Статья:

Формирование критического мышления студентов педагогического вуза

Конференция: CXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Тулемисова Д.З. Формирование критического мышления студентов педагогического вуза // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(124). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(124).pdf (дата обращения: 04.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование критического мышления студентов педагогического вуза

Тулемисова Диана Зиятдиновна
студент, Сургутский государственный педагогический университет РФ, г. Сургут

 

В законе «Об Образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) указывается о духовно-нравственном развитие и воспитание обучающихся, которые активно, заинтересованно познают мир, осознают ценность труда, науки и творчества, умеют учиться, понимают важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способны применять полученные знания на практике.

Решением данной проблемы является необходимость формирования к развития критического мышления у будущих педагогов (далее КМ): способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, независимость в получении необходимых знаний, выявление проблем, возникающих в реальности, поиск путей их решения, используя современные технологии и избирательно (критично) работать с информацией, анализ, выдвижение гипотез решения проблем, обобщение, выдвижение аналогий, выстраивание закономерностей, создание аргументированных выводов и применение их для решения новых проблем).

Формирование у студентов КМ данной технологией должна базироваться на таких началах, а также ряде иных принципов:

  • соразмерности применения технологии КМ типу занятия;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип образованности педагога и обученности его по данной теме;
  • возможность применения технологии на практике;
  • соответствие требованиям современных образовательных стандартов и др.

Выделим уровни готовности будущих педагогов к развитию КМ:

  • информационно-ознакомительный;
  • профессионально-теоретический;
  • профессионально-деятельностный;
  • рефлексивно-диагностический [1, с. 52].

Разделим уровни по следующим показателям:

  • уровень владения критически-педагогическим мышлением;
  • целенаправленное знакомство с теорией развития КМ студентов и её применение;
  • направленность студента на овладение теоретическими основами КМ и методикой его развития;
  • умение целенаправленно применять на практике знания о сущности КМ и методы его развития у обучающихся;
  • умение осуществлять рефлексию процесса развития КМ обучающихся и диагностику его уровней.

Преподаватель в современной системе образования необходимо:

  • уметь проектировать собственную деятельность;
  • творчески подходить к организации личного плана «вживую» в реальном учебном процессе;
  • рефлексировать свою работу.

Педагог, готовясь к учебному делу обязан поочередно исполнить ряд поступков, подчиненных совокупным правилам, обеспечивающим результативность проведенного занятия.

Отметим главные из составляющих последовательности:

  1. Разработка занятия проводится в согласовании с темой, или же разделом определенными образовательной программой.
  2. Впоследствии определения темы необходимо обозначить цель учебного занятия на базе программы, методических пособий, дополнительной литературы.
  3. В цели учебного занятия выражается главный итог, к которому обязаны устремляться обучающиеся и педагог.

На этапе определения форм и способов учебного занятия преподавателю необходимо понимать, выбирая способ изучения, человеком присваивается его личная функциональная работа.

Способ обучения (от греч. metodos ‒ практический путь к чему-либо) ‒ это упорядоченная работа педагога и обучающегося, нацеленная на достижение данной цели обучения [2, с.163].

Способы обучения разделяют на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения) [3].

К необходимым аспектам выбора способов относятся еще особенности обучаемых; специфичность содержания учебного материала; особенности критериев, в которых учатся люди и ряд иных.

Кроме того, что нужно квалифицировать преподавателю ‒ межпредметные связей и материально-техническое оборудование.

После идёт стадия разработки хода учебного занятия. Более комфортная конфигурация для представления хода занятия ‒ таблица, которой отражены стадия урока, работа педагога на данной стадии и работа обучающегося в соответствии с этим.

Учебное занятие возможно поделить на 5 основных этапов: организационный, мотивационный, исследование нового материала, подведение результатов занятия (рефлексия) и домашнюю работу.

Определенное количество часов выделяется на самостоятельную работу обучающихся, которая посвящена более глубокому исследованию вопросов изучаемого курса. Данная работа включает в себя сбор материалов, подготовку отчетов и ответов на отдельные вопросы (для выступления на семинарах).

Последним рубежом разработки учебного занятия считается запись учебного занятия в согласовании с требованиями:

  • цель, задача и содержание учебного занятия с акцентом на дидактические задачи;
  • краткое описание содержания материала;
  • организация учебно-познавательной работы обучающихся: методы и способы обучения;
  • актуализация знаний обучающихся, посредством системы заданий;
  • контроль и корректировка к познанию и умению практического воздействия при планировании на уроке учебно-познавательных и практических задач.

При составление технологических карт нет строгих правил, в связи с чем, педагог может проявить индивидуальный подход, но присутствие следующих компонентов обязательное условие: цели и задачи, вид занятия, оборудование, содержание, этапы, период временных рамок, способы и методы обучения.

Рассмотрев теоретические аспекты и обоснование исследования, сформулировали процесс формирования и развития КМ студентов и представили в виде модели, которая состоит из компонентов: условия подготовки, субъекты подготовки, цель, принципы, содержание подготовки и её виды, этапы, технологическое обеспечение и результат, а также из взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.

 

Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский.  СПб.: Питер, 2017.  432 с. 
2. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А.Н. Леонтьев.  СПб.: Смысл, 2010.  511 с.
3. Смирнова, И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 20.02.2021).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения: 10.03.2021).