Статья:

Философия и наука: общие и отличительные особенности

Конференция: XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Юсова Н.Е. Философия и наука: общие и отличительные особенности // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(38).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия и наука: общие и отличительные особенности

Юсова Наталья Евгеньевна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Фаритов Вячеслав Тависович
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются сходства и отличия философии и науки, которые направлены на исследование мира и людей, которые живут в этом мире. Наука является самой близкой по происхождению, к философии из всех областей философского познания. Также наблюдается сущность философии и науки через выполняемые ими функциями.

Abstract. This article examines the similarities and differences between philosophy and science, which are aimed at exploring the world and people who live in this world. Science is the closest in origin to philosophy of all areas of philosophical knowledge. The essence of philosophy and science is also observed through the functions they perform.

 

Ключевые слова: философия; наука; человеческое познание; познание мира; развитие наук; разница; сходство.

Keywords: philosophy; the science; human cognition; knowledge of the world; development of sciences; difference; similarity.

 

Философия и наука являются тесно связанными деятельностями, которые направлены на рассмотрение человека и окружающего его мира, но они рассматривают их с разной глубиной и различными путями. Но отличие философии от науки является то, что философия всегда стремится познать все: видимое и невидимое, ощутимое и неощутимое, реальное и нереальное. У нее нет границ, она пытается понять возможное и невозможное, а также мир вне и самого человека. Но наука, в отличии от философии, изучает то, что можно увидеть, потрогать, услышать, понюхать, взвесить и другое. Философия и наука изучают всеобщую картину мира, пополняя тем самым друг друга. Но также складывается впечатление, что философия и наука различны и несхожи между собой. [1, c 112].

Сущность философии заключается в том, что она способна выполнять какую-либо функцию по отношению к человеку, общественной организации, к науке, искусству и другим явлениям. Под функцией понимается способ действия и выражение энергичности системы. Философия является мировоззрением, которое представляет совокупность взглядов, оценок, живых представлений и принципов на мир в целом и на отношение человеку к этому миру. В конечном итоге, философия всегда задаёт одни и те же вопросы: о мире, о жизни человека, о смысле жизни и цели человека в этом мире. Но на эти вопросы нет определённых и окончательных ответов. В различные времена и в различных обществах давали разного рода ответы на эти вопросы. А как нам показывает собственная практика, то вопросы эти нужны.

Наука, в настоящее время, является основной формой человеческого познания, которая оказывается все более важной и существенной частью реальности, которая окружает нас и в которой человеку принадлежит, ориентироваться, жить и действовать в это непростое и сложное время для людей. За все время своей истории она выдержала столько изменений, и каждое её положение настолько связано с другими взглядами, что любая попытка дать точное определение науки может показать только лишь одну из её сторон. Но всё-таки выделяют два подхода к пониманию науки: широкий и узкий смысл. [2, c 311].

Наука, в отличие от философии, занимается конкретными вопросами из сферы исследовательской деятельности, на которые могут быть даны определённые и конкретные ответы. Она направлена на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, которая включает в себя все условия и моменты этого производства: учёные с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного вклада и труда; методы научно - исследовательской работы, понятийно и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Наука является одной и форм общественного сознания, но не ограничивающая одними точными науками. Она рассматривается как целостная система, которая включает соотношение частей, таких как: природоведение и обществоведение, философия и естествознания, метод и теория, теоретические и прикладные исследования. Это понятие является необходимым следствием общественного труда и вклада, которая возникает вслед за отделением умственного труда, от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий.

В отличие от видов деятельности, научная деятельность даёт приращение нового знания. Именно поэтому наука выступает как сила, которая постоянно революционизирует другие виды деятельности. Это понятие, которое ориентированно на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные явления. На первый взгляд может показаться, что между философией и наукой нет ничего общего. На самом деле философия, будучи учением о «предельных основаниях» (первоосновах) бытия и познания мира, допускает эти основы в качестве фундамента научного знания. Решением учёным конкретных научных проблем существенным образом зависит от его исходных установок, которые формируются под влиянием философских идей.

