Статья:

Что такое счастье?

Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Алешина Д.А. Что такое счастье? // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(125). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(125).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Что такое счастье?

Алешина Дарья Александровна
студент, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповецк
Смирнова Ольга Вениаминовна
научный руководитель, канд. филос. наук, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповецк

 

Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: «Что такое счастье?» Не секрет, что этим люди озадачиваются с давних времен. Вспомним размышления непальского философа Будды: «Нет пути к счастью: счастье – это путь», или высказывание Аристотеля, что «счастье зависит от нас самих» [2]. Эти высказывания свидетельствуют о том, что вопрос понимания счастья относится к разряду вечных проблем, довольно сложных и неоднозначных. Неслучайно это понятие рассматривается в разных сферах жизни человека.

На наш взгляд, интересно происхождение слова «счастье». Существует легенда, что это слово своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье» [6].

Обратимся теперь к лексическому значению слова «счастье». Словарь Д.Н. Ушакова дает такую трактовку: «Счастье – состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью» [8]. Ключевыми словами этой фразы можно считать «довольство», «благополучие», «радость». Но для всех ли людей эти слова ассоциируются со счастьем? Обратимся к философской трактовке счастья. Итак, счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Польский исследователь Владислав Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью [7]. Таким образом, философское представление о счастье включает в себя два компонента: 1) то, что зависит от самого субъекта и 2) то, что от него не зависит и определяется внешними условиями.

Интересна трактовка счастья с точки зрения нейрофизиологии. Измерить счастье невозможно, но можно изучить процессы, происходящие в мозге, когда мы испытываем положительные эмоции. Счастье, утверждают ученые, очень индивидуально. Субъективное переживание счастья можно разделить на два сравнительно объективных компонента: эмоциональный (интенсивность плохих и хороших эмоций) и когнитивный (целостность нашего сознания). В «рецепт» счастливой жизни, такими образов входят два компонента: положительные эмоции (и, как частность, отсутствие отрицательных эмоций) и чувство осмысленности того, что происходит в окружающем мире и с нами самими [9]. Исходя из объяснений нейрофизиологов, счастье во многом зависит от самого человека и от условий, в которые ставит его жизнь.

В литературе также ставится вопрос о счастье. Поскольку литературное творчество считается отражением жизни, то высказывания писателей и поэтов будут интересны с точки зрения народного понимания рассматриваемой проблемы. «Давно уже отмечено умными людьми, что счастье – как здоровье: когда оно налицо – его не замечаешь. Но когда пройдут годы, - как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!» - цитата из произведения М.А. Булгакова «Записки юного врача» отражает распространенное мнение о том, что счастье кроется в простых вещах, в отсутствии несчастья. Также считается, что человек не может построить своё счастье в одиночестве, эту мысль подтверждает Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго»: «Счастье обособленное не есть счастье». А фрагмент из дневника Александра Вампилова доказывает, что любовь ассоциируется со счастьем во все времена: «Что такое, собственно, счастье? Для молодого человека с фантазией и эмоциями – это жить в шумном городе, где есть такой дворик и дом: вечером нажал кнопку – выбегает любимая девушка» [4]. Индивидуальность счастья и умение его находить отражены в стихотворении Эдуарда Асадова «Что такое счастье?»:

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Еще есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека [1].

Как видим, Эдуард Аркадьевич дает образное определение счастью и уверен в том, что оно не может быть одинаковым для разных людей, оно, действительно, «разного роста» и для каждого оно свое.

Итак, счастье – понятие субъективное. Каждый вкладывает в него свое понимание, для каждого оно проявляется по-разному и в разном. Размышляя над этой вечной проблемой, мы заинтересовались тем, как трактует счастье молодое поколение жителей нашего города. Нас взволновал вопрос: «Считают ли молодые череповчане себя счастливыми?» Перед тем, как начать сбор информации, мы определились с целевой аудиторией. Нами было принято решение выбрать респондентов юношеского возраста.

Юность – период в развитии соответствует переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют:

  • раннюю юность (старший школьный возраст – от 15 до 18 лет);
  • позднюю юность (от 18 до 23 лет) [3].

Почему мы выбрали для исследования именно людей юношеского возраста? Дело в том, что в данный возрастной период личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах. В период юношеского возраста у человека происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания [10]. Поэтому проблема личного счастья для юношей и девушек особенно актуальна.   

Для того чтобы собрать интересующий нас материал, мы разработали вопросы, которые должны были задать респондентам: 1) Каков Ваш возраст? 2)Что такое счастье, на Ваш взгляд? 3)Счастливы ли Вы?

