и политические проблемы были одобрены по сравнению с метафизическими спекуляциями, поскольку китайская философия имела тенденцию заниматься мирскими делами.

Вместо того чтобы выражать свои мысли в логической и систематической прозе, китайские мыслители были более поэтичными. Тексты по китайской философии часто наполнены афоризмами, аллюзиями и притчами. Общая тенденция состоит в том, чтобы наводить на размышления: чем больше выражение точно сформулировано, тем меньше вариантов для трактовки. Поэтому изречения и труды китайских философов часто расплывчаты так, что их значение каждый может понять по-своему.

Глава 2: Философия Древней Индии

Индийскую философию трудно свести к определенному учению, потому что сам индуизм как религия сопротивляется отождествлению с любой разработанной доктриной. Это может быть не так уж удивительно, если учесть, что сам термин «индуизм» отсутствовал в традиционной доколониальной индуистской литературе.

С начала христианской эпохи существовало шесть философских течений Индии:

  1. Ньяйа
  2. Санкхьяа
  3. Мимамса
  4. Веданта
  5. Вайшешикха
  6. Йога

Точные даты появления философских течений неизвестны, поскольку письменность в то время в Индии еще не существовала, и исследования первоначально были исключительно устными.

Йога

В йоге уделялось большое внимание физическому развитию человека и дыхательной гимнастике. Основной акцент в йоге делается на практике контроля над удовольствием. Телесные органы и чувства являются центральными моментами в этой системе.

Согласно школе йоги, человек может получить спасение через физические упражнения (асаны) и медитацию – дыхательную гимнастику под названием пранаяма. Система йоги содержит сложные предписания для постепенного обретения физического и ментального контроля, господства над телом и умом до тех пор, пока сознание человека не станет достаточно интенсивным, чтобы позволить ему постигать свое истинное «Я», отличное от его чувств, мыслей и действий. Реализация цели йоги известна как Мокша, Нирвана и самадхи.

Санкхья

Санкхья рассматривается как древнейшая из ортодоксальных философских систем индуизма. Философия подразумевает вселенную как состоящую из двух вечных реальностей: Пуруши и пракрити. Пуруши (душа) многочисленна, сознательна и лишена всех качеств. Она является безмолвным зрителем пракрити (материи или природы), которая состоит из трех гун (предрасположенностей): сатвы, раджаса и тамаса (устойчивости, активности и тупости). Когда равновесие Гун нарушается, разрушается мировой порядок.

Ньяйя

Это школа делала упор на логику и умозаключение. Но Ньяйя – это не просто логика сама по себе. Последователи учения верили, что получение достоверных знаний – единственный способ освободиться от страданий. Поэтому мудрецы прилагали большие усилия, чтобы выявить достоверные источники знаний и отличить их от простых ложных мнений. Согласно школе Ньяи, существует ровно четыре источника знания (праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство.

Мимамса

Буквальное значение миманса – это искусство интерпретации и рассуждений. Основная задача течения установить авторитетность Вед. Приверженцы (Мимамсаки) философского направления считали, что человек должен иметь неоспоримое верование в Веды и регулярно приносить жертву или ядж. В соответствии со своим учением последователи уделяли много внимания Дхарме, которую они понимали, как выполнение ведических ритуалов.

Мимамсы признавали учения разных философских направлений, хотя и считали, что они уделяют недостаточное внимание верным действиям. Ученики верили, что другие школы мысли, которые преследовали мокшу (освобождение) в качестве своей конечной цели, не были полностью свободны от эгоизма. Согласно Мимамсе само стремление к освобождению проистекало из эгоистичного желания быть свободным. Только действуя в соответствии с предписаниями Вед, можно достичь спасения, что включает в себя веру в систему варн и ашрамов.

Однако на более позднем этапе школа Мимамса изменила свои взгляды в этом отношении и начала преподавать доктрины Бога и Мукти (свободы). Его последователи выступали за освобождение или бегство от душевых ограничений посредством того, что было известно, как джнана (просветленная деятельность). Хотя Мимамса в наши дни не приобрела большого научного внимания, ее влияние можно почувствовать в жизни каждого практикующего индуса. Все индуистские ритуалы, церемонии и религиозные законы находятся под влиянием Мимамсы.