Формирование науки требовало огромной критики и разрушения мифологической системы. Для её возникновения был необходим достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, которые приводят к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического занятия наукой. Как говорил известный немецкий политический деятель, философ Фридрих Энгельс: «Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения...». Тем самым, это показывает то, что объём научной деятельности удваивался каждые 10 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и информации, а также числа людей, которые заняты в области науки. В итоге, количество живущих учёных и научных работников составляет порядка свыше 90% от общего числа учёных за всю историю науки.

Процесс развития науки находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но также затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм, таких как, фундаментальных категорий, понятий, методов, принципов и схем объяснения. В настоящее время современную науку характеризуется как стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако, накопление нового материала, которая не поддаётся объяснению на основе уже существующих схем, заставляет всё больше искать новые, интенсивные пути развития науки, что приводит время от времени к научным революциям.

Наряду с традиционными исследованиями, которые проводились в рамках одной из отраслей науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, которые приводились средствами различных научных дисциплин, подчас относящихся к разным подсистемам науки, конкретное решение которых определяется характером соответствующей проблемы. Но в чем же состоит единство и различие философии и науки?

Возникновение первых научных учений относят к VI веку до нашей эры. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным знанием. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия, как атом, вещество и другие законы естествознания. Философией является рационально - теоретическое мировоззрение. Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах; а знание является результатом познания. Наукой считается система знания, которая отвечает определенным критериям:

1. Объективность - изучение природных объектов, явлений, которые существуют сами по себе, не зависят от интересов индивида и его субъективности.

2. Рациональность - обоснованность, доказательство в рамках любой науки.

3. Нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта.

4. Системность знаний - упорядоченность по определенным критериям.

5. Проверяемость - воспроизводимость знаний через практику.

В данном случае философия не удовлетворяет лишь только 5 критерию, потому что не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику, лишь поэтому философия является наукой особого рода.

Философия, как наука, ищет истину, которая выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий и категорий. Объект изучения философии рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип. Науки нет без философии, а философии нет без науки. Научная истина представляет собой объективное знание, делая человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее и даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе, а по проявлениям. В то время как философская истина по проявлениям нематериальна, потому что является неким продуктом деятельности человеческого сознания, причём именно разумно - нравственной его сферы.

Итак, наука и философия - это не одно и тоже, хотя у них есть и немало общего. Общее между ними заключается в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3. Выстраивают свой язык и стремятся к построению целостных систем.

Разность между философией и наукой состоит в следующем:

1. Философия представлена тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука является плодом коллективного труда;

2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов является нормой. В науке же нормой является монизм, то есть единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы и язык;

3. Философские знания не проверяемы экспериментально, иначе они становятся научными. В то время как в науке знания проверяются экспериментально, делая разные опыты и другое;

4. Философия не может дать точного прогноза, то есть не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёному.

Соотношение философии и науки можно увидеть на кругах Эйлера, где хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично.

Итак, в заключении всего вышесказанного, можно сделать сравнительную характеристику философии и науки. Отличие науки от философии состоит в том, что наука учит ориентироваться в мире, в то время как философия дает возможность разобраться в пограничных ситуациях. В философии невозможно отделить человека от философского мышления, а в науке исследователь и содержание познания отделены друг от друга. Научное познание прогрессирует, а в философии прогресс не имеет места.

В данной статье показано, что философия познаётся через призму научного учения и является наукой. С самого начала философия возникла как наука, как род научной рефлексии и как система познания. Из философии произошли все науки, такие как: математика, физика, биология, история и другое. А потом на основе этих наук появляются и другие прикладные науки.

 

Список литературы:
1. Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др. Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие. - М., 1995. - 143 с.
2. Франк С.Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки. - М., 1996. - 360 с.
3. Общие ресурсы по философии: сайт Никиты Моисеева – 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.03.2021. – URL: https://womanadvice.ru/filosofiya-zhizni-smysl-zhizni-i-smerti-cheloveka (дата обращения: 10.04.2021)