В качестве методов сбора необходимой информации мы выбрали анкетирование и интервьюирование. Представители раннего юношеского возраста – учащиеся 9-11 классов заполняли анкеты, а молодые люди 18-23 лет, по большей части студенты, отвечали на вопросы устно в рамках короткого интервью. Результаты исследования показались нам интересными. Так, в опросе приняли участие 250 человек. Среди них школьники старших классов (ранняя юность) - 150, студенты и молодежь (поздняя юность) - 100.

Проанализировав все высказывания, мы выделили следующие критерии счастья для школьников:

  • благополучие близких и поддержка с их стороны;
  • комфорт, покой, эмоциональная стабильность;
  • любовь, любимый человек;
  • достаток;
  • радостные моменты в жизни;
  • свобода;
  • здоровье;
  • общение с друзьями;
  • любимое дело, хорошая работа;
  • достижение целей;
  • жизнь вообще;
  • свободное время и отдых;
  • личная польза для общества;
  • достаточный сон;
  • уверенность в завтрашнем дне;
  • жизнь без войны;
  • хорошие отметки по предметам;
  • еда;
  • хорошая погода;
  • домашние животные.

Критерии студенческого счастья выглядят следующим образом:

  • благополучие близких;
  • достаточный сон;
  • любимое дело;
  • любовь и любимый человек;
  • комфорт и гармония;
  • свободное время и отдых;
  • еда;
  • здоровье;
  • жизнь без проблем;
  • дружба;
  • достаток и наличие доходов;
  • саморазвитие;
  • личная польза для общества;
  • хорошая погода;
  • общение;
  • сдача сессии;
  • осуществление мечты;
  • домашние животные.

Таким образом, мы можем увидеть, что у раннего и позднего юношества критерии счастья в большей степени совпадают, но наблюдаются некоторые несоответствия по позиции в рейтинге.

Итак, проранжируем составляющие счастливой жизни школьников (период ранней юности) и студентов (поздняя юность). Больше всего опрашиваемых в качестве признаков личного счастья назвали благополучие близких, комфортные отношения в семье – 32,7%. У студентов этот показатель составляет 26%. Это говорит о том, что для той и другой категории молодых людей важной составляющей счастья является дом и семья: родители, братья, сестры. Респонденты дорожат отношениями с близкими родственниками. У студентов этот показатель ниже потому, что многие из них живут отдельно от родителей и, следовательно, меньше с ними проводят время.

Вторую позицию у школьников занимает комфорт, покой, эмоциональная стабильность (25,3%). У студентов же этот показатель имеет всего 8% и не занимает лидирующего места. А вторая позиция у них – сон (19%). Можно предположить, что этот выбор обуславливается обстоятельствами жизни обеих категорий юношества: школьникам важно стабилизировать эмоции, связанные с ЕГЭ и выбором дальнейшего профессионального пути; а студенты определились с выбором вуза, многие нашли работу, участвуют в общественной деятельности, и поэтому часто им не хватает времени на полноценный сон.

Третьей позицией в рейтинге школьников является любовь и отношения с противоположным полом (14,7%). К слову сказать, у студентов этот критерий на пятом месте (10%), а на третьем все-таки – успехи в различных сферах деятельности (14%). На наш взгляд, вполне объяснимо, что для раннего юношества любовь занимает лидирующую позицию в определении личного счастья. В соответствии с возрастными особенностями, внимание к противоположному полу особенно ярко проявляется именно в этот период. А в позднем юношестве в основном люди уже испытали первую влюбленность, и этот критерий счастья, не теряя своей актуальности, все же сдает первые позиции.

Далее обратимся к критериям счастья, которые не занимают первые позиции, но часто упоминаются респондентами. Так, например, 18% старшеклассников считают за счастье жить в достатке. Этот критерий также встречается и в ответах студентов, хотя процент значительно меньший (5%). Это можно объяснить тем, что школьники еще пока не имеют дохода и живут за счет родителей, у учащихся вузов есть стипендия, а также возможность устроиться на работу. Именно наличие работы и возможность совмещать ее с учебой и мыслится как счастье.

Еще одним распространенным критерием счастья является умение радоваться жизни и простым вещам (11,3% - у школьников, 9% - у студентов). Количество выбравших этот аспект счастья соотносимо и объясняется юношеским возрастом, необремененностью повседневными проблемами, предвкушением счастливого будущего.

Еще одной составляющей счастья является свобода. Кстати, этот критерий встречается только у старшеклассников (10%). И это, на наш взгляд, тоже неслучайно. У школьников в этот период наблюдается стремление к самостоятельности, а родители и педагоги зачастую осуществляют строгий контроль их действий. Вот почему ребята считают за счастье освободиться от опеки взрослых, поступать так, как они хотят. Но приходит время, школьники становятся совершеннолетними, поступают в иногородние вузы и становятся вполне самостоятельными и, в конце концов, понимают, что свобода не так уж и сладостна.

