Статья:

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Конференция: XXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Зорин В.О., Киселёва Т.Е. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(22).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 139 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Зорин Владислав Олегович
студент СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Киселёва Татьяна Евгеньевна
студент СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, доц., СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк

 

Вопросы общественного развития всегда находились в поле зрения многих ученых, в том числе философов. По мере изучения предмета была выделена целая дисциплина — социальная философия.

Развитие науки об обществе представлено различными философскими исследованиями, в каждом из которых выделяются свои аспекты. Рассмотрим некоторые из них.

Основатель социологии О. Конт выделял три стадии развития общества в «Курсе позитивной философии» и впервые представил изучение общества на научной основе. По его словам есть некий великий закон, развиваясь по которому общество проходит все три стадии: теологическую, как исходный пункт развития человеческого мышления; метафизическую, где приобретают популярность идеи позитивной философии, либерализма, индивидуализма; научную, где объяснения всех процессов происходит только на основе научных фактов. От простого к сложному — по такому принципу происходит социальная эволюция.

Появление науки об обществе связано с ещё одним открытием — необходимостью разделения труда, что привело к появлению социальных групп и росту благосостояния людей, но в то же время появилась большая трещина в фундаменте общества. Теперь люди были ориентированы на получения богатства и эксплуатацию других в целях улучшения своего материального положения.

Рассматривая идеализм в целом, можно сказать, что деятельность человека всегда носит осмысленный, осознанный характер. Формируется идеальный образ, происходит постановка цели и выбор средств её достижения. Главной задачей развития общества было духовное самосовершенствование.

В таком случае можно сделать вывод, что основой общественного прогресса является духовное и интеллектуальное развитие человека. Иными словами сознание первично по отношению к другим общественным феноменам.

Но в данной философской концепции нет исторических закономерностей. Общество — это всего лишь совокупность отдельно взятых людей, каждый из которых действует в своих целях. Развитие событий определяется мнением выдающихся людей. Тогда можно говорить о том, что сознание людей определяет их бытие.

Но ведь общество можно анализировать и рассматривать с разных сторон. Так, представители натуралистической концепции утверждают, что все социальные явления зависят от действия природных закономерностей. Есть закон роста организмов, подобно которому существует закон развития социума, определяющий характер всех явлений в нём. Стоит открыть и изучить этот закон и будет найден способ координирования всех действий общества.

Общество есть организм, представляющий собой не совокупность клеток-индивидов, а надындивидуальную целостность. Общество возникает на одной из ступеней эволюции, когда уже сформированы единичные, индивидуальные организмы и происходит формирование некоего «сверхорганизма».

Одним из представителей этой теории являлся Г. Спенсер. Он выдвинул тезис, утверждавший, что для рационального понимания истин социологии необходимо иметь рациональное представление об истинах биологии. Он проводил параллели между общественной жизнью и биологическим организмом: социум и организм развиваются, а процессы этого развития в свою очередь влекут за собой усложнение их частей. Составляющие структуры специализируются в процессе эволюции. А в случае расстройства некоторые части могут существовать автономно на протяжении определённого времени.

Так, на основе данной аналогии можно выделить три ступени: поддерживающую, снабжающую источниками питания (экономика) и распределительную, которая определяет и контролирует взаимодействие между различными частями общества (государственная власть).

Позднее появилось ответвление этой теории. А. Чижевский, Л. Гумилёв и другие представители космизма, говорили о влиянии космоса на человека посредством солнечных лучей, а социальная эволюция в свою очередь напрямую зависит от влияния Вселенной и освоения космических пространств.

В XX веке возникло направление геополитика. Представители этой теории говорили о том, что условия окружающей среды влияют на развитие государств в мировой истории. Жизнедеятельность государств, как жизнедеятельность живых организмов, осуществляется по естественному закону борьбы за выживание — борьба за жизненное пространство. Синтез геополитики и расовой теории стал парадигмой немецких национал-социалистов.

