Статья:

«Индивидуальная психология» Альфреда Адлера: опыт теоритического анализа

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Философия

Выходные данные
Ковалёва В.С. «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера: опыт теоритического анализа // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«Индивидуальная психология» Альфреда Адлера: опыт теоритического анализа

Ковалёва Валерия Сергеевна
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

В начале XX века научное сообщество всколыхнулось. Причиной тому послужило выдвижение новаторской по своей сути теории: классического психоанализа З. Фрейда. Бесспорно новое видение человека, выдвинутое Фрейдом, оказало весьма весомое влияние на различные направления, как в гуманитарных, так и в естественных науках. В русле классической психоаналитической теории стали возникать различные концепции, изучающие человека, особенности и мотивы его поведения, а также факторы, определяющие человеческую сущность. Стоит отметить, что большинство концепций и теорий, изначально примыкавших к психоанализу Фрейда, постепенно приходили к критике главных постулатов его учения: сексуальной этиологии неврозов и биологической детерминации индивида. Одним из таких учений, безусловно, возникших на почве классического психоанализа, но осуществивших пересмотр редуцирующих человеческую природу идей, стала «индивидуальная психология» Альфреда Адлера.

Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог и психотерапевт, основатель школы индивидуальной психологии, доцент Педагогического института в Вене. В 1920 году примкнул к кружку 3. Фрейда, позднее модифицировал фрейдизм и стал одним из основателей неофрейдизма. Его исследования по индивидуальной психологии основывались на анализе форм выражений духовной жизни человека, которые по своей сути являются общественными. Основными работами Адлера являются: «Практика и теория индивидуальной психологии» (1923), «Понять природу человека» (1927), «Наука жить» (1929) и другие.

Основной заслугой Адлера как мыслителя является пересмотр фрейдовской концепции биологической детерминации человеческой психики и последующие формирование своей теории, претендующей на целостное изучение человека уже как социального существа. Он не принял постулат Фрейда о сексуальной детерминации человеческого поведения, а на её место поставил социальное чувство.

В предисловии к своей книге «Практика и теория индивидуальной психологии» Адлер писал: «Индивидуальная психология стремится к углублению знаний о человеке, которого можно добиться, лишь выяснив отношение индивида к своим социально установленным задачам» [2, с. 4]. Уже из этой цитаты становится понятно стремление Адлера изучать человека как социальное существо.

Концепция Адлера включает в себя три основные категории: социальное чувство (социальный интерес), чувство неполноценности и стремление к превосходству (стремление к власти). Следует отметить, что эти факторы, определяющие структуру личности, рассматриваются в концепции Адлера в диалектическом единстве, как взаимосвязанные и взаимозависимые. Стоит отметить, что постулат Адлера о комплексе неполноценности является огромным вкладом в психологическую науку. Обратимся к более подробному его изучению.

«Чувство неполноценности», как утверждает сам основатель индивидуальной психологии, присуще каждому человеку. Он считает, что оно уже проистекает из самой человеческой природы, которая слаба, беспомощна и полна недостатков. В книге «Понять природу человека» Адлер называет человека «слабым животным», не способным жить в одиночку. Из этого и проистекает необходимость в создании общества и правил общественной жизни. Но, как раз-таки, из-за социальности личности проистекает и «чувство неполноценности», так как человек невольно начинает вступать в конфликтные ситуации с культурным и социальным окружением. Также, по мысли самого Адлера, субъективное «чувство неполноценности» возникает у ребёнка, осознающего свою слабость перед взрослым человеком. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества» [2, с. 117]. Таким образом, мы приходим к выводу, что «чувство неполноценности» возникает только при условии существования межличностных отношений, а это значит, что оно полностью социально мотивированное чувство.

В непосредственной связи с «чувством неполноценности» находится механизм «компенсации» и «сверхкомпенсации». Под влиянием чувства собственной неполноценности, по мнению Адлера, в психике каждого человека формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки», благодаря которой происходит бессознательное развёртывание жизнедеятельности индивида в направлении преодоления своей «неполноценности». Таким образом, под влиянием этого субъективного чувства и возникающих механизмов его преодоления осуществляется внутреннее развитие психики человека. Но основная заслуга Адлера заключается не в том, что он обозначил эти новые факторы и механизмы, составляющие структуру человеческой личности, а в том, что он делает глубокие выводы из своего изобретения. Адлер считает, что физическое несовершенство приводит в движение психические силы компенсации, которые ведут к совершенствованию человека, к проявлению его творческой деятельности, к могуществу и величию человека. Из этого мы можем сделать вывод о том, что место фрейдовских сексуальных влечений занимают в концепции Адлера механизмы «компенсации», являющиеся основой деятельности человека.

