Дефицит любви как философская проблема
Конференция: XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Философия
XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Дефицит любви как философская проблема
Безусловно, то или иное понимание любви в разные эпохи обусловливалось господствующей идеологией. В рамках определенной системы мировоззрения понятие любви могло присутствовать в языке эпохи только отдельными смысловыми гранями. И все же, как нам кажется, теории любви в европейской философии развивались в русле системы, являющейся результатом деятельности древнегреческих мыслителей. В качестве одной из характерных черт западного понимания любви можно назвать тенденцию к распаду любви на эрос и агапэ, которая имеет место в философии Платона. Чтобы избегать недопонимания, древние греки использовали разные термины для обозначения чувственной любви, дружеской симпатии, нежной привязанности и самоотверженной любви. Платон пошел дальше и взглянул на любовь в нравственно-философском ключе. [2]
Платоновское разделение бытия на мир идей и мир вещей распространилось и на любовь, в которой появились две стороны: низкая и высокая, мудрая и безумная, телесная и духовная. Настоящая любовь, по Платону, представляет собой порыв к бессмертию, стремление из несовершенного мира в совершенный, тоску по Абсолюту. Тем самым в трудах Платона закладывается фундамент для теории любви, разрабатываемой в работах христианских богословов Средневековья.
Христианская любовь, заключающаяся в жертве, отказе от себя во имя другого, является условием соединения с Богом. Через земную любовь к ближнему познается любовь духовная, то есть по сути перед нами трансформация платоновских воззрений.
И раннехристианские мыслители, и византийские отцы церкви акцентировали внимание на любви ко всему живому как на возможности познания духовного мира, последней истины и божественной любви. Здесь мы снова обнаруживаем связь с философией Платона, для которого любовь есть тяга к прекрасному, а самое прекрасное – это мир вечных и неизменных идей, абсолютной истины, добра и красоты.
Раздвоенность человека, пребывание его сразу в двух мирах подвигает человека к обретению целостности, а это возможно через любовь: «Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней». Двойственность любви, ее плотское и духовное измерения остаются основным предметом философских размышлений от эпохи Ренессанса и до наших дней. [2]
Эпоха Возрождения рассматривает любовь с точки зрения неоплатонизма и гедонизма. Неоплатоник М.Фичино выстраивает вертикальную иерархию видов любви, среди которых любовь равного к равному, низшего к высшему и высшего к низшему. И снова высшей ступенью любви объявляется гуманистическое отношение к другому. В другом направлении мыслит Д.Бруно, наиболее яркий представитель ренессансного мировоззрения, для которого любовь – это все. В философии Бруно силен уже знакомый нам мотив познания, только в данном случае оно направлено на Природу, которой приписываются те же атрибуты, что и Богу: вечность, бесконечность, мощь, совершенство.
Новое время внесло свои коррективы в определение любви, подчеркивая психолого-механистическую ее сторону. Любовь по воле Гоббса, Локка, Кондильяка становится всего лишь сильной тягой к приятному, и под приятным подразумевается прежде всего явления материального мира. Если Б.Паскаль вслед за Августином, утверждавшим, что истинная любовь может быть только к Богу, так же отождествляет любовь с познанием Бога, то Б.Спиноза и Р.Декарт причисляют ее к роду страстей, выраженных в желании соединения с объектом любви, то есть дают ей эмоциональное объяснение.
Потребность в любви базовая. Она возникает, когда удовлетворены физиологические потребности и потребность в безопасности. Умение любить - это не только получать, а и чувствовать необходимость отдавать другому человеку. А как отдать то, чего нет?
Дефицит любви можно рассматривать на разных уровнях: физическом, социальном, психоэмоциональном. Иногда так случается, что люди вообще не знают, что такое - любить. При этом если человек сам не испытал чувства любви и теплоты, то не то, что другим, но и своим близким он не может его дать.
Другой вариант: чрезмерное желание получать любовь. Такие личности остро переживают отсутствие друзей или партнёра, поэтому жадно стремятся завязать отношения с людьми ради места в группе или семье. Сильно развитая, иногда навязчивая привязанность к людям или вещам позволяет им создавать для себя как бы иллюзию «опоры» и принятия в обществе.
По сути дела, обе модели поведения - две стороны одной медали: дефицита любви в детстве. [1]
Люди, которые в раннем возрасте не получили тепла и любви, испытывают так называемую «эмоциональную депривацию». Понятие «любовь» у них искажено, а чувства словно законсервированы. И тогда одни из этих людей, компенсируя дефицит любви, то и дело привязываются к чужим людям и называют это любовью, другие, наоборот, тяжело проявляют свои эмоции и испытывают одиночество.
Дефицит любви деформирует личность и формирует опасные для здоровья зависимости, коих великое множество. Среди них алкогольная, наркотическая, компьютерная, профессиональная и даже... любовная.
Родители, не скупитесь на любовь и ласку! Есть множество причин, по которым ребёнок в детстве был лишён ласки и тепла. Самое парадоксальное, что дефицит этих жизненно важных эмоций очень часто сегодня испытывают дети из полных и внешне благополучных семей.
Как известно, поведение ребёнка - это проекция его взаимоотношений с родителями. На сегодняшний день нам приходится наблюдать большое количество разрушенных или разрушающихся семей, где ребёнок воспитывается не благодаря теплу и любви взрослых, а вопреки этому. Неужели человек не может прожить без любви?
Если рассматривать на психологическом уровне, то потребность в любви - врождённая. Например, психически нездоровые дети постоянно нуждаются в психоэмоциональной подпитке. Проблема в том, что у них нет чувства меры и насыщения. Но если это психически и интеллектуально здоровый человек, то тут опять нужно возвращаться к семейному воспитанию.
Тем, кто вырос без любви и ласки, малейший интерес и внимание к ним со стороны противоположного пола дает повод думать: «Меня любят, я нужен». Не осознавая объективности ситуации, человек начинает «залипать». Часто девочки из таких семей в браке становятся жертвами насилия. Во-первых, они нашли себе подобного (агрессоры в детстве зачастую сами претерпевали насилие), во-вторых, у них искаженное восприятие «любви» (бьёт - значит, любит). Говоря о любви, человек всегда ищет себе подобного. По большому счету, влюбляемся мы в самих себя. Человек тянется к тому, в чьём образе он находит что-то себе близкое.