Статья:

Социальное управление эволюцией человека: утопия или реальность?

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Философия

Выходные данные
Баюков Н.С. Социальное управление эволюцией человека: утопия или реальность? // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальное управление эволюцией человека: утопия или реальность?

Баюков Никита Сергеевич
студент, ГОУ ВО Московской области Государственный социально-гуманитарный университет, группа Хинф31, РФ, г. Коломна
Погодина Ольга Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., специалист по истории философии, Государственный социально-гуманитарный университет, РФ, г. Коломна

 

Что такое управление? Это какая-то деятельность субъекта, направленная на достижение объектом нужного результата. Управлять можно по-разному. Истории известны случаи как демократического управления, так и тирании или же более мягкой формы управления – монархии. Такие примеры можно также назвать частными случаями социального управления, то есть воздействия на социум – социальный объект – в качестве которого можно рассматривать общество. Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни и ценности людей.

А что такое эволюция? Если обобщить, то можно сказать, что это процесс развития. Говоря об эволюции человека, мы говорим об историческом развитии всего рода Homo sapiens и развитии отдельных индивидов.

А что будет, если объединить выше рассматриваемые понятия? По Фрэнсису Гальтону получится «евгеника», что в переводе с греческого означает «породистый». Изначально под этим термином понималась не только практическая и научная деятельность по охране и улучшению наследственности человека. Подразумевалось также выведение улучшенных пород животных и сортов растений. Человек по своей природе всегда стремится к улучшениям. Многие люди специально выводят собак, скрещивая между собой здоровых особей, пытаясь получить здоровое, сильное и красивое потомство.

Многие виды деятельности имеют деления на направления. Так и у евгеники. Делится она на позитивную и негативную. Цель позитивной евгеники: увеличение воспроизводства полезных для общества индивидов, а негативной – уменьшение физически или умственно недоразвитых индивидов.

Пик интереса к евгенике пришелся на 1920–1930 годы. В Германии, США, СССР и в других странах проводились многочисленные эксперименты по выведению людей с заданными свойствами. Ученые пытались создать идеальных узких специалистов, солдат, рабочих ... Результаты таких экспериментов по современным суждениям довольно скромные, а Германия, и в частности Адольф Гитлер, скомпрометировали саму идею евгеники.

В последнее время евгеника стала менее актуальна: многие ее предпосылки были научно дискредитированы. Хотя тут можно заметить, что некоторые ее основные цели были достигнуты благодаря технологиям и достижениям медико-биологических наук [1].

«Второе пришествие» евгеники пришло в мир в виде неоевгеники, одном из направлений новой экспериментальной биологии. Это наука, изучающая сущность биологических процессов и явлений на основе применения точных физических и химических методов [3]. Неоевгеника рассматривает вопросы развития, совершенствования человеком природы (в том числе и человеческой), т.е. контролируемой эволюции [4]. Неоевгеника связана со многими науками: экологией, генной инженерией, психологией, педагогикой, этикой... Особо перспективны направления в неоевгенике, связанные с экспериментами по генной инженерии, медицине и пр.

Генная инженерия – это пересадка генов и частей ДНК одного вида в клетки другого организма. Гены выстраиваются животных и людей встраиваются в хромосомы растений, рыб и млекопитающих, в результате создаются формы жизни, ранее не существовавшие.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что социальное управление эволюцией человека – воздействие условий жизни и ценностных ориентаций на развитие человека. Идея улучшения человека не нова. Еще в древности люди говорили о своем развитии. Только в те времена они хотели развиваться не сами, а под чьим-то руководством. Руководством более сильного, более мудрого. Высшего существа. Например, Бога. Если же человек видел перед собой другого человека, который вел к улучшениям, то он мог его и полубогом назвать. В греческой мифологии существуют Геракл, Персей, Тесей.

Ислам и христианство не признают идею физической эволюции человека. В этих религиях допустимо лишь индивидуальное духовное развитие в течение жизни, а сама человеческая природа – заранее заданна и неизменна. Тем не менее, существование индивидуальных различий и всякого рода способностей признается. Одни из них считаются данными «от Бога», другие – «от дьявола».

