Статья:

К вопросу о деятельности общественных организаций в области обеспечения безопасности в ЧС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Семёнова У.А., Аксенов С.Г. К вопросу о деятельности общественных организаций в области обеспечения безопасности в ЧС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89833 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о деятельности общественных организаций в области обеспечения безопасности в ЧС

Семёнова Ульяна Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, проф., ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Обеспечение общественной безопасности России предполагает соучастие в этой деятельности, наряду с государственными институтами и учреждениями, также и общественных организация и объединений. В свою очередь государственное управление общественной безопасностью должно строиться с учетом особенностей функциональных и организационных форм, направленности и характера работы общественных объединений, их реальных и потенциальных возможностей. Именно сложенные усилия государства, общества и социально ответственных граждан может служить гарантией безопасности для каждого гражданина проживающего на территории Российской Федерации. Осознание этого факта побуждает значительную часть населения страны к самоорганизации и созданию общественных объединений в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Общественные объединения на основе Федерального закона Российской Федерации определяются как «добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» [3].

Согласно статье 15 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ. Общественные объединения вправе участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и с уставами своих организаций [1].

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с транспортировкой членов общественных объединений к зоне ликвидации чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в  условиях чрезвычайной ситуации. [1]

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Одной из распространённых, в большей степени, общественных организаций являете добровольная пожарная охрана.

Добровольная пожарная охрана – это совокупность сил и средств, добровольно объединившихся для тушения и профилактики пожаров на территории муниципальных образований. Создается добровольная пожарная охрана по инициативе людей или организаций, как юридических лиц несущих ответственность, деятельность которых регулируется государственными правовыми нормами. Как и профессиональные формирования, добровольная пожарная охрана решает задачи, связанные с тушением и предотвращением пожаров,  участвует в аварийно-спасательных работах.

Существует Федеральный закон от 6.05.2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

В нем четко описано, как можно организовать добровольную пожарную охрану. Включает три этапа:

  1. Провести организационные мероприятия.
  2. Разработать проект положения для организации или ее устава.
  3. Провести регистрацию в государственных органах. (Данная позиция не обязательна.)

При этом в Федеральном законе четко обозначено, что пожарная охрана (добровольная) может быть организована в двух правовых формах:

  • организация общественного типа,
  • учреждение этого типа.

В первом случае объединяются между собой обычные граждане (их должно быть не менее трех человек) или общественные организации (по собственной инициативе). Есть третий вариант – объединение, как физических лиц, так и общественных организаций [2].

Минимальная численность добровольных пожарных на территории муниципального образования устанавливается из расчета один добровольный пожарный на каждые 160 человек населения данного муниципального образования. При этом минимальная численность оперативного подразделения должна устанавливаться учитывая вида и количества пожарной техники, находящейся в боевом расчете добровольного пожарного формирования, и нормативную численность боевых расчетов

При этом организация добровольной пожарной охраны занимается теми же функциями, что и профессиональные подразделения пожарной охраны. Но с одной оговоркой, это не должно противоречить уставу объединения. Членам обязательно выдаются удостоверения определенного образца, подтверждающие, что гражданин прошёл обязательную аттестацию.

Следовательно, добровольная пожарная охрана — это общественная организация. Как в любом общественном объединении в ней присутствуют принципы создания и деятельности, такие как:

  • равенство перед законом, любые нарушения распространяются на членов добровольных формирований, как на любых граждан;
  • руководство добровольной охраны вправе свободно определять внутреннюю структуру охраны, а также цели, форму и деятельность;
  • полная гласность и доступность к информации о их деятельности;
  • готовность участвовать во всех мероприятиях связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, в том числе и учениях;
  • спасение пострадавших при пожарах или чрезвычайных ситуациях;
  • готовность подразделений добровольной пожарной охраны к участию в проведении аварийно-спасательных работ;
  • обеспечить безопасность членов общественной добровольной пожарной охраны при несении службы [2, 3].

При этом необходимо добавить, что органы федеральной исполнительной власти в праве в порядке оказания поддержки передавать во владение добровольной пожарной охраны имущество, средства связи, помещения и иное имущество для достижения уставных целей. Органы власти вправе помогать в плане социального обеспечения добровольцев и членов их семей [2].

Таким образом, мы рассмотрели основные принципы формирования добровольной пожарной охраны. Стоит отметить, что главный принцип этой общественной организации – добровольность. Ни о каком принуждении не может быть и речи. Только большое желание и гражданская ответственность должны стать побудителями вступить в добровольную пожарную охрану и служить на благо Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон от 6.05.2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
3. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ.
4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ
5. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблемы обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. Уфа: РИК УГАТУ, 2020.- С. 242-244.