Что такое счастье?
Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Философия
CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Что такое счастье?
Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: «Что такое счастье?» Не секрет, что этим люди озадачиваются с давних времен. Вспомним размышления непальского философа Будды: «Нет пути к счастью: счастье – это путь», или высказывание Аристотеля, что «счастье зависит от нас самих» [2]. Эти высказывания свидетельствуют о том, что вопрос понимания счастья относится к разряду вечных проблем, довольно сложных и неоднозначных. Неслучайно это понятие рассматривается в разных сферах жизни человека.
На наш взгляд, интересно происхождение слова «счастье». Существует легенда, что это слово своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье» [6].
Обратимся теперь к лексическому значению слова «счастье». Словарь Д.Н. Ушакова дает такую трактовку: «Счастье – состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью» [8]. Ключевыми словами этой фразы можно считать «довольство», «благополучие», «радость». Но для всех ли людей эти слова ассоциируются со счастьем? Обратимся к философской трактовке счастья. Итак, счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Польский исследователь Владислав Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью [7]. Таким образом, философское представление о счастье включает в себя два компонента: 1) то, что зависит от самого субъекта и 2) то, что от него не зависит и определяется внешними условиями.
Интересна трактовка счастья с точки зрения нейрофизиологии. Измерить счастье невозможно, но можно изучить процессы, происходящие в мозге, когда мы испытываем положительные эмоции. Счастье, утверждают ученые, очень индивидуально. Субъективное переживание счастья можно разделить на два сравнительно объективных компонента: эмоциональный (интенсивность плохих и хороших эмоций) и когнитивный (целостность нашего сознания). В «рецепт» счастливой жизни, такими образов входят два компонента: положительные эмоции (и, как частность, отсутствие отрицательных эмоций) и чувство осмысленности того, что происходит в окружающем мире и с нами самими [9]. Исходя из объяснений нейрофизиологов, счастье во многом зависит от самого человека и от условий, в которые ставит его жизнь.
В литературе также ставится вопрос о счастье. Поскольку литературное творчество считается отражением жизни, то высказывания писателей и поэтов будут интересны с точки зрения народного понимания рассматриваемой проблемы. «Давно уже отмечено умными людьми, что счастье – как здоровье: когда оно налицо – его не замечаешь. Но когда пройдут годы, - как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!» - цитата из произведения М.А. Булгакова «Записки юного врача» отражает распространенное мнение о том, что счастье кроется в простых вещах, в отсутствии несчастья. Также считается, что человек не может построить своё счастье в одиночестве, эту мысль подтверждает Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго»: «Счастье обособленное не есть счастье». А фрагмент из дневника Александра Вампилова доказывает, что любовь ассоциируется со счастьем во все времена: «Что такое, собственно, счастье? Для молодого человека с фантазией и эмоциями – это жить в шумном городе, где есть такой дворик и дом: вечером нажал кнопку – выбегает любимая девушка» [4]. Индивидуальность счастья и умение его находить отражены в стихотворении Эдуарда Асадова «Что такое счастье?»:
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека [1].
Как видим, Эдуард Аркадьевич дает образное определение счастью и уверен в том, что оно не может быть одинаковым для разных людей, оно, действительно, «разного роста» и для каждого оно свое.
Итак, счастье – понятие субъективное. Каждый вкладывает в него свое понимание, для каждого оно проявляется по-разному и в разном. Размышляя над этой вечной проблемой, мы заинтересовались тем, как трактует счастье молодое поколение жителей нашего города. Нас взволновал вопрос: «Считают ли молодые череповчане себя счастливыми?» Перед тем, как начать сбор информации, мы определились с целевой аудиторией. Нами было принято решение выбрать респондентов юношеского возраста.
Юность – период в развитии соответствует переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют:
- раннюю юность (старший школьный возраст – от 15 до 18 лет);
- позднюю юность (от 18 до 23 лет) [3].
Почему мы выбрали для исследования именно людей юношеского возраста? Дело в том, что в данный возрастной период личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах. В период юношеского возраста у человека происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания [10]. Поэтому проблема личного счастья для юношей и девушек особенно актуальна.
