Статья:

Дефицит любви как философская проблема

Конференция: XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Мучиринова Д.С., Ковалева Ю.П. Дефицит любви как философская проблема // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(19).pdf (дата обращения: 19.11.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дефицит любви как философская проблема

Мучиринова Дарина Сергеевна
студент Волгоградский Государственный Университет Институт Права, РФ, г. Волгоград
Ковалева Юлия Павловна
студент Волгоградский Государственный Университет Институт Права, РФ, г. Волгоград
Шевченко Андрей Юрьевич
научный руководитель, канд. филос. наук, Волгоградский Государственный Университет, РФ, г. Волгоград

 

Безусловно, то или иное понимание любви в разные эпохи обусловливалось господствующей идеологией. В рамках определенной системы мировоззрения понятие любви могло присутствовать в языке эпохи только отдельными смысловыми гранями. И все же, как нам кажется, теории любви в европейской философии развивались в русле системы, являющейся результатом деятельности древнегреческих мыслителей. В качестве одной из характерных черт западного понимания любви можно назвать тенденцию к распаду любви на эрос и агапэ, которая имеет место в философии Платона. Чтобы избегать недопонимания, древние греки использовали разные термины для обозначения чувственной любви, дружеской симпатии, нежной привязанности и самоотверженной любви. Платон пошел дальше и взглянул на любовь в нравственно-философском ключе. [2]

Платоновское разделение бытия на мир идей и мир вещей распространилось и на любовь, в которой появились две стороны: низкая и высокая, мудрая и безумная, телесная и духовная. Настоящая любовь, по Платону, представляет собой порыв к бессмертию, стремление из несовершенного мира в совершенный, тоску по Абсолюту. Тем самым в трудах Платона закладывается фундамент для теории любви, разрабатываемой в работах христианских богословов Средневековья.

Христианская любовь, заключающаяся в жертве, отказе от себя во имя другого, является условием соединения с Богом. Через земную любовь к ближнему познается любовь духовная, то есть по сути перед нами трансформация платоновских воззрений.

И раннехристианские мыслители, и византийские отцы церкви акцентировали внимание на любви ко всему живому как на возможности познания духовного мира, последней истины и божественной любви. Здесь мы снова обнаруживаем связь с философией Платона, для которого любовь есть тяга к прекрасному, а самое прекрасное – это мир вечных и неизменных идей, абсолютной истины, добра и красоты.

Раздвоенность человека, пребывание его сразу в двух мирах подвигает человека к обретению целостности, а это возможно через любовь: «Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней». Двойственность любви, ее плотское и духовное измерения остаются основным предметом философских размышлений от эпохи Ренессанса и до наших дней. [2]

Эпоха Возрождения рассматривает любовь с точки зрения неоплатонизма и гедонизма. Неоплатоник М.Фичино выстраивает вертикальную иерархию видов любви, среди которых любовь равного к равному, низшего к высшему и высшего к низшему. И снова высшей ступенью любви объявляется гуманистическое отношение к другому. В другом направлении мыслит Д.Бруно, наиболее яркий представитель ренессансного мировоззрения, для которого любовь – это все. В философии Бруно силен уже знакомый нам мотив познания, только в данном случае оно направлено на Природу, которой приписываются те же атрибуты, что и Богу: вечность, бесконечность, мощь, совершенство.

Новое время внесло свои коррективы в определение любви, подчеркивая психолого-механистическую ее сторону. Любовь по воле Гоббса, Локка, Кондильяка становится всего лишь сильной тягой к приятному, и под приятным подразумевается прежде всего явления материального мира. Если Б.Паскаль вслед за Августином, утверждавшим, что истинная любовь может быть только к Богу, так же отождествляет любовь с познанием Бога, то Б.Спиноза и Р.Декарт причисляют ее к роду страстей, выраженных в желании соединения с объектом любви, то есть дают ей эмоциональное объяснение.

Потребность в любви базовая. Она возникает, когда удовлетворены физиологические потребности и потребность в безопасности. Умение любить - это не только получать, а и чувствовать необходимость отдавать другому человеку. А как отдать то, чего нет?

Дефицит любви можно рассматривать на разных уровнях: физическом, социальном, психоэмоциональном. Иногда так случается, что люди вообще не знают, что такое - любить. При этом если человек сам не испытал чувства любви и теплоты, то не то, что другим, но и своим близким он не может его дать.

Другой вариант: чрезмерное желание получать любовь. Такие личности остро переживают отсутствие друзей или партнёра, поэтому жадно стремятся завязать отношения с людьми ради места в группе или семье. Сильно развитая, иногда навязчивая привязанность к людям или вещам позволяет им создавать для себя как бы иллюзию «опоры» и принятия в обществе. 
По сути дела, обе модели поведения - две стороны одной медали: дефицита любви в детстве. [1]

Люди, которые в раннем возрасте не получили тепла и любви, испытывают так называемую «эмоциональную депривацию». Понятие «любовь» у них искажено, а чувства словно законсервированы. И тогда одни из этих людей, компенсируя дефицит любви, то и дело привязываются к чужим людям и называют это любовью, другие, наоборот, тяжело проявляют свои эмоции и испытывают одиночество.

Дефицит любви деформирует личность и формирует опасные для здоровья зависимости, коих великое множество. Среди них алкогольная, наркотическая, компьютерная, профессиональная и даже... любовная.

Родители, не скупитесь на любовь и ласку! Есть множество причин, по которым ребёнок в детстве был лишён ласки и тепла. Самое парадоксальное, что дефицит этих жизненно важных эмоций очень часто сегодня испытывают дети из полных и внешне благополучных семей.

Как известно, поведение ребёнка - это проекция его взаимоотношений с родителями. На сегодняшний день нам приходится наблюдать большое количество разрушенных или разрушающихся семей, где ребёнок воспитывается не благодаря теплу и любви взрослых, а вопреки этому. Неужели человек не может прожить без любви?

Если рассматривать на психологическом уровне, то потребность в любви - врождённая. Например, психически нездоровые дети постоянно нуждаются в психоэмоциональной подпитке. Проблема в том, что у них нет чувства меры и насыщения. Но если это психически и интеллектуально здоровый человек, то тут опять нужно возвращаться к семейному воспитанию.

Тем, кто вырос без любви и ласки, малейший интерес и внимание к ним со стороны противоположного пола дает повод думать: «Меня любят, я нужен». Не осознавая объективности ситуации, человек начинает «залипать». Часто девочки из таких семей в браке становятся жертвами насилия. Во-первых, они нашли себе подобного (агрессоры в детстве зачастую сами претерпевали насилие), во-вторых, у них искаженное восприятие «любви» (бьёт - значит, любит). Говоря о любви, человек всегда ищет себе подобного. По большому счету, влюбляемся мы в самих себя. Человек тянется к тому, в чьём образе он находит что-то себе близкое.

 

Список литературы:
1. Николина, О. И. Новое понимание творчества в современной культуре на примере феноменов любви, игры, смерти// Творческая личность: субъект и объект культуросообразной деятельнос- ти : моногр. : материалы III Рос. культуролог. конгресса с междунар. участием «Креативность в пространстве традиции и инновации». С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии ; отв. ред. : Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина, М. И. Марчук. СПб. Эйдос.2013. 362 c. 
2. Шевченко А.Ю. Любовь как условие целостности человека: диссертация ... кандидата философских наук. ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». Волгоград. 2014. 150 с.