Статья:

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ДРУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Арзамазова Д.А., Кирина Т.А. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ДРУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/12(69).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ДРУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Арзамазова Дарья Андреевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кирина Татьяна Александровна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Комлев Алексей Евгеньевич
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры философии, Саратовская государственная юридическая Академия, РФ, г. Саратов

 

Формирование дружеских взаимоотношений разных возрастов исследовалось многими философами, педагогами и психологами.

Одно из определений дружбы — это свободно устанавливаемые взаимные отношения, характеризующиеся эмоциональной насыщенностью, эмоциональной и инструментальной поддержкой, эксклюзивностью, близостью и личностным отношением к партнеру.

Последнее время феномену дружбы уделяется мало внимания в социологической и философской литературе. Большинство исследований, посвященных этой теме, рассматривают этот концепт слишком широко, упуская само определение этого понятия и его многие отличительные черты в контексте современного общества.

Ввиду интенсификации жизни, понимание дружбы у разных поколений стало всё больше различаться, потому что каждое поколение – это уже практически своя культура. Интенсивная дифференциация понимания данного концепта в возрастном контексте требует дополнительного осмысления в современных реалиях.

По мнению известного ученого Ф. Тенниса дружбу следует считать следствием общего труда и общего образа мыслей, при этом она не зависит от соседства или родства, это, по сути, высшее воплощение общности [1, С.27].

Другую точку зрения на природу дружбы высказывал Г. Зиммель, который понимает под ней некое средство самораскрытия для индивида. На взгляд Г. Зиммеля «индивидуальность человека создается прежде всего наличием некоей тайны, составляющей исключительное достояние личности» [2]. По мере становления внутреннего мира человека, его самораскрытие происходит все труднее. Помимо этого, человеку невозможно преодолеть внутренние барьеры и полностью раскрыться одному человеку, в связи с чем чаще всего происходит разделение дружбы на несколько различных отношений, в которых отражаются разные части его Я.

Таким образом, оба ученых говорят о видоизменениях, которым подвергаются дружеские отношения, связывая их при этом с трансформациями, происходящими в социальной структуре общества, которые и приводят к оскуднению дружбы. В то же время Теннис отмечал, что это может являться итогом изменения в самих социальных взаимоотношениях, то по Г. Зиммелю это происходит из-за усложнения самой личности человека  [2].

Феномен дружбы исследуется в современный период, так большую известность получили работы И. Кон, который изучению понятия дружбы уделил огромное внимание в своих работах, он проводил комплексный анализ данного феномена. В своей книге «Дружба» И. Кон наделяет дружбу следующими основными чертами:

  1. Дружба сама по себе является самоценностью.
  2. Основа дружбы – это симпатия и она избирательная.
  3. Дружба содержит глубокое интимное отношение «предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие и любовь» [3].

Так же, И. Кон уделяет внимание в своем исследовании и развитию понятия дружбы в различные периоды времени [4]. Интересным является понимание дружбы через любовь, как взаимозависимые категории. Интересна фраза Э.Фромма «любовь - это единственный разумный и удовлетворительный ответ на вопрос о смысле человеческого существования», так и дружба и любовь являются философскими категориями, которые человек проносит сквозь всю жизнь [5].

Содержание и структура дружеского общения у взрослых меняются. Терпимость к различиям — один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Это проявляется и в общении. Формированию детской дружбы чаще всего способствует более старшее поколение, человек не наделен от рождения даром «дружить», этому учатся на протяжении всей жизни. Первых друзей человек, как правило, выбирает с одобрения значимого взрослого. Но и дружба такая редко бывает крепкой и надежной. Детская дружба может распасться из-за пустяка.

Юноши уже готовы мириться с частными недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто тотальное. Отчасти здесь проявляется типичная для юности идеализация друга и дружбы, отчасти это связано с вполне реальными обстоятельствами. Устремленные в будущее, юноши делятся друг с другом, прежде всего, мечтами и жизненными планами. Чем неопределеннее эти образы будущего, тем легче найти человека, который полностью их разделяет.

Жизненный мир взрослого человека гораздо сложнее. Его деятельность, круг его общения и сфера интересов неизбежно расчленяются, специализируются. Чем сложнее и многограннее человек, тем труднее найти другого, который был бы ему созвучен во всех отношениях. Отсюда дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим — воспоминания молодости, с третьим — эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которые люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой. На устойчивость взаимоотношений влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних, дружба очень податливая субстанция и зависит во многом от устойчивости нервно-психического состояния человека.

Дружеское общение во всех возрастах имеет высокую нравственно-психологическую ценность, наличие друзей считается одной из важнейших предпосылок психологического комфорта и удовлетворенности жизнью. Однако в старших возрастах новые дружбы завязываются труднее. Понятие «лучший друг» все теснее сливается с понятием «старый друг».

Итак, дружба представляет собой один из видов близких межличностных отношений, в которых реализуется потребность в любви, принадлежности и значимости.

Для каждого человека дружба является и жизненной, и нравственной ценностью.

В общественном сознании дружба предстает как некие идеальные отношения, отличающиеся высоким уровнем доверительности. Однако каждый человек представляет дружбу по-разному, в зависимости от того, в какой культуре он воспитывается и живет, каковы его реальные жизненные обстоятельства, каков его возраст, пол и уровень развития.

 

Список литературы:
1. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: Владимир Даль. 2002. 389c.
2. Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии / Сост. С.Я. Левит.  М.; СПб.: Университетская книга, Центр гуманитарных инициатив, 2015. 416 с.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 215c.
4. Кон И. Дружба. 4-е издание. доп. СПб.: Питер. 2005. 330с.
5. Фромм Э. Человек для себя // PSYLIB Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие». URL: http://psylib.org.ua/books/fromm04/txt09.htm.