Для того чтобы собрать интересующий нас материал, мы разработали вопросы, которые должны были задать респондентам: 1) Каков Ваш возраст? 2)Что такое счастье, на Ваш взгляд? 3)Счастливы ли Вы?
В качестве методов сбора необходимой информации мы выбрали анкетирование и интервьюирование. Представители раннего юношеского возраста – учащиеся 9-11 классов заполняли анкеты, а молодые люди 18-23 лет, по большей части студенты, отвечали на вопросы устно в рамках короткого интервью. Результаты исследования показались нам интересными. Так, в опросе приняли участие 250 человек. Среди них школьники старших классов (ранняя юность) - 150, студенты и молодежь (поздняя юность) - 100.
Проанализировав все высказывания, мы выделили следующие критерии счастья для школьников:
- благополучие близких и поддержка с их стороны;
- комфорт, покой, эмоциональная стабильность;
- любовь, любимый человек;
- достаток;
- радостные моменты в жизни;
- свобода;
- здоровье;
- общение с друзьями;
- любимое дело, хорошая работа;
- достижение целей;
- жизнь вообще;
- свободное время и отдых;
- личная польза для общества;
- достаточный сон;
- уверенность в завтрашнем дне;
- жизнь без войны;
- хорошие отметки по предметам;
- еда;
- хорошая погода;
- домашние животные.
Критерии студенческого счастья выглядят следующим образом:
- благополучие близких;
- достаточный сон;
- любимое дело;
- любовь и любимый человек;
- комфорт и гармония;
- свободное время и отдых;
- еда;
- здоровье;
- жизнь без проблем;
- дружба;
- достаток и наличие доходов;
- саморазвитие;
- личная польза для общества;
- хорошая погода;
- общение;
- сдача сессии;
- осуществление мечты;
- домашние животные.
Таким образом, мы можем увидеть, что у раннего и позднего юношества критерии счастья в большей степени совпадают, но наблюдаются некоторые несоответствия по позиции в рейтинге.
Итак, проранжируем составляющие счастливой жизни школьников (период ранней юности) и студентов (поздняя юность). Больше всего опрашиваемых в качестве признаков личного счастья назвали благополучие близких, комфортные отношения в семье – 32,7%. У студентов этот показатель составляет 26%. Это говорит о том, что для той и другой категории молодых людей важной составляющей счастья является дом и семья: родители, братья, сестры. Респонденты дорожат отношениями с близкими родственниками. У студентов этот показатель ниже потому, что многие из них живут отдельно от родителей и, следовательно, меньше с ними проводят время.
Вторую позицию у школьников занимает комфорт, покой, эмоциональная стабильность (25,3%). У студентов же этот показатель имеет всего 8% и не занимает лидирующего места. А вторая позиция у них – сон (19%). Можно предположить, что этот выбор обуславливается обстоятельствами жизни обеих категорий юношества: школьникам важно стабилизировать эмоции, связанные с ЕГЭ и выбором дальнейшего профессионального пути; а студенты определились с выбором вуза, многие нашли работу, участвуют в общественной деятельности, и поэтому часто им не хватает времени на полноценный сон.
Третьей позицией в рейтинге школьников является любовь и отношения с противоположным полом (14,7%). К слову сказать, у студентов этот критерий на пятом месте (10%), а на третьем все-таки – успехи в различных сферах деятельности (14%). На наш взгляд, вполне объяснимо, что для раннего юношества любовь занимает лидирующую позицию в определении личного счастья. В соответствии с возрастными особенностями, внимание к противоположному полу особенно ярко проявляется именно в этот период. А в позднем юношестве в основном люди уже испытали первую влюбленность, и этот критерий счастья, не теряя своей актуальности, все же сдает первые позиции.
Далее обратимся к критериям счастья, которые не занимают первые позиции, но часто упоминаются респондентами. Так, например, 18% старшеклассников считают за счастье жить в достатке. Этот критерий также встречается и в ответах студентов, хотя процент значительно меньший (5%). Это можно объяснить тем, что школьники еще пока не имеют дохода и живут за счет родителей, у учащихся вузов есть стипендия, а также возможность устроиться на работу. Именно наличие работы и возможность совмещать ее с учебой и мыслится как счастье.
