Формирование критического мышления студентов педагогического вуза
Конференция: CXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Философия
CXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование критического мышления студентов педагогического вуза
В законе «Об Образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) указывается о духовно-нравственном развитие и воспитание обучающихся, которые активно, заинтересованно познают мир, осознают ценность труда, науки и творчества, умеют учиться, понимают важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способны применять полученные знания на практике.
Решением данной проблемы является необходимость формирования к развития критического мышления у будущих педагогов (далее КМ): способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, независимость в получении необходимых знаний, выявление проблем, возникающих в реальности, поиск путей их решения, используя современные технологии и избирательно (критично) работать с информацией, анализ, выдвижение гипотез решения проблем, обобщение, выдвижение аналогий, выстраивание закономерностей, создание аргументированных выводов и применение их для решения новых проблем).
Формирование у студентов КМ данной технологией должна базироваться на таких началах, а также ряде иных принципов:
- соразмерности применения технологии КМ типу занятия;
- принцип индивидуализации;
- принцип образованности педагога и обученности его по данной теме;
- возможность применения технологии на практике;
- соответствие требованиям современных образовательных стандартов и др.
Выделим уровни готовности будущих педагогов к развитию КМ:
- информационно-ознакомительный;
- профессионально-теоретический;
- профессионально-деятельностный;
- рефлексивно-диагностический [1, с. 52].
Разделим уровни по следующим показателям:
- уровень владения критически-педагогическим мышлением;
- целенаправленное знакомство с теорией развития КМ студентов и её применение;
- направленность студента на овладение теоретическими основами КМ и методикой его развития;
- умение целенаправленно применять на практике знания о сущности КМ и методы его развития у обучающихся;
- умение осуществлять рефлексию процесса развития КМ обучающихся и диагностику его уровней.
Преподаватель в современной системе образования необходимо:
- уметь проектировать собственную деятельность;
- творчески подходить к организации личного плана «вживую» в реальном учебном процессе;
- рефлексировать свою работу.
Педагог, готовясь к учебному делу обязан поочередно исполнить ряд поступков, подчиненных совокупным правилам, обеспечивающим результативность проведенного занятия.
Отметим главные из составляющих последовательности:
- Разработка занятия проводится в согласовании с темой, или же разделом определенными образовательной программой.
- Впоследствии определения темы необходимо обозначить цель учебного занятия на базе программы, методических пособий, дополнительной литературы.
- В цели учебного занятия выражается главный итог, к которому обязаны устремляться обучающиеся и педагог.
На этапе определения форм и способов учебного занятия преподавателю необходимо понимать, выбирая способ изучения, человеком присваивается его личная функциональная работа.
Способ обучения (от греч. metodos ‒ практический путь к чему-либо) ‒ это упорядоченная работа педагога и обучающегося, нацеленная на достижение данной цели обучения [2, с.163].
Способы обучения разделяют на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения) [3].
К необходимым аспектам выбора способов относятся еще особенности обучаемых; специфичность содержания учебного материала; особенности критериев, в которых учатся люди и ряд иных.
Кроме того, что нужно квалифицировать преподавателю ‒ межпредметные связей и материально-техническое оборудование.
После идёт стадия разработки хода учебного занятия. Более комфортная конфигурация для представления хода занятия ‒ таблица, которой отражены стадия урока, работа педагога на данной стадии и работа обучающегося в соответствии с этим.
Учебное занятие возможно поделить на 5 основных этапов: организационный, мотивационный, исследование нового материала, подведение результатов занятия (рефлексия) и домашнюю работу.
Определенное количество часов выделяется на самостоятельную работу обучающихся, которая посвящена более глубокому исследованию вопросов изучаемого курса. Данная работа включает в себя сбор материалов, подготовку отчетов и ответов на отдельные вопросы (для выступления на семинарах).
Последним рубежом разработки учебного занятия считается запись учебного занятия в согласовании с требованиями:
- цель, задача и содержание учебного занятия с акцентом на дидактические задачи;
- краткое описание содержания материала;
- организация учебно-познавательной работы обучающихся: методы и способы обучения;
- актуализация знаний обучающихся, посредством системы заданий;
- контроль и корректировка к познанию и умению практического воздействия при планировании на уроке учебно-познавательных и практических задач.
При составление технологических карт нет строгих правил, в связи с чем, педагог может проявить индивидуальный подход, но присутствие следующих компонентов обязательное условие: цели и задачи, вид занятия, оборудование, содержание, этапы, период временных рамок, способы и методы обучения.
Рассмотрев теоретические аспекты и обоснование исследования, сформулировали процесс формирования и развития КМ студентов и представили в виде модели, которая состоит из компонентов: условия подготовки, субъекты подготовки, цель, принципы, содержание подготовки и её виды, этапы, технологическое обеспечение и результат, а также из взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.