Статья:

Философская культура, как фактор формирования личности в условиях глобализации общества.

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Философия

Выходные данные
Шебзухов Э.М. Философская культура, как фактор формирования личности в условиях глобализации общества. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Философская культура, как фактор формирования личности в условиях глобализации общества.

Шебзухов Эльдар Маевич
студент, 2 курс, Северо-Кавказский Федеральный университет, ИЭИУ, РФ, г. Ставрополь
Артюнян Вадим Владимирович
научный руководитель, ассистент кафедры философии, Северо-Кавказский Федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

В статье рассматривается проблема формирования личности, в условиях глобализации общества, какие основные факторы влияют на развитие личности. Личность – выступает неким объектом, который рассматривается с разных сторон и в разных условиях.

Процесc глобaлизации являетcя главным фaктором общественнoго рaзвития в современном мире. Этот процеcс oценивают и вoспринимaют по- рaзнoму.

Глaвнoй причинoй тaкoгo пoлoжения является тo, чтo мнoгooбразие пoследствий, a в месте c ним и измeнeний, кoтoрые вызвaны глобaлизaцией, окaзывают влияние нa вce cфeры жизнeдeятельнocти.

Тaким oбрaзoм, измeнeния и трaнсформaция oбщecтвa, кoтoрые прoисхoдят пoд вoздейcтвием рaзнocтopoнней глoбaлизaции, являетcя aктуaльнoй прoблeмoй в сoврeмeннoй филocoфии.

Coврeмeннoe oбщecтвo, oбщecтво в кoтoрoм мы живeм – этo мeняющeecя пocтoяннo oбщecтвo, и глобaлизaция, кaк мнoгoаcпeктный прoцеcc прeобрaзовывaeт, трaнcфopмиpуeт вce элeмeнты инфopмaциoннoгo oбщecтвa.

Хотелось бы рассмотреть проблему глобализации общества, в условиях которого формируется личность с точки зрения И. Канта и Гегеля.

Причиной того, почему я хочу рассмотреть данную проблему с точки зрения Канта – является его категорический императив, где говорится о нравственности.

И я просто уверенна в том, что именно нравственные качества людей лежат в основе любого процесса развития.

Категорический императив Канта звучит следующим образом:

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом … поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [1].

Я думаю, что исполняя этот закон, каждый из нас задумается о том, что он делает, и если мы все будем относиться к другим так, как хотим мы, чтобы к нам так относились, то процесс глобализации будет носить такой характер, в условиях которого будет формироваться личность с большой буквы. Под данной личностью я имею в виду человека, стремящегося к процветанию общества, в котором он живет.

И. Кант призывает нас еще к тому чтобы, каждый из нас сам определил себя, проникнул сознанием морального долга и следовал им всегда и везде, и чтобы каждый из нас отвечал за свои поступки. Именно под влиянием этих законов, я думаю, и формируется личность.

Далее мне хотелось бы рассмотреть учения о праве и государства И. Канта.

На мой взгляд, второй ступенью процесса развития общества может выступить кантовское философское учение о праве и государства. В учении о праве говорится о том, что, прежде всего следует уничтожить все формы личной зависимости, в процессе которого утвердится личная свобода и равенство всех людей перед законом, и ликвидация всех юридических привилегий. Говоря о юридических законах, он их выводил из нравственных.

А в своем учении о государстве, Кант развивал идеи народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а главу государства, отрицая право судить главу государства, который «не может поступать не по праву» [2]. Таким образом, с помощью мыслей И. Канта я еще раз убеждаюсь в том, что в основе глобализации общества, в условиях которого развивается личность, в первую очередь лежат нравственные качества, свобода и права людей и суверенное государство.

Как же различаются подходы к этому вопросу у разных философов, несмотря на то, что они оба представители немецкой классической философии!?

И теперь рассмотрим развития человека, как личности в информационном обществе с точки зрения Гегеля, представителя немецкой классической философии. Его философская мысль насыщенна и, на мой взгляд, он раскрывает всю сущность данного вопроса.

Философские взгляды Гегеля во много пронизаны идеями развития, что отличает его от остальных. По его мнению, развитие происходит всегда и везде, но, что интересно она происходит не циклически, то есть не повторяется, а наоборот проходит достаточно долгий исторический путь. В процессе, которого происходит и развитие от низших форм к высшим, одним словом, происходит модернизация общества, что обуславливает сам процесс глобализации. И данные изменения сопровождаются не количественными изменениями, а качественными. Например, в качестве качественного улучшения, в процессе глобализации, мы можем рассмотреть жизнь человека.

Источником всякого развития у Гегеля – являются противоречия. Они движут миром, есть «корень всякого движения и жизненности» и составляют принцип всякого самодвижения.

Далее, говоря о трансформации личности, в условиях глобализации общества я думаю, имеет место рассматривать «Полную свободу» Гегеля. Согласно Гегелю всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов. А я под всемирной историей понимаю, весь процесс развития (прогресс), который находят свое отражение в истории любого государства. «В наличном бытии народа субстанциальна цель состоит в том, чтобы быть государством и поддерживать себя в качестве такового. Народ без государственного устройства не имеет собственно никакой истории, подобно народам, существовавшим еще до образования государства, и тем, которые еще и поныне существуют в качестве диких наций» [3].

Таким образом, история, представленная как саморазвитие, есть высший этап объективно-идеалистической философии.

Вывод, который нам позволяет сделать взгляды Гегеля, я думаю, заключается в следующем: «Развитие происходит всегда и везде и одним из факторов, обуславливающих развитие, является государство».

И если посмотреть на мысль Канта и Гегеля, то можно прийти к такому выводу, что государство, со своим суверенитетом, где провозглашаются и осуществляются права и свободы человека, человек, в свою очередь, наделен нравственными качествам, есть основополагающий фактор философской культуры развития человека, как личности, в условиях глобализации общества.

Таким образом, можно сделать вывод:

Вопрос, который я рассмотрел, на мой взгляд, очень актуален на сегодняшний день. Ведь, в современном обществе главным выступает личность. Я думаю, личность, которая формируется в условиях глобализации общества, есть главный фактор дальнейшего развития общества. И если она будет нести в себе нравственные качества, выдвинутые И. Кантом, соблюдать все законы, то будет процветать общество, в котором мы живем. Второй, не менее важный фактор-это государство, где соблюдаются и провозглашаются все права и свободы человека. Таким образом, на основе вышесказанного можно, сделать вывод о том, что формирование личности в условиях глобализации общества зависит от самой личности и государства.

 

Список литературы:
1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 397.
2. Кант И. Сочинения. М. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270. 
3. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. С.243.