В современном мире географические идеи развития занимают далеко не последнее место. Этой теорией объясняется различный уровень социально-экономического развития постиндустриального Запада и индустриального, а зачастую и аграрного Востока.

Подводя некую черту под этими тезисами, можно сказать, что природная среда имеет большое влияние на социум: определяет психологические особенности человека, различие уровня развития политической и другой общественной деятельности, развитие государств.

Имеет место быть и диалектико-материалистическое воззрение на развитие общества, которое представляет собой новую философскую парадигму. Диалектика — это учение о единстве противоположностей. Борьба противоположного является почвой и для возникновения, и для исчезновения. К. Маркс, представляющий данную концепцию развития социума, видел противоречия между производительными силами и производственными отношениями: власть и народ, богатые и бедные. Возникает вопрос о том, как именно в этой борьбе происходит развитие общества?

Подробно эта идея была рассмотрена К. Марксом в «Критике политической экономии». Он пишет, что люди вступают в необходимые производственные отношения, сообразные определённой фазе развития их материальных производительных сил. Совокупность таких отношений представляет собой экономическую структуру общества. Достигнув назначенной ступени развития, эти отношения начинают сдерживать развитие производительных сил. Возникает их противодействие, которое является главной причиной общественного развития. Конфликт достигает своего максимума и перерастает в социальную революцию. В процессе развития революции производственные отношения уничтожаются и возникают новые, активизирующие дальнейшее развитие производительных сил. В противном же случае, если произойдёт уничтожение производительных сил, общество погибнет.

Но в противовес идеям о революции выступил Г.В. Плеханов, утверждавший, что отсталость сознания пролетариата обусловлена отсталостью капитализма. А когда нет прогресса, революция невозможна. Раз открыты и изучены движущие силы исторического развития, то теперь человек может взять бразды правления в свои руки.

Также причинами общественного развития, по мнению Г.В. Плеханова, причём неважно по какому пути происходит это развитие, являлись природа и население, так как влияние окружающей среды на человека неизменно. И нельзя не отметить эту дальнозоркость первого русского марксиста. В настоящее время существует наука экология, изучающая это взаимовлияние.

Материалистическая теория развивалась и преобразовывалась. Эта концепция занимала доминирующие позиции в СССР, но была подвергнута забвению из-за ряда противоречий. Идея была применима только к пролетарскому обществу, критиковала многие тенденции общественного прогресса. Недооценка конфессиональных, национальных, психологических и других причин, влияющих на процесс становления общества, стало одним из главных недостатков данной теории.

Сейчас набирает обороты плюралистическая модель. Общество в ней рассматривается как совокупность различных факторов: конфессиональных, экономических, морально-нравственных, политических, экологических и многих других. Все эти факторы занимают равнозначные позиции. Но в определённых ситуациях какой-либо один может выступать в роли доминирующего. В таком случае данная модель является объединением всех концепций и в зависимости от ситуации и главенствующего фактора предстаёт в той или иной форме.

Подводя итог проделанному анализу о различных подходах к общественному развитию, можно сказать, что ни одна из существующих на данный момент концепций не является универсальной моделью развития общества. Однако каждая из них может быть применима в тех или иных условиях на определённый промежуток времени.

Каждое последующее поколение людей привносит в общество нечто новое: характер деятельности, тенденции развития, политические идеи и многое другое. Это приводит к изменению идейных течений, и общество начинает идти другим путём. Безусловно, наличие объективных факторов, которые некоим образом не зависят от воли и сознания человека, имеют большое значение. Ведь с каждой новой генерацией история не начинается с нуля, а продолжается. Тогда общественное развитие можно представить, как синтез, взаимодействие этих двух факторов — объективного и субъективного.

Сейчас можно с уверенностью утверждать, что общество — это самостоятельная система. И движущая сила эволюция находится в самой этой системе, а не приходит извне.