Просмотрев материалы опроса, мы также отметили, что фактором счастья у молодежи является и здоровье (9,3% и 6%). На первый взгляд, процент невелик, это также объясняется возрастными особенностями респондентов. В отличие от взрослых, проблем со здоровьем у людей юного возраста меньше, и поэтому этот критерий не занимает лидирующих позиций.

Продолжая анализировать ответы молодых людей, мы обратили внимание на самые непопулярные представления о личном счастье. Среди них наличие домашних питомцев (2%), чтение книг(2%), хорошая успеваемость на уроках (2%). В среде школьников встречаются единичные ответы, где счастьем они считают отмену школьных занятий или отличные отметки за контрольную работу по наиболее трудному предмету. У студентов мы наблюдаем похожую картину: иметь домашнее животное (3%), сдать сессию (4%), удобное расписание (3%).

Итак, проанализировав критерии личного счастья людей молодого возраста, мы пришли к выводу о том, что и для школьников, и для студентов понимание счастья в целом совпадает, различается лишь место в рейтинге популярности ответов. Счастье для людей ранней молодости заключается в благополучии близких и поддержке с их стороны; комфорте, покое, эмоциональной стабильности; в любви и любимых людях. Для людей поздней молодости первые три позиции в понимании счастья следующие: благополучие близких; достаточный сон; любимое дело. К сожалению, мы выявили респондентов той и другой категории, которые затруднились с определением личного счастья, заявив о том, что они никогда об этом не задумывались.

Определив, что подразумевают под личным счастьем опрашиваемые, мы заинтересовались: считают ли себя счастливыми молодые люди. Сначала мы предположили, что этот вопрос будет решаться положительно, поскольку возраст 15-20 лет по традиции принято считать самым счастливым периодом жизни человека. Именно в это время люди здоровы, полны надежд на будущее, мечтают о любви и карьере. Но опрос показал, что среди череповецкой молодежи 61,3% счастливых школьников, 81% - студентов. Несчастными себя назвали 19,3% старшеклассников и 7% учащихся вузов. Среди опрашиваемых нашлись люди, которые затруднились отнести себя к той или иной категории (19,3% и 12%). Среди людей поздней юности счастливых оказалось больше. Это можно объяснить тем, что у них потихоньку проходит юношеский максимализм, характерный для школьников 15-18 лет. В ранней юности люди, сопоставляя свою жизнь с жизнью своих счастливых кумиров, часто приходят к выводу об отсутствии желаемого счастья у себя.

Итак, в процессе работы над темой «Проблема личного счастья» мы пришли к выводу, что дать точное определение этому понятию очень сложно. Тем не менее, изучив высказывания о счастье представителей разных сфер жизни, мы обнаружили общие характеристики данного понятия: индивидуальность и субъективность. Опросив 250 молодых людей, выяснили, что для людей в ранней молодости счастье в благополучии близких и поддержке с их стороны; комфорте, покое, эмоциональной стабильности; в любви и любимых людях. А люди в поздней молодости считают личным счастьем благополучие близких, достаточный сон, любимое дело. Среди наших респондентов в основном счастливые люди. Как мы выяснили, число обладателей счастья выше среди студентов, нежели школьников. Этот факт прекрасно подтверждает слова американского писателя Уэйна Дайера о том, что «не существует пути к счастью, счастье – это и есть путь»[2].

 

Список литературы:
1. Асадов Э. Стихи. \\ https://www.culture.ru/poems/47322/chto-takoe-schaste
2. Великие философы о том, что такое счастье \\https://ru.ihodl.com/lifestyle/2016-05-23/velikie-filosofy-o-tom-chto-takoe-schaste/
3. Возрастная психология. Становление личности \\https://present5.com/vozrastnaya-psixologiya-stanovlenie-lichnosti-v-yunosti-1718/
4. Русские писатели о счастье. Вспоминаем рецепты счастья от русских классиков.\\ https://www.culture.ru/materials/180668/russkie-pisateli-o-schaste
5. Счастье\\ https://yandex.ru/images/search?text=счастье%20-%20
6. Слово «счастье»: происхождение и значение. \\ https://fb.ru/article/436933/slovo-schaste-proishojdenie-legendyi-i-znachenie
7. Счастье. Новая философская энциклопедия\\ https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%A1%D0%A7%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC%D0%95
8. Толковый словарь Ушакова онлайн.\\ ushakovdiktionary.ru
9. Что такое счастье с точки зрения нейрофизиологии. \\https://lifehacker.ru/bioximiya-schastya/
10. Юношество. Особенности развития личности в возрасте от 15–16 до 20 лет \\ Азбука воспитания. https://azbyka.ru/deti/yunoshestvo-osobennosti-razvitiya-lichnosti-v-vozraste-ot-15-16-do-20-let