Веданта

Веданта буквально означает конец Веды. Основным текстом этой философии была Брахмасутра. Согласно философии Веданты, Брахма – это реальность, а все остальное – Майя (нереальное). Если кто-то получает полные знания о себе (Атме), он постигает истину Брахмы и обретает спасение. С философией Веданты наиболее тесно связана теория кармы, утверждающей, что люди страдают по причинам, которые они никак не могут контролировать. И что все испытания человеку предначертаны судьбой.

Вайшешикха

Система была основана мудрецом Канадой и постулирует атомарный плюрализм. С точки зрения этой школы мышления все объекты в физической Вселенной можно свести к определенному числу атомов. Бог рассматривается как фундаментальная сила, которая вызывает сознание в этих атомах. Хотя школа Вайшешикхи развивалась независимо от системы Ньяи, эти два философских течения, в конечном счете, слились из-за их тесной связи метафизических теорий. Однако в своей классической форме учения отличались одним аспектом – Ньяя считала важным четыре источника достоверного знания, Вайшешика же признавала только восприятие и умозаключение как таковые.

Глава 3: Классическая буддийская философия

Буддизм – одна из важнейших духовных традиций Азии. На протяжении своей примерно 2,5-тысячелетней истории буддизм демонстрировал гибкий подход, приспосабливаясь к различным условиям и местным идеям, сохраняя при этом свои основные учения. В результате широкой географической экспансии, в сочетании со своим терпимым духом, буддийская философия сегодня охватывает целый ряд различных традиций, верований и практик.

Одной из важных буддийских традиций является Абхидхарма (высшая доктрина) – схоластическая философия, которая изучала ключевые элементы учения и разрабатывала часто сложные и очень подробные анализы психофизических элементов существования. Ранний буддизм делится на восемнадцать философских школ, включая такие влиятельные традиции, как Сарвастива, Вайбхашикха, Саутрантика, Стхавиравада, Махасангхика и пр.

Каждое из учений разработало свою собственную отличительную философскую систему и вступило в полемику, как с буддийскими, так и с небуддийскими соперниками. С появлением Махаяны появились новые философские системы, в том числе школа среднего пути (Мадхьямика), школа йогической практики (йогачара) и эпистемологическая школа (Прамана). Тантрический буддизм добавил новый поток философской мысли, которая развила концептуальные следствия тантрических библейских текстов.

Происхождение буддизма приписывают одному человеку – Сиддхартха Гаутама, историческому Будде, который родился в г. Лумбини (в современном Непале) в 5-м века до н. э. Сиддхартха Гаутама был основателем и лидером секты странствующих аскетов (Шраманы). Движение шраманы, которое появилось в культуре отречения от мира, возникшей в Индии примерно с VII века до н. э., было общим источником многих религиозных и философских традиций в Индии, включая школу Чарвака, буддизм и его родственную религию-джайнизм. Шраманы были отшельниками, которые отвергли ведические учения и отреклись от обычного общества.

После смерти Сиддхартхи Гаутамы основанная им община постепенно превратилась в религиозное движение, а учение Будды стало основой буддизма. Исторические свидетельства говорят о том, что буддизм имел скромное начало. В то время это была незначительная традиция в Индии, которой придерживалось лишь небольшое количество людей. Ученые предполагают, что влияние Будды было относительно ограниченным из-за нехватки письменных документов, надписей и археологических свидетельств с того времени.

Но постепенно влияние буддийской философии распространилось по всей Азии. И буддизма стал основной религией многих азиатских государств. Хотя современный буддизм мало похож на учения самого Будды, многие концепции интерпретированы из ранних буддийских манускриптов. И буддисты считают себя верными последователи своего учителя.

