Статья:

Первобытные религиозные представления на примере верований чукчей

Конференция: LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Елагин Г.Б. Первобытные религиозные представления на примере верований чукчей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30(60). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/30(60).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Первобытные религиозные представления на примере верований чукчей

Елагин Глеб Борисович
студент, Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В своем тексте «Чукчи» В.Г. Богораз рассматривает стадии развития первобытных религиозных представлений у человека. В качестве аргументации к выдвинутым им тезисам автор приводит структуру верований северных народов, особенно выделяя народ чукчей. В ходе наблюдения за бытом представителей данного народа автору с наибольшей точностью удается произвести исследование, так как чукчи представляют собой весьма многочисленный народ аборигенов, сохранивший традиции и архаичность быта и по сей день. В.Г. Богораз выделяет пять основных стадий развития первобытных религиозных представлений, в том числе и у чукчей.

Первой стадией, по Богоразу, является наделение окружающей среды, предметов, теми же свойствами, какими обладает человек. Для данной операции не имеет значения форма или участие вещей; камень или же природное явление, такое как гром, оживают в представление человека, находящегося на первой стадии. Приводя в пример чукчей, Богораз говорит о том, что камень, падающий с горы, имеет голос и тем самым грохотом, издаваемым им, несет злое намерение к человеку, на которого падает. Также камень за счет способности к голосу может убедить человека подобрать его и сделать амулетом.

На второй стадии человек развивает восприятие и пытается найти внешние сходства предмета и человеческого существа. Автор говорит, что человек с радостью воспринимает любые характерные черты, которые ему удалось приметить у предмета: например, несколько сучков у палена отождествляются с ногами или же руками. Богораз приводит в пример рассказы чукчей о мухоморах, образующих сильное племя, прорывающиеся из-под земли, дробя камни, а после приходя к пьяным людям в виде неказистых фигур.

Автор отмечает, что третья стадия вытекает из-за неполноты второй, человеку становится мало лишь внешних признаков для сравнения, рождается теория о двойной природе вещей. Суть такова, что предмет имеет свой обычный вид, а также другой, похожий на человека. Примером здесь служат инструменты быта, которые пока никто не видит, превращаются в людей и бродят, а потом вновь принимают облик орудий труда. Также Богораз говорит о том, что чукчи верят, будто амулеты и обереги по ночам превращаются в пастухов и следят за сохранностью скота, а наутро вновь принимают деревянный облик.

На четвертой стадии происходит существенное развитие мысли, заложенной в третьей стадии. Появляется разделение сущностей на внешние (видимые) и внутренние формы (их человеческий глаз не может распознать). Обнаружить сущность возможно лишь тогда, когда она сама выйдет из оболочки и предстанет в человеческом обличии. Данный этап характеризуется выявлением отличия материальной формы и жизненной силы, именуемой духом или же гением. В преданиях чукчей Богораз отметил легенду о каменных глыбах, которые когда-то были живыми созданиями, первыми из сотворенных в мире. Однако были они столь уродливы, что творец разозлился и навек превратил их в камень, а после создал людей и зверей. Так же стоит отметить фигуру шамана, которая особенно ярко выступает в рамках данного этапа. Шаман наделен сверхчеловеческими способностям, даром видеть сокрытое, передавать часть жизненной силы и путешествовать между мирами.

Для пятой стадии, на которой Богораз отмечает возникновение представлений о душе человека и ее способностях, шаман также имеет серьезное влияние, сохраняя прежние способности. Автор говорит о том, что душа заключена в нашем теле, однако имеет возможность покидать его во сне и путешествовать. Также на пятой стадии активно развивается концепция сверхъестественных существ, населяющих внешний мир. Приходит различение классов сверхъестественного на зловредных и благожелательных. Важным дополнением будет то, что на пятой стадии душа окончательно отделяется от материального объекта. В.Г. Богораз утверждает, что все пять стадий, будучи весьма простыми, возникают и развиваются почти одновременно.

Восприятие загробной жизни является неоднозначным у чукчей. Человек после смерти может попасть как в нижний мир, так и в верхний. И там, и там, пройдя через череду испытаний, он будет жить такой же жизнью, какой жил до этого на земле. Однако в загробных мирах существует множество особых правил, которые ставят строгие рамки пребывания там. Например, все то, что было в жизни на земле чужим или украденным, будет возвращено истинному хозяину, так что покойника собирают в последний путь лишь при своих вещах. Также среди испытаний, которые умерший проходит для начала новой жизни, есть прохождение через квази-миры: например, миры собак или же некие вариации небольших темных миров.

 

Список литературы: 
1. В.Г.Богораз. Чукчи. Религия. Глава I. Л., 1939. С.1-45.
2. Богораз-Тан В. Г. Распространение культуры на земле. – Рипол Классик, 2013.