Следующим важным постулатом в концепции Адлера является «стремление к превосходству». Оно возникает из ранее рассмотренных нами механизмов «компенсации» и «сверхкомпенсации». Человек, осознавший свою беспомощность перед природными и социальными силами, желает превосходить над окружающими его обстоятельствами, и потому стремится «компенсировать своё «чувство неполноценности» достижением неограниченной власти, которая выступает одновременно и средством компенсации, и целью большинства людей, живущих в современной цивилизации» [3, с. 139].

По мере развития своих психологических взглядов, Адлер понял, что изучение бессознательных процессов внутренней человеческой жизни не может дать целостного представления о человеке. Он пришёл к заключению о том, что внутреннюю природу человека можно понять, исследуя всю совокупность связей, при помощи которых индивид устанавливает отношения с окружающим природным и социальным миром. Поскольку отношение человека к другим людям определяется как объектами внешнего мира или природой космоса, так и социальными институтами, социальными отношениями, то нельзя «понять психическую деятельность без понимания в то же время этих социальных отношений» [1, с. 26].

Таким образом, Адлер изучает человека не изолированным от всего, а включённым в «логику общественной жизни». Он утверждает, что правила общественной жизни также очевидны, как и законы климата. Исходя из этого, мы переходим к рассмотрению ещё одного из главных постулатов в концепции Адлера: «социальному интересу» или «социальному чувству».

Венский мыслитель считает, что понять личность индивида, внутреннюю природу человека – значит раскрыть природный и социальный контекст, в котором находится человек. И в этом смысле человек предстаёт, с одной стороны, как слабое и неполноценное биологическое существо, пытающееся компенсировать эти недостатки «стремлением к превосходству», а с другой – как социальное существо с «космическим чувством», с чувством сопричастности ко всему человеческому роду. Социальное чувство – это коллективный дух, чувство сопричастности к человечеству, которое формирует позитивные социальные взаимоотношения. Согласно Адлеру, эти взаимоотношения могут быть конструктивными и здоровыми только тогда, когда они включают в себя равенство, взаимодействие и дух сотрудничества. Социальное чувство начинается со способности отождествлять себя с другим человеком и ведёт к стремлению построить идеальное общество, основанное на сотрудничестве и равенстве личностей. Это понятие является ключевым в концепции индивидуума как социального существа у Адлера.

По замыслу Адлера, «социальное чувство» должно было служить отправной точкой для проведения различия между «индивидуальной психологией» и классическим психоанализом. Однако все попытки Адлера оказались бесплодными и, в конечном счёте, привели в большей степени к сходству, нежели к различию с психоанализом Фрейда. «Поэтому противопоставление «индивидуальной психологии» классическому психоанализу в плане рассмотрения биологических и социальных детерминант функционирования человеческой психики и природы человека в целом оказывается несостоятельным» [3, с. 147].

Безусловно, по сравнению с предшественниками, Адлер сделал шаг вперёд в понимании человека как социального существа. Но это не означало переворота в психоаналитическом движении, так как его понимание не выходит за рамки бессознательных влечений человека, а присущие личности социальные чувства и интересы носят одновременно биологически-врожденный характер.

Таким образом, мы подчёркиваем, что концепция индивидуальной психологии Адлера, внёсшая неоспоримые новшества в понимании человеческой природы, не может при этом претендовать на роль теории, охватывающей целостное понимание человека. В ней существенно не разобраны проблемы духовного бытия человека, что, на наш взгляд является огромным минусом в его концепции «индивидуальной психологии».

 

Список литературы:
1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический Проект, 1997. – 256 с. 
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – СПб.: Академический Проект, 2011. – 240 с. 
3. Лейбин В.М. Краткий психоаналитический словарь-справочник. – М.: Когито-Центр, 2015. – 192с.