Еще одним распространенным критерием счастья является умение радоваться жизни и простым вещам (11,3% - у школьников, 9% - у студентов). Количество выбравших этот аспект счастья соотносимо и объясняется юношеским возрастом, необремененностью повседневными проблемами, предвкушением счастливого будущего.
Еще одной составляющей счастья является свобода. Кстати, этот критерий встречается только у старшеклассников (10%). И это, на наш взгляд, тоже неслучайно. У школьников в этот период наблюдается стремление к самостоятельности, а родители и педагоги зачастую осуществляют строгий контроль их действий. Вот почему ребята считают за счастье освободиться от опеки взрослых, поступать так, как они хотят. Но приходит время, школьники становятся совершеннолетними, поступают в иногородние вузы и становятся вполне самостоятельными и, в конце концов, понимают, что свобода не так уж и сладостна.
Просмотрев материалы опроса, мы также отметили, что фактором счастья у молодежи является и здоровье (9,3% и 6%). На первый взгляд, процент невелик, это также объясняется возрастными особенностями респондентов. В отличие от взрослых, проблем со здоровьем у людей юного возраста меньше, и поэтому этот критерий не занимает лидирующих позиций.
Продолжая анализировать ответы молодых людей, мы обратили внимание на самые непопулярные представления о личном счастье. Среди них наличие домашних питомцев (2%), чтение книг(2%), хорошая успеваемость на уроках (2%). В среде школьников встречаются единичные ответы, где счастьем они считают отмену школьных занятий или отличные отметки за контрольную работу по наиболее трудному предмету. У студентов мы наблюдаем похожую картину: иметь домашнее животное (3%), сдать сессию (4%), удобное расписание (3%).
Итак, проанализировав критерии личного счастья людей молодого возраста, мы пришли к выводу о том, что и для школьников, и для студентов понимание счастья в целом совпадает, различается лишь место в рейтинге популярности ответов. Счастье для людей ранней молодости заключается в благополучии близких и поддержке с их стороны; комфорте, покое, эмоциональной стабильности; в любви и любимых людях. Для людей поздней молодости первые три позиции в понимании счастья следующие: благополучие близких; достаточный сон; любимое дело. К сожалению, мы выявили респондентов той и другой категории, которые затруднились с определением личного счастья, заявив о том, что они никогда об этом не задумывались.
Определив, что подразумевают под личным счастьем опрашиваемые, мы заинтересовались: считают ли себя счастливыми молодые люди. Сначала мы предположили, что этот вопрос будет решаться положительно, поскольку возраст 15-20 лет по традиции принято считать самым счастливым периодом жизни человека. Именно в это время люди здоровы, полны надежд на будущее, мечтают о любви и карьере. Но опрос показал, что среди череповецкой молодежи 61,3% счастливых школьников, 81% - студентов. Несчастными себя назвали 19,3% старшеклассников и 7% учащихся вузов. Среди опрашиваемых нашлись люди, которые затруднились отнести себя к той или иной категории (19,3% и 12%). Среди людей поздней юности счастливых оказалось больше. Это можно объяснить тем, что у них потихоньку проходит юношеский максимализм, характерный для школьников 15-18 лет. В ранней юности люди, сопоставляя свою жизнь с жизнью своих счастливых кумиров, часто приходят к выводу об отсутствии желаемого счастья у себя.
Итак, в процессе работы над темой «Проблема личного счастья» мы пришли к выводу, что дать точное определение этому понятию очень сложно. Тем не менее, изучив высказывания о счастье представителей разных сфер жизни, мы обнаружили общие характеристики данного понятия: индивидуальность и субъективность. Опросив 250 молодых людей, выяснили, что для людей в ранней молодости счастье в благополучии близких и поддержке с их стороны; комфорте, покое, эмоциональной стабильности; в любви и любимых людях. А люди в поздней молодости считают личным счастьем благополучие близких, достаточный сон, любимое дело. Среди наших респондентов в основном счастливые люди. Как мы выяснили, число обладателей счастья выше среди студентов, нежели школьников. Этот факт прекрасно подтверждает слова американского писателя Уэйна Дайера о том, что «не существует пути к счастью, счастье – это и есть путь»[2].