Идея улучшения человека достаточно увлекательна по своей сути. В России был даже снят фильм «Индиго». Индиго – это дети «нового» типа, уникальные, обладающие выдающимися способностями. Популярна идея и об обладании такими детьми сверхспособностями, так как человеку тяжело представить, что будет в будущем, но уже понятно – с каждым годом человек будет уметь и иметь больше. Во Франции таких детей называют «тефлоновыми», в Англии – «детьми тысячелетия», а в Японии и Китае – «детьми света».

Трудно сказать, какие изменения человека объясняются биологическими факторами, а какие – изменением социокультурных условий. Биологические факторы эволюции человека создали предпосылки для возникновения у него наследственных изменений, определяющих, к примеру, цвет глаз и волос, рост, а также устойчивость организма к воздействиям внешней среды. А что касается социокультурных факторов, то, например, в Китае почти все люди обладают музыкальным слухом (из-за тональности языка). В Европе же, где языки не тональные, музыкальный слух не нужен для обычной речи – следовательно, и присутствует он у немногих людей.

В последние годы произошел прорыв в области изучения генома: расшифрован геном человека, многих млекопитающих и растений. В Европе достигли успехов нанобиотехнология, создание биосенсоров и системная биология. Основное направление сегодняшних исследований европейских ученых в молекулярной генетике – использование геномных технологий для лечения онкологических заболеваний, СПИДа, малярии и туберкулеза.

Генотип – совокупность всех генов данной клетки или организма. О генотипе судят по его проявлениям в фенотипе. Это совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития. Внутри каждого вида организмы отличаются своими генотипами. У людей идентичные генотипы имеют только однояйцевые близнецы. Генетика изучает два фундаментальных свойства живых систем: наследственность и изменчивость. Стойкое преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды, называют мутацией. Наследственная изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях. С точки зрения эволюции мутации обеспечивают достаточное генетическое многообразие, чтобы позволить видам приспособиться к условиям окружающей среды путем естественного отбора.

Если смотреть с точки зрения современной науки, то улучшить человека можно изменив его геном. Работы по изучению генов в перспективе открывают новые пути в медицине. Уже сейчас можно провести специальные генетические тесты, показывающие предрасположенность к таким генетическим заболеваниям как, нарушение свертываемости крови, рак груди, заболевания печени и другие. Информация о геноме человека может помочь поиску причин возникновения болезни Альцгеймера, рака и других серьезных заболеваний и, вероятно, в будущем приведет к успехам в их лечении [2]. Идея «лечения» генов только в начале кажется простой: вместо поврежденного гена вводить в клетку соответствующий здоровый. Но все так просто. Прежде всего нужно получить ген: либо выделить в готовом виде из других организмов, либо синтезировать.

Существует также возможность разнообразить человеческие гены и свести к минимуму уродливые мутации и последствия возможного кровосмешения. Сейчас существуют методы пересадки генов, но они актуальны не во всех случаях, могут возникнуть нежелательные побочные эффекты.

Одним из наиболее важных юридических документов в настоящее время является принятая Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1997 году «Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека», которая является первым всеобщим правовым актом в области биологии. Декларация постулирует, что «геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия» [5].

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Эволюция тоже происходила в процессе перехода от простого к сложному.

Перспективы дальнейшей эволюции человека без преувеличений являются одной из важнейших нерешенных проблем современной философии и науки. Точки зре­ния на эту проблему разнообразны. Важнейшим условием дальнейшей эволюции человека и общества с помощью изменения генотипа является процесс совершенствования («расширения») сознания.

Социальное управление эволюцией человека: утопия или реальность? Утопия на практике в истории и реальность в науке сейчас.

 

Список литературы:
1. http://www.slovopedia.com/14/197/1013354.html.
2. https: //ru.wikipedia.org/wiki / Проект_«Геном_человека».
3. http://www.slideserve.com/ludlow/3494193.
4. http://aredos.narod.ru/page13.html.
5. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/human_genome.