Анализ влияния COVID-19 на внутренний и внешний туризм
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)
Анализ влияния COVID-19 на внутренний и внешний туризм
Аннотация. В данной статье было рассмотрено влияние COVID-19 на туристическую отрасль в России и были представлены меры поддержки туризма.
Ключевые слова: анализ, динамика, индустрия туризма, COVID-19, пандемия, меры поддержки, туризм.
Современный туризм называют феноменом ХХ века, а нынешний век имеет все шансы стать веком туризма. В туризме участвуют более 150 стран из 195 стран мира. В последние десятилетия мировой туризм демонстрирует уверенный рост. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), число туристов, прибывших в мир к 2030 году, составит 1,36 миллиарда человек. Иными словами, каждый пятый житель планеты будет совершать туристические поездки. Во всем мире на туризм приходится около 10% ВВП и более 6% мирового экспорта.
Туризм традиционно считается высокорентабельным видом экономической деятельности, и во многих странах и регионах мира он выступает катализатором социально-экономического развития (например, в Испании, Франции, Италии и многих других странах). В то же время индустрия туризма имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать при формировании моделей и прогнозов развития различных территорий. Например, туризм оказывает мультипликативный эффект на многие другие сферы экономической деятельности: транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговлю, общественное питание. [1]
Примечательно, что, с одной стороны, туризм может внести существенный вклад в пополнение золотовалютных резервов государства, с другой-стать "черной дырой" для вывоза валюты за рубеж. Кроме того, туризм можно классифицировать как высокорисковую экономическую деятельность. Наиболее значимыми факторами риска считаются экономическая, политическая и социальная нестабильность в том или ином регионе
В последние два десятилетия туристический рынок России приобрел большое значение, активно развиваясь и формируя новый имидж как для отечественных потребителей, так и для иностранных туристов как гостеприимной страны с огромными возможностями для разнообразного и комфортного отдыха. По данным Всемирной туристской организации, Россия входит в десятку самых посещаемых стран мира.
Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности туризма Всемирного экономического форума, Россия в 2019 году заняла 39-е место из 140, что на четыре пункта выше предыдущего аналогичного рейтинга в 2017 году.
Что касается стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, то основным конкурентным преимуществом туризма в нашей стране является "наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов", которые имеют глобальное значение и благодаря которым можно развивать практически любой вид туризма. Например, по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО Россия занимает десятое и четвертое места в мировом рейтинге соответственно. [3]
Однако на сегодняшний день вклад туризма в экономику Федерации не так значителен, как, например, в некоторых европейских странах, хотя и характеризуется высокой динамикой развития (по данным Ростуризма, доля туризма в ВВП России составляет 3,4%, в то время как в ряде европейских стран этот процент может достигать до 10%).
В 2020 году российская туристическая отрасль столкнулась с серьезным вызовом в своем развитии — тяжелый кризис вызвал стремительное распространение нового вируса (COVID-2019) на планете. [2]
По данным Ростуризма, падение продаж в туристической отрасли весной 2020 года достигло почти 100 процентов, общая сумма недополученных доходов в отрасли только за первое полугодие может составить около 1,5 трлн рублей, включая доходы гостиниц, санаториев, домов отдыха, туроператоров, турагентств и всех видов туристических перевозок.
За 10 месяцев 2020 года внутренний туризм подорожал для населения России в среднем на 1,7% в годовом выражении. В мае услуги гостиниц и аналогичных объектов размещения, а также турагентов и туроператоров снизились на 87,7% и 98,0% в годовом выражении.
Несмотря на карантинные ограничения и закрытие границ, российская туристическая отрасль смогла предложить гражданам ряд новых внутренних туристических направлений. Например, впервые были запущены чартерные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в республики Алтай и Хакасия, рейсы в Республику Бурятия с дальнейшими трансферами туристов на Байкал, а также в курортные города на Балтийском море-Светлогорск, Зеленоградск, Янтарный.
COVID-19 заставил многих россиян отказаться от поездок за границу и воспользоваться возможностью путешествовать по России. Например, в Крыму отдохнуло в 1,5 раза больше туристов, в сентябре тоже сохраняется положительная тенденция; Краснодарский край прибавил 15% к прошлому лету, Кавминводы удерживаются на прошлогоднем уровне, что можно считать хорошим показателем; главными открытиями для российских туристов стали Калининград и курорты Калининградской области, которые показали рост популярности на 30%. В Карелии также отдохнуло на 30% больше россиян, чем прошлым летом. [4]
Во время пандемии российское правительство начало активно регулировать и поддерживать туристическую отрасль, поскольку она остается развивающейся областью. Именно поэтому государство активно регулирует сферу туризма с помощью таких нормативных актов, как:
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Закон определяет основные понятия, используемые в туристской деятельности, принципы, приоритеты и цели государственного регулирования туристской деятельности, основы договорных отношений в сфере туризма, права и обязанности туристов, особенности формирования, продвижения и реализации туристских продуктов, обеспечения безопасности туризма, формы сотрудничества в туристской отрасли.