Ключевые буддийские концепции

Наиболее важное учение Будды – это «Четыре благородные истины», которые разделяются с различной корректировкой всеми буддийскими школами. Первая благородная истина переводится как «вся жизнь есть страдание», что легко понять, когда речь заходит о таких ситуациях, как смерть, болезнь, жестокое обращение, нищета. Но страдание также может проистекать из хороших вещей, потому что ничто не вечно, все меняется, и все, что дает нам счастье, рано или поздно придет к концу. Кажется, что все удовольствия преходящи, и чем больше мы наслаждаемся ими, тем больше мы будем скучать по ним, когда они закончатся. «Ничто не длится вечно» – это одно из прозрений Будды.

Основная причина страдания – это желание. Контролируя свои желания, мы прекращаем и страдание. Идея состоит в том, чтобы не слишком привязываться к материальным благам, местам и даже людям. Непривязанность к чему-либо является главной идеей, стоящей за третьей благородной истиной. Это означает, что поскольку все меняется, если наша привязанность слишком сильна, мы неизбежно будем страдать в какой-то момент. В конце концов, мы все состаримся и умрем, это естественный цикл, и в нем нет ничего плохого. Проблема приходит, когда мы не принимаем изменения.

Следуя, восьмеричному пути желание останавливается. Восьмеричный путь состоит из правильных взглядов, намерений, речи, действия, образа жизни, усилий, внимательности и сосредоточения. В основных религиях источником человеческих страданий является грех. В буддизме нет греха, а коренной причиной человеческих страданий считается авидья «невежество». В зоне входа в буддийские монастыри иногда выставляются изображения четырех божеств-защитников, цель которых отпугнуть невежество тех, кто входит.

В своей самой основной форме в буддизм не входит понятие Бога. Существование Бога не подтверждается, но и не отрицается. Буддизм – это нетеистическая система. Будда рассматривается как необыкновенный человек, а не божество. И хотя некоторые буддийские школы включили сверхъестественные сущности в свои традиции, но даже в этих случаях роль человеческого выбора и ответственности остается высшей, намного выше божественных деяний.

Заключение

При поверхностном изучении восточной философии может показаться, что мировоззрение имеет тенденцию к пантеизму – взгляду, что Бог есть тотальность космоса. Но если углубиться в основы древневосточных философских течений, то можно понять, что разные учения боролись с этой концепцией.

Классические индуистские писания, такие как Упанишады и Бхагавад сосредоточены на пантеистической идее Бога, лежащей в основе нашей истинной веры. Философы веданты выдвинули идею монизма – космическое бытие состоит из одного Божественного вещества. В буддизме возникает тема пантеизма с понятием нирваны, идеей, что мы должны погасить все желания и компоненты нашего обычного сознания. Находясь в состоянии нирваны, мы подчиняем себе наше индивидуальное " Я " и ощущаем единство всего сущего.

В то же время классическая конфуцианская философия больше сосредоточена на нравственной добродетели, чем на природе Бога. Некоторые более поздние конфуцианские философы развивали идею взаимосвязи в пантеистических формах. В теории даосизма пантеизм ясно проявляется в его представлении о том, что Дао – это естественная сила природы, и вселенная лежит в основе всего. В то время как индуизм и буддизм считают, что просветление наступит путем отделения себя от внешнего мира, даосизм принимает противоположный подход и заставляет нас открыть взаимосвязь предельной реальности внутри циклов в естественном мире.

 

Список литературы:
1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух тома/под ред. Исакова Н. Е. - М.: Мысль, 1972. - 363с.
2. История философии. Книга 1. От философии Древнего Востока до философии XXI века. Древний Восток. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения/под ред. Васильева В. В., Кротова А. А., Бугай Д. В. - М: Ленанд, 2020. - 360с.
3. Китайская философия. Энциклопедический словарь/под ред. Титаренко М.Л. - М: Мысль, 1994. - 576с.
4. Малявин. В. В. Китайская цивилизация. - М.: АСТ», 2001. - 632с.
5. Мюллер Макс. Шесть систем индийской философии. - М: Искусство, 1995. - 448с.
6. Чернышев А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. - 485с.