- "Правила оказания услуг по реализации туристского продукта". Регулирование деятельности туристических агентств
- Закон Российской Федерации "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
Более того, государство разработало стратегию развития туризма в России на период до 2035 года. Он предполагает создание федерального центра маркетинговых компетенций, который может стать инициатором запуска национальной туристской системы на единой онлайн-платформе. Стратегия предлагает широкий спектр решений, направленных на развитие цифровых технологий в российском туризме, в том числе:]
- внедрение и развитие многоязычных информационных сервисов в помощь туристам;
- разработка и внедрение электронной туристической карты гостя и аналогичного мобильного приложения в городах и субъектах Российской Федерации;
- обеспечение прозрачной электронной системы оценки качества предоставляемых туристских услуг;;
- предоставление возможности ознакомиться с культурными и природными достопримечательностями, музейными экспозициями, туристическими маршрутами в режиме онлайн;
- создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и дисплейным объектам;
- развитие системы открытых данных в сфере туризма. [2]
Также для стимулирования внутренних турпотоков Правительство Рф выделило 15 млрд рублей на реализацию программы возврата гражданам части затрат на покупку туров по России и бронирование билетов (туристический кэшбэк). В рамках первого этапа программы, который длился с 21 по 28 августа 2020 года, максимальная сумма кэшбэка за поездки в Россию составила 15 тысяч рублей. при стоимости тура от 75 тысяч рублей. При покупке тура стоимостью от 50 тысяч рублей до 74,9 тысячи рублей возврат средств составлял 10 тысяч рублей, от 25 тысяч рублей до 49,9 тысячи рублей — 5 тысяч рублей. Обязательным условием программы было использование карты платежной системы " МИР " при оплате тура. По словам руководителя Ростуризма З. В. Догузовой, на первом этапе программой воспользовались 60 тысяч граждан России, потратив на туры и проживание около 1,4 миллиарда рублей. Самыми популярными направлениями в рамках программы cashback стали Краснодарский край, Крым и Ставропольский край.
Второй пакет антикризисных мер государственной поддержки туристской отрасли в Российской Федерации предусматривал безвозмездную финансовую помощь со стороны государства. Эти средства будут использованы субъектами туристской отрасли для решения наиболее важных для себя задач, в том числе для выплаты заработной платы своим сотрудникам. Российский союз туриндустрии (РСТ) разработал ряд посткризисных мер, направленных на максимально быстрое восстановление туристической отрасли, в том числе:
1) субсидирование рекламных акций с целью снижения стоимости туристского продукта с целью сделать его более доступным для массового туризма после окончания пандемии.
2) субсидирование социального туризма — организованные поездки социально незащищенных групп населения (школьников, студентов, пенсионеров и др.).
3) частичное субсидирование авиаперелетов для групп в туристические регионы, недоступные из-за высокой стоимости перелета (Сахалин, Алтай, Байкал и др.).
4) поддержка предпринимательской инициативы по созданию туристских продуктов, объектов туристской инфраструктуры и др. создать дополнительные рабочие места и увеличить туристический поток. [5]
Нынешний кризис в туризме, вызванный пандемией коронавируса, беспрецедентен с точки зрения ожидаемых потерь и последствий. Прогнозы на последующее восстановление звучат совсем по-другому. Чаще всего эксперты называют третий квартал 2020 года и позже, когда высказывают свои предположения о том, когда туристический рынок начнет восстанавливаться. Некоторые эксперты предполагают, что выход из кризиса продлится еще несколько лет. На наш взгляд, к тому времени, когда пандемия закончится и границы между странами будут открыты, индустрия туризма накопит огромный отложенный спрос. Ожидается, что первым восстановится внутренний туризм. Однако, скорее всего, покупательная способность населения снизится, поэтому спрос на бюджетные туры в собственные страны будет расти. Что касается въездного туризма, то его восстановление может занять гораздо больше времени. В связи с этим игрокам туристического рынка имеет смысл сконцентрировать свои усилия в сегменте внутренних путешествий, изучая и продвигая потенциально перспективные направления и разрабатывая новые предложения
В то же время из-за страха перед большим скоплением людей массовый туризм, скорее всего, станет более индивидуальным, а популярность экотуризма, который ранее имел большой потенциал для развития в нашей стране, возрастет. Еще одним ожидаемым следствием кризиса станет повышенное внимание туристов к безопасности путешествий и санитарно-эпидемиологической обстановке. Важным следствием нынешнего кризиса станет еще большее усиление давней тенденции цифровизации туризма.